Сегодня завершаем тему малоизвестных крестовых походов. Начнем по хронологии, с борьбы предков испанцев с маврами, а закончим боевыми действиями против альбигойцев во Франции. Оба крестовых похода, несмотря на их разность, роднит активное участие местных жителей. Которые должны быть мирными, но вот не получается у них.
Крестовый поход в Аль-Андалус (1125-1126 гг.)
Борьба христиан против мавров, которые завоевали территорию современной Испании — одна из самых ярких и интересных, очень насыщенных драматически, страниц Средневековья. Это, своего рода, монголо-татарское иго Европы. Вот только процесс освобождения от него — Реконкиста, продолжался невероятно долго.
Тревожная обстановка
Мавры завоевали территорию будущих Испании и Португалии в начале восьмого века, то есть еще до призвания Рюрика на новгородское княжение. Свои новые территории на Пиренейском полуострове они назвали «Аль-Андалус», но в наше время их чаще всего называют Мусульманская Испания.
Очистить Аль-Андалус от непрошенных квартирантов удалось лишь через 9 лет после того, как Леонардо да Винчи придумал парашют — в 1492 году.
Разумеется, крестовые походы, пламя которых охватило всю Европу, оказались включенными в Реконкисту. Враги христианства — мавры, сарацины, стали важной и желанной целью для воинов.
Однако пока одни рьяно боролись с врагами истинной веры, другие заключали с ними союзы и сделки, лишь бы урвать максимум власти у своих же родственников.
Впрочем, мавры делали тоже самое. Поэтому борьба за освобождение Пиренейского полуострова от мусульманского влияния затянулась на многие века, а культуры и нации смешивались, создавая на выходе невероятный, взрывоопасный, микс.
Цель — Гранада!
Идея борьбы с мусульманами привлекла под знамена короля Арагона Альфонсо I множество крестоносцев. Повод был наисерьезнейший. Пиренейский полуостров того времени отличался разнообразием местных обитателей. Там проживали:
- собственно мавры — африканские мусульмане и их наемники берберы;
- бывшие христиане, ставшие мусульманами — муваллады и ренегаты;
- бывшие мусульмане, ставшие христианами — мориски;
- действующие мусульмане, жившие на территориях христиан — мудехары;
- действующие христиане, жившие на территориях мусульман — мосарабы.
Были и другие, но нам важно остановиться именно на мосарабах. В переводе на русский — мосараб — «сделанный арабом». Тем не менее, это были европейцы по крови, которые, несмотря ни на что, оставались христианами. Они-то и пожаловались Альфонсо I на притеснения со стороны фанатичного мусульманского правителя провинции Гранада.
Альфонсо решил помочь страждущим и захватить власть в Гранаде. Тем более, что столь благородный поступок имел большие экономические выгоды — сельское хозяйство и ткацкое ремесло делало Гранаду лакомым куском.
Вошедшие с мечом
Крестовый поход в Аль-Андалус начался в 1124 году. Альфонсо захватил форт, располагавшийся возле ущелья Беникадель, что позволило беспрепятственно войти на мусульманские территории. Затем собрал союзников и, заручившись поддержкой епископов Уэски и Сарагосы, выступил в поход.
Нельзя сказать, что крестоносцы шли огнем и мечом — когда оказалось, что исламский гарнизон Валенсии не горит желанием вступать в бой, король Арагона также проигнорировал их. А вот оказавшись южнее, Альфонсо все-таки разграбил несколько деревень и преодолев горные перевалы, направился далее.
Были у них и провалы — когда город Баса, казавшийся почти беззащитным, оказал мощнейшее сопротивление, Альфонсо просто ушел от его стен и довольно быстро захватил крепость Гуадикс. Наступившее Рождество стало поводом устроить в ней недельный перерыв и пополнить припасы.
Судьба мосарабов
Местные мосарабы, узнав о приближении христианской армии, подняли мятеж, отвлекая силы столь ненавистного им губернатора Темим ибн-Юсуфа. На помощь губернатору, который буквально разрывался между крестоносцами и мятежниками, выступило мавританское войско из Африки.
Седьмого января 1126 года Альфонсо I подступил к стенам Гранады, причем его армию поддержали примерно десять тысяч мятежных гранадских мосарабов. Но Альфонсо не торопился атаковать Гранаду, и расположился лагерем в крепости Нивар.
Это была ошибка, которая позволила маврам успеть к Гранаде и заставила Альфонсо отступить. Начались банальные грабежи местных селений, причем арагонский король не спешил уходить обратно, предпочитая кружить по мавританским территориям.
