27.02.2014     0
 

14 мифов (2) про Крестовые походы и рыцарей-крестоносцев


Мы продолжаем публиковать мифы о крестовых походах на Восток. По секрету скажем, что данная статья родилась вследствие переработки автором одной из глав его дипломной работы на историческом факультете РУДН.

Итак, в прошлый раз мы остановились на шестом мифе. Сегодня мы продолжим седьмым — им же и закончим, поскольку тему жестокости и кровопролития за пять минут не раскроешь. Однако впереди нас ждет еще много интересного…

Крестоносец

Миф 7.
Участники крестовых походов проливали кровь рекой

В военной науке есть такой циничный термин – побочный ущерб, и с этим ничего не поделаешь. К сожалению, в то время грабежи были нормальным способом финансирования войск. Денег было мало, поэтому война кормила себя сама.

Неконтролируемые же убийства и грабеж – это, как следует из слова «неконтролируемые», всего лишь следствие плохой дисциплины в войсках. Зачастую командиры крестоносцев и сами были не в восторге от поведения своих воинов, но мирились с положением дел, поскольку других солдат и рыцарей у них не было.

Участники крестовых походов перед боем

С другой стороны, резня была как бы частью тогдашних военных обычаев, частью победы.
Кроме того, как это ни жутко звучит, мертвые (в основном мужчины) не мешают грабить и насиловать. Людей пытали и убивали, чтобы выведать, где их ценности.

Исследователь Дэвид Хей также предполагает мотив ритуального очищения от скверны через пролитие крови иноверцев. Возможно, он присутствовал и у христиан и у мусульман.

Самый знаменитый эпизод резни при штурме города во время крестовых походов – это события июля 1099 года, когда при взятии Иерусалима воины Первого крестового похода устроили кровавую баню. Некоторые хронисты говорят даже об уничтожении всего населения города и реках крови по колено.

Это, по-видимому, преувеличение.
Авторы, являвшиеся очевидцами событий, куда более сдержаны. Например, автор «Деяний франков» сообщает, что убивали выборочно. А вот сухое свидетельство Петра Тудебода: «Наши воины схватили множество мужчин и женщин. Некоторых из них они убили, а остальных пощадили, ибо так им подсказывал разум».

Участники крестовых походов в крови

Помимо большой резни в первый день взятия города, был и еще эпизод с казнью пленных на крыше «храма Соломона» (видимо, имеется в виду мечеть Аль-Акса).

Через три дня также было принято решение убить оставшихся пленников, видимо, из страха восстания в случае приближения противника. Однако не ясно, было ли оно приведено в исполнение.

Маловероятно, что крестоносцы убили всех. Им нужны были слуги для обеспечения продовольствием войска. И в целом кто-то должен был жить в городе, перешедшем под их контроль.

Говоря об иерусалимской резне 1099 года, следует упомянуть еще один мотив – месть. Штурм Иерусалима был развязкой почти трехгодичной эпопеи, полной лишений. До Иерусалима добрались далеко не все. Правда, кто-то оставался в других захваченных городах, но потери крестоносцев все равно были огромны.

Что касается численности погибших жителей Иерусалима, то данные разнятся от 10 – 30 тысяч (современные исследователи) до 70 000 (ибн-Аль Асир).

Были во время крестовых походов и случаи массовой расправы над пленниками по прямому приказу полководцев. Два самых известных персонажа этой эпохи – английский король Ричард I Львиное Сердце, о правилах жизни которого мы рассказывали здесь, и египетский султан Салах-ад-Дин Юсуф ибн Айюб, известный в Европе как Саладин, отдавали такие приказания.

Воин Саладдина

После битве при Хатине в 1187 году Салах-ад-Дин приказал казнить всех тамплиеров и госпитальеров. Всего 240 человек. Единственным шансом спастись было принятие ислама, но предателей веры оказались единицы.

Интересно, что крестоносцы были преданы на расправу не профессиональным палачам, а всем желающим, от которых не было отбоя. Каждому захватившему пленников рыцарей-монахов султан выплачивал компенсацию в 50 динаров.

Пощадили лишь великого магистра ордена Храма Жерара де Ридфора. Его потом обменяли на орденскую крепость Сафед. Выкупили также короля Иерусалимского Ги де Лузиньяна.

Здесь надо заметить, что тамплиеры и госпитальеры были самой боеспособной частью крестоносцев, и их смерть была выгоднее, чем их обмен. Это также был акт устрашения.

