24.07.2015     2
 

Стеганка: серьезный доспех или нищебродство?


Стеганка_00

Сохранившиеся средневековые доспехи в большей своей части сделаны из железа или медных сплавов. Скульптуры и картины того периода также показывают нам железные доспехи — кольчуги, бригандины, кирасы.

Тем не менее, металлические доспехи не носили на голое тело. Более того, большинство воинов на поле боя защищало совсем не железо .

Наиболее простой и распространенной защитой была «стеганка» — стеганая тканая одежда. Мастера простегивали от двух и более слоев ткани и заполняли пространство между ними набивочным материалом. Либо просто простегивали между собой несколько слоев ткани.

«Стеганка» неплохо выдерживала удары и сама по себе, а уж в комбинации с кольчужным или пластинчатым доспехом гарантировала неплохую защиту воина. Кроме того, она выступала как амортизирующая прокладка между железом доспеха и телом человека.

Судя по картинам

Исследователи не сомневаются, что под доспехи всегда надевали тканую защиту, однако по описаниям и картинам не удается установить из каких материалов она шилась, или какой фасон имела. В некоторых случаях видно, что кольчужная рубаха надета поверх рубахи, напоминающей тунику, а отнюдь не на толстую защитную одежду.

Стеганка

Ковер из Байо – один из примеров такого предположения, хотя, можно посчитать, что мастера не стремились отразить на нем все тонкости доспехов своего времени. Также есть версия, что стеганая подбитая рубаха пришивалась непосредственно к кольчуге.

От редакции. Эта версия несостоятельна. Мы держали в руках шлем со вшитым в него подшлемником из стеганой ткани. К подшлемнику была прикреплена кольчужная бармица — та самая, что защищает шею и горло воина. Так вот. От постоянного использования подшлемник не успевал просохнуть и оставался влажным от пота в течение нескольких дней. А сырость явно не пришлась по вкусу железному кольчужному полотну, которое потемнело, и не будь обработано современной «химией», давно бы стало рыжим от ржавчины.

Самые ранние описания стеганки в Европе датируются серединой XII века. Начиная с этого времени, она упоминается и в сочетании с доспехами, и без них. В этой статье мы будем говорить о специальной одежде, применявшейся начиная с XIII века.

Некоторые варианты тканой защиты изготавливались из нескольких (как минимум – двух) слоев полотна, которые простегивали вертикально. Получившиеся полости-карманы набивали шерстью, очёсом, тряпьем, волосом, хлопком и др. Предпочтения в материалах набивки обуславливались «дышащими» свойствами волокон: одежда не должна была привести к перегреванию тела

В литературе того периода ткань для поддоспешной одежды называют fustian (фланель, бумазея). Сейчас сложно точно установить, что это был за материал, но, скорее всего, полотно ткалось из льняных и хлопковых нитей. Такой материал широко применялся в XIII и XIV веках, хотя точные временные границы его популярности не ясны.

Альтернативный тип защитной одежды изготавливали путем прошивания множества (порой, более 20) слоев полотна.

Вопрос терминологии

Фасон, форма, размер тканой защиты, так же как и использовавшиеся при ее изготовлении материалы, имели бесконечное количество вариаций – как и число терминов, определяющих их. Но сегодня трудно определить, что конкретно стояло за этими названиями.

В текстах того времени иногда дается пояснение некоторых терминов, а названия других видов защиты никак не поясняются. К примеру, в книге закупок сэра Джона Ховарда значатся «валлийские жакеты», «шотландские жакеты» и «защитные дублеты» (doublets of fense). Конструкция этих дублетов описана несколькими фразами.

Два термина получили с XII по XV век наиболее широкое распространение: «гамбезон» (gambeson) и «акетон» (aketon).

Многие современные реконструкторы и даже некоторые историки, включая Клода Блэра (Claude Blair) и Дэвида Эджа (David Edge), применяют эти термины для определения разных способов использования одного и того же типа одежды. По их мнению, акетон надевали под кольчужный или пластинчатый доспех, а гамбезон – поверх доспехов. При этом и тот, и другой носили как самостоятельную защитную одежду.

Стеганка_04
Стеганый гамбезон, манускрипт конца XIV в.

Множество скульптурных и графических изображений воинов, надевших одну стеганую защиту под кольчужную рубаху, а вторую – поверх кольчуги, предполагают, что два этих термина необходимо разграничить, однако такое разграничение несколько спекулятивно. В этой статье оно используется для того, чтобы не противоречить интерпретации, данной Клодом Блэром и Дэвидом Эджем.

