Сегодня мы завершаем рассказ о самых популярных мифах, касающихся крестовых походов. Предыдущие части этой статьи вы можете прочитать здесь, здесь и здесь. Все сразу — здесь.
А мы продолжаем, вернее — заканчиваем. Итак, правда ли, что крестоносцы собирались обратить мусульман в свою веру?
Миф 11.
Рыцари-крестоносцы шли обращать мусульман в христианство
Источники того времени о мусульманах говорят «paganos», то есть «язычники». Например, знаменитый трактат Св. Фомы Аквинского «Сумма против язычников» на самом деле обсуждает мусульманскую веру.
Но никто не собирался массово и насильственно приводить мусульман ко Христу. Видимо, тут сказывалось понимание исламского мира как равновеликой культуры. Ближний Восток — это вам не Прибалтика. Хотя и там, в основном впереди шли священники, а только потом — воины.
Некоторые исследователи подозревают, что идеи массового обращения мусульман вдохновляли Людовика IX Святого во время Восьмого крестового похода в 1270 году. Но это исключение. Энтузиасты пытались развернуть активную мирную миссионерскую деятельность.
Так в 1220 году Св. Франциск Ассизский добрался до Каира, чтобы проповедовать султану Египта, а Св. Раймунд Пеньяфорт дружил с правителем Туниса и в 1265 году лично крестил две тысячи мусульман.
Неистовый, то есть св. Раймунд Луллий — рыцарь, ставший монахом и философом, составил целую миссионерскую программу, выступал на диспутах против мусульманских богословов, несколько раз отправлялся нести Слово Божие в Северную Африку.
Его бросали в тюрьму, изгоняли, собственный слуга пытался его убить. Наконец, в 1315 году во время своей миссии в Тунисе он принял мученическую кончину. Его побили камнями.
Миф 12.
Крестовые походы разожгли костер исламского джихада
Это не так. На самом деле джихад, то есть священная война против неверных, — начался еще в VI веке, то есть за полтысячелетия до Первого Крестового похода. Во многом он продолжается до сих пор. Мы не станем обсуждать здесь ислам, просто процитируем великого арабского историка ибн-Хальдуна:
«В мусульманском обществе священная война – религиозный долг из-за универсальности [мусульманской] миссии и [обязанности] обратить в Ислам каждого убеждением или силой».
Теперь о том, почему во времена Крестовых походов джихад вовсе не вспыхнул ярким пламенем. Причиной стала борьба за власть среди правящих родов и смена династий Ближнего Востока.
Сперва его хозяевами были арабы, затем их сменили турки-сельджуки и курды. Кроме того, в конце XI века Большая Сирия (Сирия, Ливан и Палестина) была полем боя между Фатимидским (Египетским) халифатом и местными правителями.
Некоторые современники событий поняли, что начался христианский джихад. Однако Ближний Восток не был един и пока атабеки, эмиры и халиф разбирались между собой, им было не до масштабной войны за веру.
Именно это и спасло крестоносцев.
Миф 13.
Крестоносцы не умели воевать и были разбиты как кучка сброда
Так же многие считают, что мусульмане значительно превосходили своих противников – крестоносцев, относительно развития военного дела.
Однако исследования специалистов показали, что сарацины не имели того значительного технологического превосходства, которое им приписывают. Более того, крепости и другие фортификационные сооружения христиан были гораздо совершеннее мусульманских.
Анализ отдельных сражений выявил, что многое зависело от ситуации и искусства конкретных полководцев.
Причина того, что к концу XIII века движение крестоносцев загнулось, лежит не в области военного дела, а в области экономики и политики. Дал о себе знать дефицит людских и денежных ресурсов, поскольку Святая Земля была далеко от Европы, а государства Латинского Востока были разобщены.
Кроме того, дух завоеваний, который руководил крестоносцами, только прибывшими с Запада, был чужд тем, кто уже пустил корни в Святой Земле и чувствовал себя там хозяевами жизни.
Миф 14.
Страх крестоносцев еще долго жил на Востоке
Удивительный факт: до конца XIX века в исторической памяти мусульман рыцари-крестоносцы не занимали существенного места. Вот о нашествии монголов они говорили с ужасом.
Вот что пишет современник событий Ибн-аль-Атхир: «… Ислам и мусульмане испытывали такие бедствия, какие не испытывал ни один другой народ. Эти татары (да проклянет их Аллах!) пришли с востока и совершили деяния, которые приводят в ужас всех, кто о них слышал…». Далее тот же автор говорит и о франках об их нашествии и поражении, однако акцент делает именно на монголах.
Для исламского мира триумф монголов стал катастрофой, изменившей культурный облик целых регионов. Тогда как крестовые походы — всего лишь временным неудобством.
Арабы вновь вспомнили о крестовых походах не так давно, когда появился арабский национализм. И помогли это сделать, как ни парадоксально, европейские историки — потомки крестоносцев.
Даже самые передовые и образованные мусульмане начала ХХ века видели себя победителями франков, хотя и не предавали Крестовым походам большого значения.
В этом отношении показателен разговор одного французского дипломата с Фейсалалом аль-Хашеми (будущим королем Ирака и Сирии Фейсалом I). Европеец мотивировал интерес Франции к Сирии властью своих предков в этом регионе, которая имела место в эпоху рыцарей-крестоносцев и их походов на Восток.
Однако араб резонно возразил ему: «Простите, но кто из нас выиграл крестовые походы?».
При подготовке текста были использованы фото:
- Glyn Ednie
- Андрей Бойков
- Noemí duVallon
- Stuart Murphy
- анонимные, соц. сеть «ВКонтакте»
Литература
- Crawford. P. F. Four Myths about the Crusades
- Hargrave J. Enough is Enough: The Crusades & The Jihad Are Not Equivalents
- Lawrence T.E. Crusader Castles
- Madden. T. F. The Real History of the Crusades
- Marshall C. Warfare in the Latin East. 1192 – 1291.
- Smail R.C. Crusading Warfare (1097 – 1193).
- Виймар П. Крестовые походы: миф и реальность священной войны.
- Виллардуэн Ж. де. Взятие Константинополя.
- Ибн Джубайр. Путешествие.
- История крестовых походов.
- Клари. Р. де. Завоевание Константинополя.
- Контамин. Ф. Война в Средние века.
- Ле Гофф Ж. Людовик IX Святой.
- Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада.
- Лучицкая. С.И. Семья крестоносца: супружеский конфликт в начале XII века.
- Павел Парфентьев, при участии Петра Безрукова. Четвертый Крестовый поход: миф и реальность. 2009.
- Перну Р. Крестоносцы.
- Перну. Р. Ричард Львиное Сердце.
- Ришар Ж. Латино-Иерусалимское королевство.
- Флори Ж. Повседневная жизнь рыцарей в средние века.
Мне как подписчику на емэйл пришло оповещение об этой новой статье и сразу еще об одной: «Рыцарские доспехи: еще 4 способа использовать кольчугу», которую теперь не могу найти, она удалена?
Все правильно. Эта статья не удалена, она пока еще не написана. Есть только ее заготовка, которая случайно попала в рассылку. Ее выход планируется на ту неделю. Так что считайте это спойлером )))
Прочитал все 4 части но не нашел о разграблении Константинополя. Это тоже миф? ))
Ну про разграбление Константинополя это отдельная тема, про неё мы ещё расскажем. Так что оставайтесь с нами
Не миф. Но тут все болезненно и сложно. Мы вначале хотели Четвертый крестовый включить. Но потом передумали. Будет отдельный материал. Хорошо, что напомнили пора начинать читать тексты.