07.09.2015     0
 

Рыцарский щит «тарч»: выпуклый внутрь


тарч_000

Форма, которую достигли треугольные щиты в конце XIV века, уже значительно не менялась. Зато появилась новая форма кавалерийского щита – тарч.

Первое упоминание названия „тарч“ встречается уже в законченной в 1270-м году, так называемой „Саcсонской хронике“ (Kronika von Sassen), в которой говорится о рыцарях, вооружённых „тарчами и оружием“.

А изображения кавалерийских тарчей впервые встречаются только в середине XIV века, например на надгробии Графа Титмара и его сына, в замковой церкви в Нинбурге на Саале.

Почему «тарч»? И причем здесь «адарга»?

Происхождения названия до сих пор не выяснено и его трактования его значения сильно расходятся. Частично предполагается, что „тарч“ («тарче» в немецком произношении), происходят из арабского „daraka“ или мавританского „adarga“.

адарга
Мавританский щит «адарга», примерно 1450-1475 годы

В действительности ближневосточные щиты имели круглую, овальную форму или форму двойного овала, и от сарацинов в Италии был перенят небольшой круглый щит, обтянутый кожей, который там называли „targa“.

Стоит заметить, что на изображениях „adargов“ часто видны ремешки, висящие на внешней стороне щита. Это украшенные концы лент, которыми крепились ремни для рук.

тарч_001
Рис. 129: детали надгробия графа Титмара и его сына, замковая Церковь Нинбурга на Саале, ок. 1350 г.                  Рис. 130: испанский конкистадор с маврской «адаргой», ранний 16 век (см. Никель)

По другой версии имя происходит от итальянского слова „terga“, означающего спину или „tergum tauricum“, что значит шкура быка. Итальянское слово „targa“ могло быть адаптацией „tergum tauricum“, „adarga“ или „daraka“.

В качестве третьей возможности рассматривается происхождения слова на славянском востоке, и действительно, немецкое слово „Tartsche“ могло происходить от польских слов „tarcz“ или „tarcza“, то есть „доска“.

Но и в германской языковой группе можно найти слова, от которых возможно происходит слово тарч, например англосаксонское „tiarga“ или „targa“, которое означает „кромка“, возможно – кромка щита.

Эволюция формы

Формы тарча и треугольного щита различаются так сильно, что простую эволюцию конструкции можно исключить. У тарча не простой и ясный силуэт треугольного щита, его форма гораздо более подвержена изменениям.

Кроме того, в отличие от прежних щитов, тарчи не выгнутые наружу, а вогнутые внутрь. Отлично сохранившийся марбургский тарч с гербом хессенского ландграфа вогнут внутрь почти на 20 см! Вот он:

тарч_002
Рис 131: эскиз тарча с гербом хэссенского ландграфа. Рис. 132: тарч хэссенского ландграфа, вид сбоку

Еще одним обязательным признаком тарча является „Speerruhe“ — вырез в верхней правой части щита, который служил для упора копья. На тарче обычно изображался полный герб владельца со шлемом, нашлемником или намётом, а не только со щитовым гербом, как на треугольных щитах.

В связи с неясным происхождением названия и неуверенностью, находились ли тарчи под сильным влиянием мавров, невозможно однозначно утверждать эволюцию из других форм европейских щитов.

При рассмотрении наиболее ранних примеров тарчей можно заметить, что они имели почти овальную форму, как например изображение в замковой церкви в Нинбурге на Саале или на памятнике умершего в 1343 году рыцаря Экро фон Штерна.

Щит тевтонского магистра

тарч_003
Рис. 133: Детали надгробия рыцаря Экро фон Штерн Рис. 134: Щит высшего магистра Тевтонского Ордена, Карла фот Триер, около 1320 (Тирольский музей Фердинандеум, Иннсбрук)

В качестве прародителя тарча рассматривается знаменитый, отлично сохранившийся щит высшего магистра Тевтонского ордена Карла фон Триера. Щит этот датируется 1320 годом, и иногда его даже называют „пратарчем“. Но строго говоря, он им не является, потому что не имеет „speerruhe“.

Щит магистра имеет высоту 98,5 см., в самом широком месте достигает 57,5 см. Он собран из четырёх 15-миллиметровых досок и обтянут с обоих сторон пергаментом. Его силуэт имеет форму яйца.

В отличии от остальных сохранившихся щитов он сделан из сосновых досок. На лицевой стороне нарисован наклонённый вправо щит варяжской формы, который показывает герб высшего магистра. Над ним смотрящий вправо горшковидный шлем — топфхельм с намётом.