Термин «пурпуэн» (pourpoint) используется Блэром для обозначения любой стеганой защиты, в то время как Брайан Прайс (Brian Price) используют для этого термин «дублет» (doublet).

Акетон – тот, что снизу

Как уже говорилось, Блэр и Эдж считают, что акетоном называли защиту, надеваемую под металлические доспехи. Судя по изображениям того времени, акетон подгоняли по фигуре, чтобы слои доспехов также облегали тело. Изготавливался он из полотна, был лишен украшений.

Однако такое описание можно считать излишне упрощенным, так как известны описания богато украшенных акетонов, а также акетонов, надетых поверх кольчуги. Не сохранилось ни одного образца такой одежды – только весьма детальные изображения.

Гамбезон или акетон
Гамбезон или акетон. Рисунок из Библии Мациевского, середина XIII века. Его реконструкция — на заглавном фото этой статьи.

С XII по XVI век рядовые солдаты использовали акетон как самостоятельную защиту. Рукава узкие, манжет прямой или заостренный, как и полы куртки. Ворот акетона был жестким.

Фасон куртки изменялся по мере эволюции доспехов.

  • В XII – XIII веках длина кольчужной рубахи – основной тип доспехов того времени – доходила до колен; такой же была длина акетона.
  • В XIV веке кольчуга стала короче – укоротили и акетон.
  • Во второй половине XIV века у акетона значительно заузили талию – таковы были требования вошедшего в моду доспеха «осиная талия» (wasp-waist).

По бокам и сзади куртка имела разрезы – для облегчения верховой езды. До XIV века, судя по изображениям, стеганые защитные куртки надевали через голову. И только в XIV веке их начали стягивать спереди шнурком, реже – застегивать на пуговицы.

«Поверх надел он гамбезон…»

Клод Блэр
Клод Блэр в доспехе короля Генриха VIII для пешего боя

Термин «гамбезон», по мнению Клода Блэра, применим к относительно толстой стеганке, носимой поверх металлических доспехов или поверх другой стеганой защитной одежды. Блэр датирует применение гамбезона XII – XV веками.

Фасон гамбезона мало отличался от акетона, за исключением отделки верхнего слоя: для украшения могли использовать дорогие ткани, такие как шелк; в качестве украшения мог быть изображен личный герб носителя.

Блэр указывает, что гамбезоном в некоторых случаях могли назвать и поддоспешную куртку. Гамбезон мог не иметь рукавов, на некоторых иллюстрациях он изображен надетым поверх другой набивной стеганой защитной одежды (в таком случае называемой акетоном). Полы гамбезона могли быть прямыми или заостренными.

Сохранились два образца этой защиты, датированные концом XIV века, обычно их называют гербовыми накидками (jupon), но так как они изготовлены методом простёгивания, то технически эти образцы можно отнести и к гамбезонам.

Один из них, хранящийся в Кентерберийском соборе, принадлежал «Чёрному принцу» – принцу Уэльскому Эдуарду, сыну короля Эдуарда III. Второй хранится в кафедральном соборе в Шартре и приписывается Карлу VI Французскому. Оба образца по конструкции мало отличаются от акетона/гамбезона: слои полотна простеганы вертикально, полости набиты шерстью.

Гамбезон Эдуарда изготовлен из пяти слоев ткани: двух льняных, между которыми находится шерстяная набивка; атласной подкладки; сине-красного бархата, который образует герб на внешней стороне. Куртка стягивается на груди шнурком.

Гамбезон Карла VI сделан из семи слоев ткани, но все они образуют защиту с набивкой из шерсти. Борта застегиваются на груди 25-ю деревянными пуговицами, обернутыми в ткань.

Стеганка_02
Собственность короля КарлаVI Французского, XIV век. Хранится в кафедральном соборе Шартра

Оба гамбезона скроены и сшиты по фигуре. Точную длину рукавов одежды Эдуарда установить трудно, так как ткань истрепалась, а рукав куртки Карла доходил до запястья. Считается, что оба гамбезона были церемониальной одеждой, но они дают представление о конструкции настоящей боевой стеганой защиты.

Стеганка_10
Петер Креглингер, 1365 г.

Сходная одежда видна на барельефах, изображающих рыцарей Петера Креглингера (Peter Kreglinger) и Вальтера фон Хоенклингена (Walter von Hohenklingen): у первого гамбезон надет поверх доспехов, у второго – акетон – под доспехами.

