10.06.2019     0
 

Две вместо четырёх


Что мы знаем о пеших рыцарских турнирах?

Два всадника с копьями наперевес несутся друг на друга… Удар – один из рыцарей вылетает из седла, вокруг осыпаются обломки копий… Вот что мы представляем, произнося словосочетание «рыцарский турнир». В общественном сознании рыцарь всегда воюет верхом на коне, а, упав с лошади, не может подняться в тяжёлых латах и становится лёгкой добычей противника. Ездить верхом, конечно, более благородное занятие, чем месить грязь, но на самом деле и на земле рыцари оставались грозными бойцами. Более того, в XIV веке пешие поединки даже вошли в моду. О том, как и почему это произошло, в своей серии статей разбирается Вадим Сеничев.

Вадим Сеничев – историк, переводчик, младший научный сотрудник кафедры археологии, истории Древнего мира и Средних веков МГОУ, организатор турнира пеших латников в рамках Турнира святого Георгия.

Задавшись вопросом о том, как появилась традиция пеших поединков в рыцарской среде, в первую очередь мы должны объяснить, почему благородные господа стали спешиваться и вступать в бой на двух своих ногах вместо четырех лошадиных. 

В течение нескольких столетий турнир оставался исключительно конной практикой, являясь «militaria exercitia, quae nulla interveniente odio, sed pro solo exercitio, atque ostentatione virium» («военными упражнениями, призванными в духе благожелательности показать другим искусство и силу»)

Наиболее ранние из дошедших до нас правил турниров относятся ко второй половине XI века и связаны с именем Жоффруа II де Прёйли, графа Водемона. В них упоминаются такие виды состязаний, как джостинг – поединок на копьях, удар по квинтине – упражнения с мишенью, а также бугурт – групповой бой.

Все эти состязания проходили исключительно верхом. Когда же на рыцарских турнирах появляются первые пешие поединки? 

Сразу оговоримся, что божий суд поединком, часто проходивший в пешей манере и известный со времен раннего Средневековья, мы выносим за скобки, так как он является правовой нормой и подчинён несколько иным законам и логике, нежели воинские упражнения, призванные показать и проявить отвагу перед дамами и сюзеренами.

Появление пешего турнирного поединка можно связать с изменениями в военном деле XIV века. Рыцарям всё чаще приходилось спешиваться в бою. Ополчения вольных городов и швейцарских кантонов добивались успеха в борьбе за независимость от крупных феодалов. Их тактика строилась на глубоких построениях пехоты и заграждениях, не дающих кавалерии наносить традиционный таранный удар. Эти условия потребовали от рыцарей комбинировать навыки всадника и пешего бойца. Нелишним будет вспомнить и поражения рыцарских армий при Креси и Пуатье. Об этом и других факторах, сказавшихся на военной доктрине позднего Средневековья, пишет великий историк военного дела Ганс Дельбрюк в третьем томе своей «Истории военного искусства».

Сражение пехоты с кавалерией. Миниатюра из манускрипта ASL MS.107. Le chroniche di Giovanni Sercambi, Fol. 347, 1368 год.

В XIV веке на рыцарей начинает возлагаться обязанность управления отрядами пехоты, решения критических задач обороны и взятия крепостей, налаживания коммуникаций. В середине XV столетия король Людовик XI писал в своём «Розарии войны»: «Рыцарство – это мудрость действий: сражения организуются во имя общественного блага. В деле сражения рыцари в государстве могут быть уподоблены учёным и докторам в других науках».

Итак, рыцарству позднего Средневековья приходилось сталкиваться с нарастающим количеством контрмер, придуманных специально для борьбы с могуществом одоспешенных всадников. В ответ рыцарям приходилось осваивать мастерство пешего боя, а это не могло не отразиться на турнирной практике.

