04.09.2014     6
 

Шлемы Московской Руси (2): ерихонка


erihonka iz filma 1612

В XVII веке боярин Афанасий Осипович Прончищев вез из Константинополя в Москву очень дорогой шлем. Кованый турецкими мастерами, он был украшен резьбой и чеканкой и предназначался в подарок царю Михаилу Федоровичу Романову.

Но по пути домой корабль попал в бурю…

И пока боярина Прончищева носит по бурным волнам, уточним, что шлем, который он вез из Турецкой земли, называется «ерихонка». Точно сказать, от какого слова произошло название этого шлема, наверное уже не сможет никто.

Среди версий – библейский город Иерихон и древнерусский глагол «ерихониться». По наблюдениям Владимира Даля это значит хорохориться, ерепениться, важничать.

Примечательно, что до октябрьской революции термин «ерихонка» применялся не ко всем шлемам такого типа, а лишь к самым богатым и пафосным.

На Востоке и на Западе

Еще более примечательно то, что русские ерихонки абсолютно равны иранским, турецким, восточноевропейским шлемам, однако за рубежом они назывались совершенно иначе. В турецких музеях ерихонки подписывают как «Siperlikli Miğferler» — шлем с козырьком.

Вот, например, шлем Великого визиря Османской империи Мехмета Соколлу, фактически, соправителя султана, и шлем польского короля Стефана Батория. Оба шлема вполне подпадают под определение «ерихонки».

шлем Мехмета Соколлу и шлем Стефана Батория

Слева шлем Мехмета Соколлу, справа — шлем Стефана Батория

Скорее всего, имеет место не термин, обозначающий тип шлема, а его качественная характеристика. Говоря современным языком, «шапка ерихонская» = «шлем пафосный», а если сокращенно, как «ерихонка», то «пафосник». Но это, все-таки, весьма утрированная калька со старинного слова.

Что касается внешней формы, то есть мнение, что ерихонка — это шлем восточного типа, не только богато украшенный, но и оснащенный защитой лица, щек, затылка в виде цельных металлических пластин (прежде защищали кольчугой).

Здесь важно понимать, что если со шлема снять, например, назатыльник, или любую другую — из перечисленных — деталь защиты, то он перестанет быть русским шлемом, который называли «ерихонка». При этом он совсем не перестанет быть восточным шишаком.

Ложки, грани и защита лица

Поверхность ерихонки могла делаться гладкой или граненой, а так же «ложчатой». Ложками на Руси называли углубления в шлеме, причем необязательно ерихонском.

Кроме того, купол мог быть с выпуклыми секторами. За всеми этими архитекторскими изысками стояло не только чувство прекрасного, но и вполне конкретный расчет — граненый или ложчатый купол шлема держат удар гораздо лучше, чем ровный.

шлемы Востока

Аналоги ерихонок в зарубежных музеях.
Слева: шлем турецкого кавалериста 15-16 веков,  Museum of Islamic Art в Катаре.
В центре: турецкий шлем из Арсенала св. Ирины в Константинополе , около 1520 года.
Справа: еще один шлем турецкого кавалериста 15-16 веков.

Зашита лица у иерихонки двойная.

Во-первых, железный козырек, который останавливает многие удары на расстоянии в несколько сантиметров от лица. Второй элемент защиты — металлическая полоска, «стрелка». Ее можно регулировать по высоте прижимным механизмом.

С боков голову защищают железные пластины — «науши». Они могли крепиться к куполу шлема на кожаных ремешках, тесьме или на кольцах — последний вариант, кстати, самый редкий.

Ну а сзади голову воина, носившего ерихонку, защищала сплошная, фигурно кованая пластина — назатыльник. Иногда она могла делаться наборной, из нескольких узких пластин, закрепленных на кожаных ремнях и слегка перекрывавших друг друга подобно чешуйчатой броне.

***

Ну а теперь давайте поближе познакомимся с русскими ерихонками, которые хранятся в Оружейной палате Московского кремля.

1. Шлем царя Михаила Фёдоровича

Михаил Федорович — первый русский царь из династии Романовых. Его шлем был изготовлен (или переделан из восточного шлема) легендарным Никитой Давыдовым в 1621 году.

