23.06.2015     0
 

Разгром крестоносцев: битва при Хаттине (ч. 2)


битва при Хаттине-010

Окончание. Начало.

Вечером 3 июля 1187 года, после целого дня марша, проведенного под обстрелом лучников Саладина, было принято решение остановиться и дать бой. Однако вместо боя армия крестоносцев получила пытку жаждой.

Одни источники считают, что это фатальная ошибка короля Ги де Лузиньяна, о чем ему говорил Раймунд Триполийский, предлагавший продолжать марш на Тивериаду. Другие, напротив, считают, что это решение как раз было следствием плохого совета графа.

Жар и жажда

Исследователь Кедар считает, что лагерь установили у деревни Маскана, где имелся запас воды, но он был тут же использован. Однако, так или иначе, мусульмане бой не приняли, а окружили лагерь латинян.

Вот как описывает хронист Эрнуль изощренные методы их военно-психологического давления:

«Как только они разбили лагерь, Саладин велел своим людям собрать хворост, сухую траву, жнивье и все другое, чем они могли бы разжечь огонь, и сделать барьеры, которые он устроил вокруг лагеря христиан.

Они скоро сделали это, и огонь жег сильно и дым от огня был велик; и это вместе с жаром солнца над ними причиняло им затруднение и великий ущерб.

Саладин приказал караванам верблюдов, наполненным водой из Моря Тивериады, подвести воду и установить кувшины рядом с городом. Кувшины с водой были затем опустошены на виду христиан, чтобы они еще больше страдали от жажды и их лошади тоже».

Хотя и здесь есть дискуссии о том, когда именно подожгли траву. Некоторые источники говорят, что это было уже на следующий день.

Бой в полном окружении

Итак, ночь крестоносцы провели в полевом лагере, измотанные морально и физически. Утром 4 июля 1187 года крестоносцы продолжили свой путь. Есть разные версии относительно того, куда именно они пошли. Кедар считает, что они попытались пробиться к Тивериадскому озеру.

Так или иначе, крестоносцы вынуждены были отступить к холмам и дать бой превосходящим силам противника на невыгодной для себя позиции в полном окружении.

Известно точно, что, изнуренные христиане не смогли обеспечить должное взаимодействие между различными частями войска. В результате Саладину удалось вбить клин между пехотой и тяжелой конницей и разбить их по частям.

Прорвавшие окружение и павшие у Креста

Очень низок был коэффициент стойкости христиан, особенно пехоты, которая фактически отказалась сражаться и отступила на холм Рога Хаттина. Там завязалась последняя часть драмы, известной нам как битва при Хаттине.

Опытный воин Раймунд Триполийский, командовавший авангардом, быстро понял всю тяжесть положения. Хронист передает его слова: «Увы, Господь, битва окончена! Мы были преданы на смерть! Королевство погибло!».

В начале или в середине сражения тамплиеры – наиболее стойкая часть войска, попытались осуществить атаку, но она захлебнулась, так как не была поддержана другими частями войска.

битва при Хаттине-008

В какой-то момент графу Триполи Раймунду и Балиану де Ибелину удалось сколотить два ударных отряда рыцарей и с большими потерями прорвать окружение, хотя есть источники, которые считают, что мусульмане практически расступились перед ними, и рыцари «передумали» возвращаться в бой.

Пехота массово сдавалась противнику. Нашлись и предатели из числа рыцарей.

Продолжавшие бой войска собрались на Холме Хаттина вокруг шатра короля и Истинного Креста. Исследования показали, что на холме имелся «quasi», как он назван в источниках, то есть некая стена, которой христиане воспользовались как укрытием под конец битвы.

Они героически сопротивлялись до вечера.

Если бы знамя Саладина упало…

В конце битвы был момент, когда даже египетскому султану угрожала опасность. Один из рыцарей по имени Иоанн, который, по сообщению источников, служил некоторое время в мусульманских армиях и был знаком с их способом ведения войны, еще в начале битвы предложил королю Иерусалимскому атаковать саму ставку Саладина.