Конечно же, немаловажно и то, что к концу XIV столетия развитие защитного вооружения достигает своего пика, выразившегося в создании полного латного доспеха, почти непробиваемого ручным холодным оружием, что обеспечило возможность достаточно безопасно проводить поединки. Об этом, в частности, пишет мастер фехтования конца XIV века Фиоре ди Либери, который оставил нам интересное наблюдение касательно природы поединков «в ограде», как он называл пешие турнирные бои:
«Я говорю своим ученикам, которым придется сражаться в ограде, что бой в ограде намного безопаснее, чем бой на мечах в одних только военных дублетах, потому что в сражении на мечах без защиты даже единственный пропущенный удар может быть смертельным. Однако же в ограде вы можете получить множество ударов, и при этом выиграть поединок. И ещё важно то, что в ограде трудно погибнуть, получив удар. Зная это, я бы согласился трижды выйти на бой в ограде, чем единожды выйти на бой с острыми мечами. Теперь я должен добавить, что человек, которому предстоит сразиться в ограде, должен быть защищен своим знанием искусства боя, и иметь все возможные преимущества, но если ему не достаёт смелости, то лучше ему повеситься, ибо без смелости не может быть искусства».

Что же такое бой в ограде? Скорее всего, Фиоре подразумевает под этим пеший турнирный поединок в доспехах – именно такой, какой описан в хрониках и жизнеописаниях знаменитых рыцарей того времени.

Одно из самых ранних описаний пеших рыцарских поединков посвящено турниру в городе Ван в Бретани, прошедшему в 1381 году под патронажем герцога Жана IV.

На турнире сошлись англичане под предводительством Томаса де Вудстока и французы под командованием Людовика де Бурбона. С каждой стороны выступало по пять рыцарей. Проводился как джостинг и групповые конные состязания, так и пешая номинация. 

Согласно «Хронике доброго герцога Бурбона», пешие поединки состояли из пяти ударов копьем, пяти ударов мечом, пяти ударов топором и пяти ударов кинжалом. То есть после нанесения пяти ударов рыцарям меняли оружие.

Первая пара, вышедшая на ристалище, окончила бой на третьем ударе копьём, один из бойцов был сильно ранен. Вторая пара обменялась всеми пятью ударами копья, но на первом ударе меча одному из бойцов прокололи плечо. Третья пара окончила бой на втором ударе копьём, когда брошенное копьё повергло одного из бойцов на землю (напоминаю, копья часто использовались как метательные снаряды даже в поединках одоспешенных бойцов, что можно проследить и по фехтовальным трактатам). Четвёртая пара пошла дальше всех: соперники нанесли по пять ударов и копьём, и мечом, но одного из противников выбил из строя уже второй удар топора. И последняя пара бойцов окончила поединок на пятом ударе копьём, приведшем к ранению. По результатам пеших боев партия французов одержала верх.

Бой в ограде. Миниатюра из манускрипта «Хроника доброго герцога Бурбона», сер. XV в.

Ещё один пример пешего поединка даёт турнир в Камбрэ в 1385 году, в честь свадьбы графа д’Остревана и дочери герцога Филиппа Бургундского. Его описание нам оставил Жан Фруассар в VI томе своей хроники. Турнир проходил на рыночной площади города, и в нём участвовало 40 рыцарей. По описанию, поединки состояли из определённого количества курсов джостинга и обмена оговоренным количеством ударов рыцарским топором, мечом и кинжалом. Обычно называется цифра в три удара в каждом из сходов. 

В дальнейшем количество оговоренных ударов росло. Уже в 1387 году, в поединке между сэром Томасом Харпендером и мессиром Жаном де Баррэ, проходившем в Монтро́-Фот-Йон, количество ударов в каждом сходе возросло до пяти, и описано в хронике таким образом: «cinq lances a cheval, cinq coups d’epie, cinq coups de dague et cinq coups de hache» («пять сходов на копьях верхом, пять ударов меча, пять ударов кинжала и пять ударов топора»)

Заметим, что описанные выше поединки проходили в разгар войны между Англией и Францией и в некоторых случаях велись на боевом оружии, по договорённости сторон. Подобные поединки именовались a outrance, то есть «на смерть». Подобный подход для многих рыцарей был узаконенной формой выяснения отношений, а также способом продемонстрировать свою удаль и готовность к войне. Описания таких поединков можно встретить в биографии знаменитых военных деятелей эпохи XIV и XV веков, например, Жана ле Менгра и Филиппа де Лалена. Противоположностью им были поединки a plaisance – «для удовольствия». Принципиальным отличием было, конечно же, использование специального оружия, не позволявшего тяжело ранить или убить оппонента. 