Шлем царя Михаила Романова

Диаметр шлема — 22  см, вес — около 3 килограммов 300 граммов. Шлем изготовлен как боевой, но если царь и одевал его на войну, то вряд ли сражался в нем. Такие шлемы, как ерихонки, крайне редко носили на передовой, да и берегли царя его телохранители как зеницу ока.

Дорогое удовольствие

Поскольку царская ерихонка не использовалась в боях, то украшена она была на славу. На шлеме насчитывается 10 изумрудов, 95 алмазов, 228 рубинов. Золото и жемчуг и шелк. Чеканка и резьба. Рельефное изображение покровителя воинов архангела Михаила — словом все самое лучшее и самого высшего качества.

Прежде, как сообщают архивы, шлем венчал золотой крест, богато украшенный разными драгоценными камнями. Стоило это удовольствие 1.175 рублей.

По нынешним временам цифра смешная. А во времена Московского царства это была почти стоимость остальных пяти ерихонок из собрания Оружейной палаты. В среднем, каждый из перечисленных ниже шлемов, стоил 300 рублей.

Интересно, что некоторое время шлем Михаила Федоровича считался шлемом Александра Невского и даже попал в этом качестве на герб Российской империи.

Провокационная надпись

Уже много лет умы и просторы Интернета бороздит вопрос — как мог православный царь, защитник веры, носить шлем, украшенный цитатой из Корана — «ОБРАДУЙ ПРАВОВЕРНЫХ ОБЕЩАНИЕМ ПОМОЩИ ОТ АЛЛАХА И СКОРОЙ ПОБЕДЫ».

Однако, напомним, что в арабском языке «Бог» и «Аллах» обозначаются одним словом, ибо для мусульман одно подразумевает другое. Иначе говоря, если надпись переводить дословно, то она весьма позитивная: «ОБРАДУЙ ИСТИННО ВЕРУЮЩИХ ОБЕЩАНИЕМ ПОМОЩИ ОТ БОГА И СКОРОЙ ПОБЕДЫ».

Ну а разного рода нюансы между православием и магометанством, которые могли бы испортить общую картину, были добиты фигурой архангела Михаила и золотым крестом на самом верху шлема.

2. Ерихонка князя Алексея Михайловича Львова, окольничего при царе Михаиле Федоровиче

Боярин Алексей Михайлович Львов занимал при царе Михаиле Федоровиче высокую должность окольничего. Он так же покрыт арабскими узорами и — что интересно — изречениями из Корана. Складывается ощущение, что заказывая шлем, весьма похожий на царский, только менее украшенный, боярин Алексей Львов хотел подчеркнуть свой статус.

Шлем князя Алексея Львова

Описавший шлем придворный дьяк не смог обойти иноземные буквы и внес в опись такую пометку «венец и в венце в наводе слова Арабские«.

Впрочем, если в них не вникал писарь, это не значит, что смысл написанного на шлеме не знал его владелец. Однако мы, в редакции «Людоты», не в курсе, что же именно написано на шлеме князя Львова, а потому воздержимся от комментариев.

 

3. Ерихонка царя Алексея Михайловича Романова

С ерихонкой Алексея Михайловича все сложнее. Она произведена в Турции в XVII веке, украшена серебром и золотом, чеканой и резьбой, и вообще являет собой очень достойный своего хозяина шлем.

Другое дело — надпись на арабском, которая гласит: «Нет бога кроме Аллаха, и Мухаммад его посланник». Совершенно не православная надпись на шлеме православного царя вызывает один, но очень серьезный вопрос. Что она там делает? Пока он остается открытым, и вы можете предлагать свои версии в комментариях.

Шлем царя Алексея

Не как две капли

Не стоит путать этот шлем со шлемом следующим в нашем списке — шлемом боярина Львова, тоже Алексея Михайловича. Обе ерихонки, действительно, весьма похожи, но есть и различия.

Форма купола этого шлема более вытянутая вверх, чем у боярина Львова.

Околыш из узоров, который обтягивает шлем по периметру снизу, имеет две ограничивающих желтых полосы, очевидно, золотых. Над верхней расположена «молодая поросль орнамента». В одном случае она буйная, в другом — как будто еще не выросла.

Можно, конечно, предположить, что золото выпало со временем, однако золото в корпус шлема не вклеивали, а вколачивали, так что должны остаться следы. Следов нету.