Вот как этот кровавый эпизод описывает Имад-ад-Дин: «Саладин… отдал приказ обезглавить их всех, дабы не держать в темнице. Вокруг немедленно собралась целая толпа школяров и суфиев, а кроме того — разных  набожных людей и отшельников.

Каждый из них умолял дать ему право совершить казнь, каждый вытаскивал меч и закатывал рукава. Саладин с торжествующим видом восседал на помосте; тогда как неверные пребывали в невообразимом отчаянии. Очень скоро среди добровольцев обнаружились такие, кто рубил быстро и чисто, и за это они получили одобрение. Некоторые из неверных отказались, и тогда их место заняли другие.

Я своими глазами видел человека, который, презрительно смеявшись, рубил одного за другим… Сколько он заслужил похвал, какой вечной награды удостоился за пролитую кровь франков, какое благое дело совершил он!»

Памятник Саладдину в Дамаске, Сирия

Непонятно, откуда при войске взялись суфии и прочие праведники. Возможно, это выдумка автора для придания действу характера религиозного акта.

Некоторые западные хронисты утверждают, что рыцари-монахи стали добровольными мучениками. Если верить источникам, сам Саладин прокомментировал эту казнь так: «Не выжил ни один из тамплиеров. Тот день стал днем Божьей благодати».

Кроме того Салах-ад-Дин лично казнил Рено де Шатильона. Этот барон был не только опасным противником султана, но и его личным врагом. Он пытался напасть на священный город мусульман Мекку, грабил караваны, не считаясь с перемирием, и однажды захватил в плен сестру Саладина.

Шатильону предложили стать мусульманином.
Рено отказался.
Тогда Салах-ад-Дин отрубил ему руку, а затем стража его обезглавила.

В 1191 году под Акрой приказ совершить казнь пленных отдал Ричард Львиное Сердце. Это случилось через месяц после взятия города. В течение этого времени продолжались переговоры с Саладином. Первоначально предполагалось обменять пленников-мусульман на 200 000 динаров, 1500 пленников-христиан и Животворящий Крест.

Саладдин

Однако султан тянул время, изворачивался на переговорах. Под угрозой было продолжение похода. Армия была готова идти на юг, а время работало на мусульман.

Кроме того пленников надо было кормить и охранять. Можно было, конечно, отпустить пленников за полцены, но это бы значило подорвать авторитет короля Ричарда, которого удалось бы перехитрить.

В итоге на совете решено было казнить пленников, кроме самых знатных, которых все-таки надеялись впоследствии обменять. Исследователи и хронисты называют также среди мотивов казни месть, желание поднять боевой дух, устрашение противника.

Сам король Англии прокомментировал произошедшее в письме в Европу очень сухо: «Но сроки истекли, и поскольку соглашение, к которому мы с ним пришли, утратило силу, мы, как полагается, сарацин, которых держали в темнице — всего около 2600, — предали смерти».

Некоторые источники говорят, что именно в отместку за это мусульмане вырезали население Акры, когда вернули ее в 1291 году.

И все же насилие над мирными жителями и пленниками не было отличительной чертой крестовых походов. Судя по европейским хроникам о временах викингов, да и более ранних событиях, массовые казни пленных прямо на поле боя не были редким явлением.

Главный участник всех Кестовых походов

Как это ни странно звучит, но война в эпоху крестовых походов стала гуманнее.

Людей иногда стали отпускать за выкуп. В частности так поступил Салах-ад-Дин после взятия Иерусалима в 1187 году. Правда большая часть пленных была отправлена на невольничьи рынки.

Есть сведения, что и часть жителей Иерусалима, во время его взятия крестоносцами в 1099 году тоже спаслась благодаря выкупу.

Фото

  • Со страницы Дмитрия Нестюка в социальной сети «ВКонтакте»
  • Из социальной сети «ВКонтакте»
  • Из группы » ‎The Horns of Hattin, Рога Хаттина, קרני חטין. KJK» в социальной сети «Facebook»
  • Работы фотографов Massimo Laurenzi, Howard Somerville, Noemi Du Vallon

Литература

  • Макглинн Шон «Узаконенная жестокость: Правда о средневековой войне»


Об авторе: Георгий Татосян

Интересы - войны, военное искусство, повседневная жизнь, микроистория, выдающиеся личности, политика, религия, культура и теоретические проблемы.

Подпишитесь на Proshloe
Только лучшие материалы и новости науки

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для отправки комментария, поставьте отметку. Таким образом, вы разрешаете сбор и обработку ваших персональных данных. . Политика конфиденциальности

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.