Если бы удалось опрокинуть его знамя, с остальными справиться было бы гораздо проще. Возможно, две последние атаки франкской конницы, описанные ибн Аль-Атхиром, и были попытками реализовать этот план.

Далее ибн Аль-Атхир, по воспоминаниям Аль-Афдаля, говорит о том, что вторая контратака мусульман закончилась падением знамени короля Иерусалимского. Однако Имад-ад-Дин сообщает, что после двух неудачных атак рыцари спешились и продолжали сражаться.

Пленные, казненные и сбежавшие

В итоге битвы при Хаттине горстка выживших рыцарей была взята в плен, в том числе король Иерусалимский Ги де Лузиньян, конетабль королевства Амори де Лузиньян, великий магистр тамплиеров Жерар де Ридфор и ряд других крупных феодалов.

  • Тамплиеры и госпитальеры были вырезаны (магистр иоанитов погиб в бою). Рене де Шатильон был лично казнен Саладином.
  • Раймунд Триполитанский и Балиан де Ибелин чудом избежали пленения. Некоторые арабские источники намекают, что Салах-ад-Дин не велел преследовать их из личного уважения.
  • Из крупных феодалов пленения также удалось избежать Жосселену де Куртене.
  • Около 3.000 христиан сбежали с поля битвы.
  • Жена графа Триполи была освобождена египетским султаном без выкупа.

Одна за другой сдавались крепости и города королевства. Ближневосточные рынки наполнились христианскими невольниками, которых продавали по дешевке крупными партиями.

Причина поражения христиан

Хотя в ходе полевого сражения сказалась неслаженность пехоты и конницы, истиной причиной поражения было искусное маневрирование Салах-ад-Дина накануне. Отрезанные от источников воды и оказавшиеся с неприкрытыми флангами, крестоносцы были поставлены в невыгодное положение.

Фактически битва при Хаттине была проиграна до ее начала. Сохранивших же мужество воинов было слишком мало, чтобы отражать атаки превосходящего их по численности и моральной стойкости противника.

Правда, у крестоносцев имелся шанс перехватить инициативу в конце боя, если бы им удалось опрокинуть лично Саладина. Но этого не произошло. Основным стратегическим просчетом христиан был сам поход на Тивериаду.

битва при Хаттине-003

Литература

  •     Gabrieli F. Arab Historians Of The Crusades. NY. 2010.
  •     Kedar B. Z. The Battle of Hattin Revisited. (http://web.archive.org/web/20110805095034/http://www.deremilitari.org/resources/articles/kedar.htm)
  •     Smail R.C. Crusading Warfare (1097 – 1193). Cambridge. 1956.
  •     Бойчук. Б.В. Битва при Хаттине. (4 июля 1187 г.)
  •     Виймар П. Крестовые походы: миф и реальность священной войны. СПб. 2003.
  •     История крестовых походов. М. 1998.
  •     Материал сайта De Re Militari: The Battle of Hattin (1187):Four Accounts (http://deremilitari.org/2014/01/the-battle-of-hattin-1187-four-accounts/)
  •     Материалысайта Internet Medieval Source Вook.(http://www.fordham.edu/halsall/source/1187hattin.html) и (http://www.fordham.edu/halsall/source/1187ernoul.html)
  •     Ришар Ж. Латино-Иерусалимское королевство. СПб. 2002.
  •     Росси Г. Ги де Лузиньян — последний король Иерусалима. (http://www.monsalvat.globalfolio.net/frsdominus/statiibook/guylusignan/lus9.htm)
  •     Эсбридж. Т. Крестовые походы. Войны Средневековья за Святую Землю. М. 2013.


Об авторе: Георгий Татосян

Интересы - войны, военное искусство, повседневная жизнь, микроистория, выдающиеся личности, политика, религия, культура и теоретические проблемы.

Подпишитесь на Proshloe
Только лучшие материалы и новости науки

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для отправки комментария, поставьте отметку. Таким образом, вы разрешаете сбор и обработку ваших персональных данных. . Политика конфиденциальности

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.