Ерихонка царя Алексея:

Иерихонка 1

Ерихонка боярина Львова:

Ерихонка Алексея Львова

Помимо узора можно рассмотреть разное количество заклепок, держащих козырек (на шлеме вверху — три, внизу две). Еще в копилочку стоит добросить оформление наушей — пластин, защищающих голову по бокам. Присмотритесь внимательно — оно разное. Ну и так далее.

Можно конечно поспорить, сказать что художник рисовал творчески, а не документально.

Однако, это рисунки, сделанные художником и историком Ф.Г.Солнцевым по высочайшему повелению императора Николая Первого. Он лично контролировал работу Солнцева — так что творческие порывы — если они и были — гасились сразу.

4. Ерихонка князя Федора Мстиславского

Князь Мстиславский 36 лет занимал самое почетное место в боярской Думе, притом, что на престоле за это же самое время успели смениться семь разных царей. Трижды его самого чуть не сделали царем, но он предпочитал оставаться серым кардиналом. Был одним из тех, кто сажал на московский престол поляка Владислава Сигизмундовича и Михаила Романова.

Он водил войска против крымских татар и поляков короля Стефана Батория, командовал Московскими войсками в походе против Болотникова и — ранее — Лжедмитрия I. Был ранен в бою, однако сохранил свой высокий пост даже когда недавний враг сел на престол. Однако смерть Самозванца в результате заговора не обошлась без участия князя Мстиславского.

Ерихонка князя Мстиславского

За свою долгую жизнь князю довелось немало сражаться, а значит и носить этот шлем. Он кован в Турции и имеет ребристый корпус. Украшен золотом и серебром, рубинами. В ходе украшения применялись резьба и чеканка.

После смерти князя Мстиславского в 1622 году не осталось никого, кому бы он мог передать свое наследство — его дети умерли во младенчестве. Поэтому царской волей его ерихонка попала в Оружейную палату.

Затеряться ей там не давали — спустя 32 года царь Алексей Михайлович Романов брал ее с собой в Смоленский и Рижский походы.

5. Ерихонка, привезенная Афанасием Прончищевым из Константинополя в подарок царю Михаилу Романову

….А сейчас мы наконец закончим историю о попавшем в бурю московском боярине Афанасии Прончищеве, который вез в подарок царю турецкую ерихонку.

Ерихонка из Константинополя

Бурю удалось пережить. Но это не стало последним испытанием для русских послов. Когда они оказались в городе Кафа (нынешняя Феодосия) их едва не убили местные жители. Тем не менее, боярин Прончищев сумел сохранить подарок в целости и доставить его царю Михаилу.

С тех самых пор этот шлем называют ерихонкой боярина Прончищева.

Источники

  • Кадр из фильма «1612» (в роли князя Пожарского — Михаил Пореченков)
  • Ф.Г. Солнцев «Древности государства Российского»
  • «Тоже Форум»
  • Соц. сети «ВКонтакте» и Facebook


Об авторе: Николай Чеботарев

Основатель проекта "Людота"

Подпишитесь на Proshloe
Только лучшие материалы и новости науки
Обсуждение: 6 комментариев
  1. Kirill:

    «Совершенно не православная надпись на шлеме православного царя вызывает один, но очень серьезный вопрос. Что она там делает?» — ответ на этот вопрос дан в предыдущем абзаце.

    Ответить
  2. Evg:

    «Однако, напомним, что в арабском языке «Бог» и «Аллах» обозначаются одним словом, ибо для мусульман одно подразумевает другое.»
    Примитивное оправдание. Там цитата из Аята, т.е цитата из Корана. Не из Евангелия на арабском,а из Корана.

    Ответить
    1. Это не оправдание. Оправдание — у виноватых. А здесь гипотеза. И вполне рабочая

      Ответить
  3. литвин:

    наверное православие, особенно в те времена, недалеко ушло от мусульманства- пане татарове однако….

    Ответить
  4. Анна:

    а кованых в России ерихонок и без арабской вязи у наших царей не было?

    Ответить
    1. Начнем с того,что ерихонка это по своей сути не русский, а турецкий шлем…

      Ответить

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для отправки комментария, поставьте отметку. Таким образом, вы разрешаете сбор и обработку ваших персональных данных. . Политика конфиденциальности

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.