Аналогичные термины мы встречаем в итальянских и германских источниках: в североитальянском трактате «Цветок битвы (ок. 1405 года) упоминаются два вида поединка, solaco и da ira, то есть «для удовольствия» и «в гневе», и для них описаны различные паттерны поведения, в частности, в поединке «в гневе» автор рекомендует «применять всю хитрость, коварство и порочность, на которые только способен».

Поединок на полэксах. Турнир святого Георгия

Однако далеко не всегда пеший бой a outrance означает, что бойцам разрешат тяжело ранить друг друга, даже если они сражаются на таком серьёзном оружии, как рыцарский топор. Хроники сообщают, что организаторы турниров, выступавшие также и главными судьями, обычно останавливали поединок, если тот мог привести к ране или гибели одного из бойцов. Приведем пример из «Хроники Монстреле:

«В 1403 году проходил турнир в Валенсии, четверо испанских рыцарей противостояли четырём французам, а король Арагона выступал в качестве судьи. По оговоренным правилам, бои должны были проходить пешими, с топорами, мечами и кинжалами. Сенешаль де Хейнолт возглавлял партию французов, а синьор де Сант Коломбе, член королевского совета, партию испанцев. По случаю турнира был возведён богато украшенный помост, а король занял место на трибуне, выразив надежду, что поединок не состоится вовсе. Однако обе партии настояли на том, что в организацию было вложено так много сил и средств, а французские рыцари проделали столь большой путь, что будет невежливо отказать им в этой чести. Королю пришлось признать эти аргументы и дать сигнал к началу боя. Бой начался с топоров, и во время схода один из испанцев схватил одного из французов за ногу, собирался ударить того кинжалом, однако король бросил свой жезл, и бой был остановлен, чтобы избежать кровопролития с обеих сторон».

Попробуем подвести итог. Судя по известным нам источникам, пешие турниры входят в моду во второй половине XIV века. На фоне разворачивающейся Столетней войны и наметившегося возрождения пехоты, рыцарству пришлось столкнуться с необходимостью развития навыков не только конного, но и пешего боя. Также на конец XIV столетия как отправную точку для развития идеи пеших турниров указывают наиболее ранние из известных европейских наставлений по боевым искусствам. Они описывают ситуации, в которых бойцу приходится сражаться как пешком, так и верхом, разнообразным оружием и даже без него. 

Возможно, что первые попытки проводить подобные состязания были вызваны резкой враждебностью друг к другу английских и французских рыцарей, а сами поединки проводились на боевом оружии. Однако появление регламентации пеших турниров сделала их частью общего спортивного действа, наравне с джостингом, квинтиной и бугуртом.

Продолжение следует…

Литература:
1. Дельбрюк Г. История военного искусства. В четырёх томах. Том 3. Средневековье. СПб., 1997.
2. Доронина Л. Л. Наставления Людовика XI» как источник для изучения представлений об идеальном государе во Франции второй половины XV в. // Новый век: история глазами молодых. Саратов, 2003. Вып. 1. С. 176-186.
3. Clephan R. C. The tournament; its periods and phases. London, 1919.
4. Dillon H. A. Barriers and Foot Combats. Archaeological Journal 61, 1904.
5. Moffat R. D. The Medieval Tournament: Chivalry, Heraldry and Reality. An Edition and Analysis of Three Fifteenth-Century Tournament Manuscripts. University of Leeds, 2010.
6. Muhlberger S. Jousts and Tournaments: Charny and Chivalric Sport in the Fourteenth Century. Union City, CA, 2002.
7. Vaughan, Richard. Philip the Good: The Apogee of Burgundy. Boydell Press, 2004.
8. Whitbread R. E. Tournaments, Jousts and Duels: Formal Combats in England and France, circa 1380 – 1440. PhD Dissertation, University of York, 2013.


Об авторе: Вадим Сеничев

История воинской культуры средневековья, взаимоотношения человека, общества и оружия. Переводит исландские саги и средневековые трактаты по боевым искусствам.

Подпишитесь на Proshloe
Только лучшие материалы и новости науки

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для отправки комментария, поставьте отметку. Таким образом, вы разрешаете сбор и обработку ваших персональных данных. . Политика конфиденциальности

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.