На кромке щита находится надпись: «+. clippeus. cum. galea. magistri. (ordi)nis. fratrum: theutonicorum.“ (Щит со шлемом Верховного Магистра Немецких Братьев). Из-за этой надписи, которую в похожей форме можно найти на печатях, мы полагаем, что перед нами не боевой щит, а знак ранга своего обладателя. На разного рода церемониях этот щит нёс сам магистр, а в его отсутствии — заместитель,что бы продемонстрировать, что он имеет те же права, что и гроссмейстер.

Использование лёгкой сосновой древесины подтверждает этот тезис, так как подобная древесина не использовалась для боевых щитов.

Овальные щиты итальянских рыцарей

тарч_004
Рис. 135: реконструкция ремней для руки Рис. 136: Миниатюра Эсау из библии Велислава, Богемия, 1345-1350

Вообще, овальные щиты были распространены в XIV веке только в Италии и в Восточной Европе. Как уже упомянуто, миндалевидные „норманнские“ щиты никогда не выходили в Италии из моды и использовались до XV века.

В итальянской геральдике миндалевидные щиты популярны до сих пор. И действительно, щит высшего магистра фон Триера почти миндалевидный, если не считать, что нижняя часть закруглена. Таким образом, он мог быть переходной формой от миндалевидного щита к овальному тарчу.

У датированного ранним периодом щита из замковой церкви в Нинбурге так же хорошо виден овальный силуэт, с тенденцией к четырёхугольнику. Изображение позволяет предположить, что щит защищал владельца от шеи до бедра. Но зато не видно ремня для удержания, а „speerruhe“ ещё не выражена.

Интересно,что на надгробии между фигурами графа и его сына находится треугольный „варяжский“ щит, что является явным доказательством, что треугольные щиты в это время всё ещё использовались.

Примерно в это же время появляются подобные изображения овальных тарчей в Германии — например уже упомянутое надгробие рыцаря Экро фон Штерна (1343). В сравнении с поздними щитами эти оба тарча имеют значительные размеры.

К концу XIV века они значительно теряют в размерах. Одновременно их силуэт всё больше приближается к четырёхугольнику. Кроме того, вырез для копья переместился со сторы к верхней кромке.

тарч_004
Слева — австрийский (вероятно) тарч XV века. Габариты 67.89 см на 53.9 см. Справа — германский тарч, XV век. Габариты 48.3 на 42.5 см, вес 1,7 кг.

В качестве примера можно привести хорошо сохранившуюся находку кавалерийского тарча с гербом города Дегендорфа, которая датирована первой половиной XV века.

Острые ребра тарча

Около 1380 года появился ещё один признак – острое вертикальное ребро посреди поля. На протяжении XV столетия изгиб щита внутрь всё увеличивался, пока верхний и нижний края почти не стали показывать вперёд.

Предполагается, что тарч уже не рассматривался как необходимая часть снаряжения рыцарства и его носили только на турнирах и подобных праздничных мероприятиях.

Формы тарчей становятся всё разнообразнее. Кроме среднего ребра появляются дополнительные. Появляются тарчи с двумя или тремя рёбрами.

тарч_005
Слева — тарч примерно 1450 года, Германия. Габариты 55.88 см на 40.64 см. Справа — его ровесник и земляк.

Ранее прямые верхние и нижние кромки становятся зазубренными, но при этом развитие таких фантастических форм ограничивается немецкой зоной влияния.

тарч_006
Слева — тарч, предположительно из г. Нюремберг (он же Нюрнберг), датируется 1450 г. Справа — тоже немецкий тарч, датируется 1450-1500 годами

В Италии тарчи до начала XV века остаются овальными, с небольшой тенденцией в четырёхугольнику.

Поздние кавалерийские тарчи удерживались не на кисти руки, а на шее с помощью ремня и на предплечье. При этом, они лежали на далеко вперёд выдвинутом левом предплечье всадника, на котором они были закреплены. Нижняя часть руки выглядывала из-под щита и управляла поводьями. Движение щита управлялось движениями плеча и предплечья, но не кисти.

В XV веке появилась ещё одна разновидность тарча – венгерский тарч, который был популярен в восточных польских и московитских землях. О нем мы расскажем отдельно.

Данный текст — перевод одной из глав книги «Der Mittelalterliche Reiterschild»,
которую написал историк Jan Kohlmorgen.
Перевод выполнил Александр Саевич, специально для сайта «Людота«.

Рисунки в статье дополнены фотографиями
экспонатов Метрополитан-музея в Нью-Йорке и из соц. сети «ВКонтакте»


Об авторе: Александр Саевич

hfghfdghdfhfgh

Подпишитесь на Proshloe
Только лучшие материалы и новости науки

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для отправки комментария, поставьте отметку. Таким образом, вы разрешаете сбор и обработку ваших персональных данных. . Политика конфиденциальности

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.