22.12.2015     0
 

Латы XIV-XVII веков от Сергея Вицкова и «Бастиона»


shlem byrginiot

И снова в уютной редакции «Людоты» наш старый друг — кузнец Сергей Вицков, руководитель объединения мастерских «Бастион».

Мы уже неоднократно встречались с ним и беседовали про доспехи тех или иных времен. Полный перечень его интервью нашему сайту можно найти по этой ссылке . Тема сегодняшней беседы — европейские доспехи XIV-XVII веков. Поехали!

  • Ты делаешь великое множество шлемов – а какой шлем тебе самому нравится больше других?

Ну ты знаешь, как такового любимого шлема нет — их очень много, все интересные. Мне хочется и тот, и тот, и еще вон тот сделать. Но вот если выбирать интересное среди интересного, то меня очень привлекают поздние шлемы. Например, бургиньот короля Карла Пятого  из династии Габсбургов на заглавном фото этой статьи. Слева оригинал, справа — моя работа.

  • В чем главная сложность вот этого итальянского салада с глухим забралом на конец XV века? Как я понимаю, это один из самых дорогих твоих шлемов?

Действительно, вот этот шлем — не из дешевых. Здесь на цену влияют кое-какие особенности именно этого шлема.

Начну издалека. Салады — это не самый сложный тип шлема, есть и более трудоемкие. Но тут важно не только соблюсти «родные» пропорции, вытянув лист металла таким образом, чтобы он принял далеко не самую простую форму шлема.

shlem salad sallet

Основные работы связаны еще и вытягиванием забрала — под словом «вытягивание» я имею в виду кузнечную операцию, когда металлу придается та или иная форма. Такое ребристое забрало становится крепче по сравнению с просто выпуклым куском металла, как на бацинете из Зиттена.

За счет этой повышенной крепкости лицо отлично защищено, однако делать его очень трудоемко. Радует, что все заказавшие этот шлем, оставались довольны — значит, не зря стараемся.

  • Пожалуй, да. Скажи, я часто разглядываю топфхельм из Нюрнберга твоей работы, и никак не могу понять — он такой черный из-за воронения? Насколько это черное покрытие хорошо держится на шлеме? И если я пойду в нем биться, как потом вернуть первозданную красоту?

Topfhelm-iz-Nurnberga

Нет, это не воронение, а краска. Мы его красим в чёрный и золотистый цвета — причем далеко не всегда. В базовом исполнении он у нас некрашенный, матовый и очень железный. Дело в том, что изначально, во время активного использования в боях, этот шлем был вовсе не черным. Красоту ему навели веке в XVII, тогда же прицепили и кольчужное ожерелье по нижнему срезу.

Что касается возвращения ему парадного вида после боев, то здесь только рихтовка, чистка и покраска заново спасут Россию. Рихтовка нужна обязательно — просто покрасив коцаный шлем у вас не получится вернуть ему первоначальный вид.

  • Кстати, об украшениях. В прошлый раз мы смотрели топфхельм с нашлемной фигурой в виде крыльев. Но это был XIII век. А есть что-нибудь подобное на более поздние времена?

Есть, только делал я их всего два раза — это наверное одна тысячная от всего объема работ нашей мастерской. Во-первых, такое счастье совершенно не практично в бою, да и дороговато бывает.

shlem s rogami

Но как бы то ни было, был у нас шлем «сахарная голова» — так его в Америке реконструкторы прозвали. Вот к нему нам заказали еще  рога — чтобы как на миниатюре получилось. Мы их сделали из дерева, причем пустотелыми — чтобы они не перевешивали голову воина.

  • Вот, кстати, отличная тема в продолжение беседы. Этот шлем был сделан тобой по миниатюре. А какие еще шлемы ты делал по изобразительным источникам?

По изобразительным было много заказов по XIII веку, по библии кардинала Мациевского. Шапель из нее мы уже обсуждали в прошлый раз, забыл только упомянуть еще  вот таких красавцев, не найденных «в железе»:

topfhelm iz biblii Matsiewskogo

На самый конец XIV века очень интересно было поработать с шапелью, изображение которой встречается на Грудзенском полиптихе. Полиптих — это картина, написанная не на холсте, а на досках, причем в одном полиптихе их несколько.

Как следует из названия, он происходит из города, который сейчас называется Грудзёндз. Ранее он входил в государство Тевтонского ордена, а сейчас является частью Польши.

Шапель очень интересная, в ней сочетаются округлые формы и острые углы. Думаю, что «клюв», украшающий поля шапели спереди, был очень функциональным — он позволял боднуть противника, и нанести ему травму лица.

shapel

Особенно такое приспособление было кстати если биться приходилось в тесноте, например, на территории замка, где-нибудь в его галереях. На современных реконструкторских фестивалях и в бугуртах формата ИСБ такое, конечно же, запрещено.

  • Расскажи, о цельностальных кирасах своего производства. Из какой стали ты их делаешь? Подкаливаешь ли металл в процессе?

Кирасы это отдельная тема. Их мы куем из стали марки Ст3 толщиной в полтора милиметра. Иногда — если заказчику это нужно, мы их дополнительно цементируем  и подкаливаем.