Только 10 марта войска встретились и в ходе сражения при Арнисоле христианская армия разгромила мавров. И опять Альфонсо начал кружить по мусульманским территориям, не собираясь возвращаться в Арагон.
Впрочем, бесконечного везения не бывает, и вскоре король был вынужден отступать под натиском исламского подкрепления.
В июне он вернулся домой, измотанным, но довольным. Он сумел переселить 40 тысяч мосарабов из Гранады в окрестности Сарагосы, столицы своего королевства. И конечно же, в очередной прослыть славным воином.
Альбигойский крестовый поход в 1209-1229 годах
Дело было в конце XII — начале XIII века, когда на юге Франции широко распространилась ересь. Ее сторонники называли себя «добрые христиане», однако в мировую историю вошли под именем «чистых». Именно так переводится латинское слово «катарос». Оно немного видоизменилось в русском языке, и чистых-добрых у нас называют катарами.
Католическая Церковь отнеслась к ним не слишком приветливо, поскольку новое учение отрицало основные библейские истины. Например, о том, что Христос был распят на кресте для того, чтобы искупить человеческие грехи.
Активная проповедническая работа катаров скоро дала всходы. Они стали основной религиозной силой на Юге Франции.
Почему не справился лучший человек Папы Римского?
В 1198 году новый Папа Римский, Иннокентий III направил туда лучшего своего человека — Доминика де Гусмана Гарсеса. Позже он войдет в историю как Святой Доминик, основатель Ордена проповедников. Или — как его часто называют — Ордена доминиканцев.
Но даже Доминик де Гусман Гарсес не смог вернуть катаров в лоно Католической Церкви. Ему помешали две вещи.
Первая — несколько южнофранцузских епископов, которые были недовольны церковными порядками и потому поддерживали катаров. При первом же удобном случае Иннокентий III заменил их своим доверенным лицом в должности легата — Пьером де Кастельно.
Убийство Пьера де Кастельно
Другой помехой стали местные олигархи. Именно им принадлежала политическая власть в Лангедоке и они поддерживали катаров деньгами. Отлучение от Церкви, которое наложил на них Папа, дало прямо противоположный эффект.
- Май 1207 года — папа отлучает графа Раймунда Тулузского от Церкви.
- Январь 1208 года — граф встречается с Пьером де Кастельно. После встречи его убивают.
Убийцей оказался один из людей графа Раймунда, которого так и не смогли обвинить в организации преступления.
Бешенство Папы
Папа Иннокентий III был в бешенстве. Он делает ответный ход: объявляет Альбигойский (по названию городка Альби) Крестовый поход против катаров. Поход впрочем, был не столько крестовый, сколько самоокупаемый. Плодородные земли катаров были обещаны крестоносцам, что вызвало настоящий ажиотаж.
Как результат ажиотажа — около миллиона погибших в течение следующих 20 лет. Впрочем, Раймунд Тулузский остался жив.
Историки делят Альбигойский Крестовый поход на три этапа.
Этап №1. Сам поход, победа над еретиками, раздел их земель между победителями.
Этап №2. Восстания, в ходе которых все прежние завоевания крестоносцев ушли как песок сквозь пальцы.
И был еще третий этап.
Третий этап войны
Третий этап наступил в 1225 году, когда король Франции Людовик VIII взял ситуацию под свой контроль. Вместе со своими войсками он прошелся по мятежной территории, возвращая крепости завоевателям.
Они сдались ему без сопротивления — все, кроме Авиньона. Но после трех месяцев непрерывной осады и он сложил оужие. Это был сентябрь 1225 года, а в ноябре король умер.
Завершать Альбигойский крестовый поход пришлось женщине — вдовствующей королеве Бланке. Разумеется, она тут же делегировала свои военные заботы достойному полководцу из своего окружения — рыцарю Юмберу де Боже.
В 1229 году граф Раймунд капитулировал перед французской короной, отдав ей половину своих владений и независимость Тулузы. Отдать ему пришлось и родную дочь Жанну. Правда, замуж. Правда, за королевского брата Альфонсо.
На этом Альбигойский крестовый поход закончился. Но это была запятая, ибо катары ушли в подполье и следующие 100 лет борьбу с ними успешно вела Святая Инквизиция. Основана, она была, кстати, именно во время Альбигойского крестового похода.
Люблю исторические статьи, только качественный материал в интернете не так то просто отыскать. Ваш блог, интересно читать не просто сухие факты.
Спасибо, Александр))