Стеганка_14
Статуя Вальтера фон Хоенклингена, 1386 г.

Эволюция защиты

Основной функцией стеганки было поглощение энергии удара и, следовательно, снижение травматизма. Решение этих задач определяло толщину такой «спецодежды».

С развитием полного пластинчатого доспеха (после 1410 года)  необходимость в толстом защитном стеганом костюме значительно уменьшилась. Под доспехи стали надевать тонкие куртки: боевые дублеты, боевые куртки или пурпуэны (камзолы). Они были короче акетонов и гамбезонов, имели полноразмерные рукава.

Стеганка_11
Дублет, усиленный кольчужными элементами.

Дублеты имели систему крепления элементов доспеха, также они усиливались кольчужными элементами для перекрытия открытых мест на пластинчатом доспехе – подмышек и паха. Борта дублетов стягивались спереди шнурком.

Прекрасно сохранившийся образец такого боевого дублета выставлен в музее «Метрополитан» в Нью-Йорке. Применение защитной одежды описано в книге «Как должен быть вооружен воин для пешего боя» (How a Man Shall be Armed when Fighting on Foot).

В книге расходов сэра Джона Ховарда описывается «защитный дублет». Каждая четверть передней части дублета была изготовлена из 18 слоев бумазеи (fusian), 4 слоев полотна и 1 слоя черной бумазеи для верха. Итого, 23 слоя.

Каждая четверть задней части изготавливалась из 16 слоев бумазеи, 4 слоев полотна, одного слоя черной покрывной бумазеи (21 слой). На рукава шло 6 слоев бумазеи, 2 слоя полотна, один слой черной бумазеи. За такой дублет сэр Джон заплатил 20 пенсов.

Стеганка_07

Стоит отметить, что отдельно носимая защитная куртка, которая обычно была значительно толще дублета, называлась «жакет» или «джек» (jack). Такая одежда была популярна в XV – XVI веках, она выполняла те же функции, что и акетоны. Но так как, в отличие от акетонов, жакеты были стеганые, а не набивные, современные энтузиасты различают их разными терминами.

Эксперименты показали

Очевидно, что специальная одежда делала ношение доспехов комфортнее, но насколько эффективна она была как защита? Ну не зря же солдаты носили такую защиту даже без кольчуги или лат!

В наше время энтузиасты-любители провели тесты сшитых ими акетонов: стеганка значительно снижала глубину проникновения клинка при рубящем ударе мечом. Одну из самых полных и сложных экспертиз защитных качеств такой одежды провел доктор Алан Вильямс (Dr. Alan Williams).

Он пришел к выводу, что 16 простеганых слоев полотна защищают не хуже, чем вареная кожа толщиной 5 мм. Для проникновения сквозь эти материалы требуется энергия в ~80-90 Джоулей, при том что удар топором или мечом дают от 60 до 130 Джоулей.

Другими словами, 16 слоев полотна не способны полностью защитить от удара мечом, но значительно снизят урон. Вильямс также сообщает, что для проникновения колющего удара копьем или стрелой сквозь комбинацию защитной одежды и доспехов требуется больше энергии, чем при проникновении сквозь металлическую пластину без подкладки.

Кроме того, использовавшиеся в качестве набивки хлопок и шерсть неплохо заменяли многочисленные слои полотна.

Перед вами перевод статьи
«Spotlight: Quilted Armour Defenses of the High Middle Ages» (автор — Alexi Goranov),

который специально для интернет-журнала «Людота» сделал Артем Смирнов.
Оригинал статьи вы можете прочитать на сайте www.myarmoury.com.
Заглавное фото добавлено редакцией «Людоты».


Об авторе: Артем Смирнов

Подпишитесь на Proshloe
Только лучшие материалы и новости науки
Обсуждение: 2 комментария
  1. Артур:

    Интересно…
    А в России с этим как дела обстояли?

    Ответить
  2. Kirill:

    Что касается Руси, то в памяти всплывает гравюра из книги Герберштейна, на которой изображены три конных лучника в стеганных куртках, только куртки у них простеганы не вертикально, а крест-накрест. Так что такой вид защиты применялся, наверно особенно зимой.

    Ответить

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для отправки комментария, поставьте отметку. Таким образом, вы разрешаете сбор и обработку ваших персональных данных. . Политика конфиденциальности

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.