Но термообработка это большой геморрой. Дело в том, что при подкаливании поверхность металла нагревается, и если ее не подготовить заранее, то она деформируется. И вся работа насмарку.

Сейчас веду работу над кирасой толщиной 2,5 мм — это специально для рыцарских поединков на конях. Материал для нее выбрали тоже не самый стандартный — Ст45.

kirasa-01

Вот одна из последних моих кирас. Источника насколько я знаю, на нее нету, делалась она именно такой по желанию заказчика. Мы такие заказы тоже выполняем — наша задача воплотить замысел клиента, вне зависимости от того, хочет ли он 100% реконструкцию или ему достаточно простой стилизации.

Но! В случае с этой кирасой все было интереснее. Как потом оказалось, подобная действительно была — но не в железе, а на фреске с крестным путём из часовни Чистилища в Карункио. Это середина — вторая половина XV века.

freska i kirasa
  • Бригандные доспехи – еще одно направление твоей мастерской. Расскажи, как ты защищаешь их пластины от ржавчины?

Бригандные доспехи, в плане внешнего вида, самые удобные! Поскольку в них сталь находится под слоем сукна и его не видно, то мы весь металл красим грунтовкой, а затем еще проходим дополнительно краской. Это лучшая защита от коррозии.

brigantina iznutri snaruzhi

  • А вот что тебе нравиться делать больше – бригандные доспехи с большим числом заклепок или латные доспехи, где важнее точность попадания кузнечным молотом?

Интереснее всего — конечно, же латы! Это самое приятная, но трудоёмкая работа. И дело здесь в тех же обводах, про которые я говорил, когда мы коснулись саладов. Возьмем, к примеру, защиту ног.

Чтобы сделать бригантные голени я должен знать размеры заказчика — и все. А вот если голени латные, то тут уже много всего дополнительного надо делать. Необходимо:

  • получить точные размеры — по ним строятся выкройки и делаются заготовки,
  • несколько примерок и подгонок доспеха уже по конкретному человеку.

Это сложная работа, но лично мне простые вещи делать уже давно не интересно. Для простых работ у меня есть специально обученные люди.

  • То есть, анатомические голени точно повторяют форму тела конкретного владельца? 

ponozhi

Конечно, должны повторять — но, при этом, немного приукрашивать их форму. Нижняя и верхняя части должны сидеть точно в «обтяжку», как, скажем, гетры. А вот место икры можно сделать чуть побольше, особенно если заказчик худоват. Так и форма красивее получается и место для движения мышц остается.

  • Где голень, там и обувь. Железные туфли рыцарского доспеха, сабатоны — ты ведь и их делаешь тоже? Расскажи поподробнее: какую часть стопы они защищают, есть ли у них что-то типа подошвы, насколько они тяжелые?

sabatoni

Делаю, причем совершенно разных видов. Что касается подошвы, то она у сабатонов отсутствует. На них, как правило, были кожаные ремни, которые держат «обувь» на месте. На ноге они почти не ощущаются — вес одного сабатона около 500 граммов.

  • Еще один пунктик из твоего ассортимента, который вызывает интерес — железные конские маски – шамфроны или намордья. Насколько сложно их делать? Есть ли отличия в выкройке, в зависимости от породы лошадей?

Мордочки у лошадей бывают разные, как и лица у людей. Поэтому и срок изготовления маски тоже разный: можно за один день сделать, а можно целую неделю возиться.shamfron - konskij shlem

Лошадь — она же не может сказать, где ей жмет, а где свободно. Но и терпеть неудобство на своей морде она не будет. С ней вообще сперва еще и подружиться надо и только потом вертеться и кружиться вокруг её очумелых глаз, чтобы подогнать на нее все железо до сантиметра.

Так что тут уже не до разницы в породах — персональная маска делается на каждую лошадь отдельно. И в Средние века тоже так же было.

  • И в заключение очередной меч от мастера «Бастиона» Евгения Секретарева на 14-17 века, европейский. Какой именно – сейчас узнаем.

Сегодня мы смотрим фламберг от Евгения. Оружие для крепкого воина в надежных латных доспехах, которые могут быть и моего производства))). На самом деле, У Жени есть разные вариации фламбергов — и двуручные и полутораручные, с совершенно разным эфесом и формой волнистости клинка. Мне вот лично очень нравится вот этот — он немного не типичный, потому что по бокам гарды нет предохранительных колец. Но под заказ он сделает то, что хотите именно вы.

flamberg Evgenij Sekretarev

Контакты Сергей Вицкова и объединения «Бастион»

И конечно же у вас, дорогие читатели, возник вопрос — куда обращаться, чтобы разжиться доспехами от Сергея Вицкова и оружием от Евгения Секретарева. Итак, записывайте:


Об авторе: Николай Чеботарев

Основатель проекта "Людота"

Подпишитесь на Proshloe
Только лучшие материалы и новости науки

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для отправки комментария, поставьте отметку. Таким образом, вы разрешаете сбор и обработку ваших персональных данных. . Политика конфиденциальности

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.