22.07.2011     1
 

Древнерусское ополчение (ч. 2): мастера, купцы, монахи


Окончание. Начало —  здесь

Мастеровые

Ремесленников на Руси всегда было море, они были основой городского населения. В одном только Новгороде,  накануне татарского нашествия, было свыше 50 специальностей – каменщики, плотники, кожевники, сребрени­ки, кузнецы и многие другие.

Селились часто  по промыслам – так на карте Новгорода появились Гончарский и Плотницкий концы. Но мно­гие ремесленники жили на тер­ритории боярских усадеб, и в случае войны подлежали «всеобщей мобилизации» под крылом бояр-кормильцев.

Вспоминается совсем уж дикий случай, который произошел во второй половине XII века в городе Боголюбове.После смерти князя Андрея Юрьевича (Боголюбского) горожане, в основном – ремесленники,  разграбили его замок. Как сообщает летопись, больше всего от налетчиков пострадали мастерские, где работали «делатели», т. е. мастера и их помощники. Так что банальная конкуренция между княжескими и свободными ремесленниками налицо.

Кстати говоря, свободный мастер-ремесленник был относительно зажиточным человеком. В Новгороде была раскопана сосновая изба сапожника, а в Киеве — дом ремесленника-токаря. И вещи, найденные в них, оказались, по меркам своего времени, далеко не дешевыми.

Тугой кошелек давал ремесленникам высокое положение в обществе. В 1228 г. новгородцы прогнали владыку Арсения, а на свято место посадили прежнего архиепископа Антония. Да вот беда — Антоний был уже стар. Поэтому в помощь ему дали двух уважаемых горожан — Якуна Моисеевича и Микифора-щитника, то есть мастера по изготовлению щитов. Фактически, Якун и ремесленник Никифор были представителями новгородского правительства при архиепископе.

Но это в мирное время. А вот и военные хроники.

1382 год, оборона Москвы от полчищ хана Тохтамыша.
Некий Адам-суконщик метким выстрелом из арбалета поразил татарского вельможу.

1234 год, сражение с рыцарями ордена Меченосцев при Дерпте (совр. Город Тарту).
В бою погибли новгородские ремесленники Гаврила-щитник и Нежило-серебряник.

1216 год, битва при Липицах.
В сражении погибли новгородцы Антон-котельник и Иванко Прибышинич — опонник. То, что ремесленника-опонника назвали не просто по имени, а по имени-отчеству («Иванко Прибышинич»), говорит о его высоком социальном статусе.

Торговый люд

Не менее высоким социальным статусом могли похвастаться купцы. Более того — они находились под непосредственной защитой князя, наряду с его дружинниками.

Русским купцам, которые облазили весь Старый Свет, был привычен не только кошелек, но и меч. В дальних переходах купцы, бывало, насмерть сражались за свой товар, что вынуждало их объединяться в торговые караваны. Они состояли из самих купцов, их детей, слуг и наемных воинов, так что напоминали со стороны военные конвои.

Суздальский купец за пределами русских земель. На заднем фоне в синей чалме житель Иерусалимского королевства. Фото Евгения Кадушкина

Вояки нанимались в купеческие дружины с удовольствием. Служить в них было выгодно, но опасно. Поэтому немудрено, что купеческая охрана владела лучшими доспехами и оружием своего времени.

Но  купцов волновала еще и сохранность своих складов в городе. Ведь при захвате его неприятелем склады подлежали полному разграблению, что ставило весь бизнес под угрозу.

Поэтому-то купцам всегда находилось почетное место и на городском вече, и в строю народного ополчения. Никоновская летопись говорит о Куликовской битве, особо упоминая купцов: «приидоша много пешаго воиньства и житействии мнози люди и купцы со всех земель и городов».

Духовенство

Единственным участием русского духовенства в битве стал поединок на Куликовом поле. Не на жизнь, а на смерть сошлись татарский воин Темир-мурза (Челубей) и монах Александр Пересвет.

Обычно православные монахи не  сражаются на копьях, так что этот случай абсолютно уникален.  Никоновская летопись говорит, что Пересвет сам вызвался сражаться и добавляет несколько позже:

«Сергиев чернец Пересвет, ему же имя Александр, бывший прежде боярин Брянский, был же этот удалец и богатырь славен зело, и смышлен к Воиньскому делу и наряду».

В принципе, все сказано. Боярин – значит, опытный дружинник, боевой командир. Так что Сергий Радонежский отправил на Куликово поле не простого монаха, а известного и славного воина («был же… славен зело»).

Это должно было воодушевить простых ратников, среди которых были и земляки Пересвета, возможно даже – его дружинники из прошлой, мирской, жизни.

То, что на момент сражения Пересвет носил рясу никого не смущало: многие русские воины становились в конце жизни монахами. Например, монах Алексий до пострига был князем Александром Невским, а монах Тимофей — псковским князем Довмонтом.

Как мужики с топорами монголов прогнали

После разгрома русских земель, Орда обложила княжества данью и навязала каждому ханских наместников – баскаков. Они брали десятину от людей и вещей. Приезжал сын степей с охраной в селение, отсчитывал десять юношей и одного из них забирал. То же и с девушками.

Народ (фактически — городское ополчение) негодовал и закатывал восстания.
Так, в 1262 г. восстали жители Владимира, Суздаля, Ростова, Ярославля, Переяславля-Залесского, Устюга и других городов Северо-Восточной Руси. Они расправлялись не только с ханскими наместниками, но и со своими земляками, сотрудничавшими с татарами. Чем вам не погром полицаев на каком-нибудь хуторе в 1942 году?

В ответ на мятежи монголы высылали карательные отряды, сметавшие все на своем пути. Но русский человек упорный. И постепенно, шаг за шагом, он своего добился.

Сперва, в конце XIII в., сбор дани был передан русским князьям, а затем баскаки были отозваны из русских городов. С этого момента Орда перестала лезть во внутренние дела русских земель. А потом ее и вовсе попросили…


Начало статьи «Древнерусское ополчение » вы можете прочитать прямо сейчас.


Спонсорский абзац

В этой статье мы рассказали про древнерусских ремесленников. Наверное, будь в те времена развитой полиграфический бизнес, мы вполне могли бы находить в новгородской земле берестяные грамоты примерно следующего содержания: дешевая печать плакатов а1 на бумаге и самоклейке. И подпись — мастер Онфим, Неревский конец Вольного Новгорода. Обращайтесь!»


Об авторе: Николай Чеботарев

Основатель проекта "Людота"

Подпишитесь на Proshloe
Только лучшие материалы и новости науки
Обсуждение: есть 1 комментарий
  1. литвин:

    если 300 лет просить, кто хош согласится!

    Ответить

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для отправки комментария, поставьте отметку. Таким образом, вы разрешаете сбор и обработку ваших персональных данных. . Политика конфиденциальности

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.