История доколумбовой Америки: Блог Дмитрия Беляева
Современная археология достигла такого уровня, что открытия чего-то совершенно нового уже не ждешь. Ну разве что на дне океана или глубоко под землей. А можно ли совершить масштабное открытие там, где вроде все давно известно? Теперь мы знаем, что можно. Это произошло в результате трехлетних работ проекта под руководством Такеши Иноматы и Даниелы Триадан из Университета Аризоны в бассейне реки Усумасинты. Наиболее важные результаты этих исследований опубликованы в статье «Монументальная архитектура в Агуада-Феникс и происхождение цивилизации» («Monumental architecture at Aguada Fénix and the rise of Maya civilization»), вышедшей 3 июня 2020 г. в журнале Nature.
Профессиональное сообщество знало об этих открытиях уже пару лет. В 2016 году археолог Такеши Иномата, много лет работавший в Гватемале, решил сменить регион исследования. Он обратил внимание на низины мексиканского штата Табаско, к северу от реки Усумасинты. Здесь располагались многочисленные города майя классического периода (Пьедрас-Неграс, Йашчилан и др.), а вот история этого региона в доклассический или формативный период (II–I тыс. до н. э.) была известна плохо.
Археологи, работавшие в этой зоне в 1970-е гг. под руководством одного из гигантов мексиканской археологии Лоренсо Очоа, нашли следы населения среднеформативной эпохи (IX/VIII – IV вв. до н.э.), более связанной с культурой обитателей побережья Мексиканского залива – знаменитыми ольмеками. Об этом говорили прежде всего находки ритуальных объектов и символов власти. В 1970-е гг. был опубликован небольшой объект (так называемый кельт) с ольмекскими чертами, хранившийся в музее в городке Баланкан.
Другой пример – каменная стела, обнаруженная на памятнике Эль-Мирадор (BA-17) в муниципалитете Баланкан. Стела имела в высоту около 2 м и в ширину 0,6 м. На ней было вырезано изображение ольмекского божества маиса с характерной расколотой головой.
В 1978 году при строительстве трактор случайно извлек из-под земли каменный рельеф (94 на 88 см), также изображающий ольмекское божество с характерными раскосыми глазами и расколотой головой.
В общем, отдельные интересные находки, а также следы ранней архитектуры в среднем течении Усумасинты уже были известны. Но общего понимания того, что происходило в этом регионе, не было . Поэтому Такеши и Даниела решили начать с изучения материалов лазерной воздушной съемки (или лидара), проведенной Национальным институтом географии и статистики Мексики (INEGI). На них они обнаружили странные элементы, которые раньше никто не описывал. Летом 2016 года они вместе с мексиканским коллегой Родриго Льендо посетили эти места, чтобы увидеть все своими глазами. После этого было решено провести собственную лазерную воздушную съемку с более высоким разрешением на относительно небольшой площади в 109 кв. км. Вот тут и начались чудеса.
(отчет для Национального института антропологии и истории Мексики, 2017)
При первой разведке археологи выделили два самых перспективных памятника – Ла-Кармелиту и Эль-Тирадеро. На них были обнаружены ритуальные постройки, организованные в так называемую «Е-группу». Такой ансамбль состоит из пирамидальной постройки на западе и длинной платформы на востоке. Впервые они были обнаружены в архитектурной группе Е в Вашактуне (отсюда и название «Е-группа»). Еще в 1930-е гг. было высказано предположение, что основная функция Е-групп – астрономическая, и они использовались для наблюдения за солнцем. На этих поселениях и было решено провести шурфовку.
Памятник Ла-Кармелита, данные лазерной воздушной съемки (2017)
Памятник Эль-Тирадеро, данные лазерной воздушной съемки (2017)
Однако при анализе результатов лидара в зоне к северу от Эль-Тирадеро были обнаружены невероятного размера платформы, окруженные искусственными углублениями в земле правильной формы и насыпями. Судя по своим размерам, они превосходили все, что до этого было найдено в этом районе. По названию одного из местных водоемов этот памятник получил название Агуада-Феникс. Он-то и манил исследователей.
данные лазерной воздушной съемки 2017 года
Результаты короткого полевого сезона летом 2017 года оказались еще более потрясающими. Как выяснилось, главная платформа в Агуада-Фениксе с севера на юг вытянулась на 1,4 км, с запада на восток имела около 400 м, а в высоту достигала 10-15 м. Почему же раньше никто не обнаружил этот колоссальный объект? Как рассказывал Такеши, все дело в том, что, когда поднимаешься на эту платформу и идешь по ней, просто не осознаешь, что это искусственное сооружение. Создается впечатление, что это просто натуральная возвышенность. На ее вершине располагались пастбища, загоны для скота и разные хозяйственные постройки.
В 2018 и 2019 годах археологи вернулись в поле с новыми планами, на этот раз сконцентрировав работы в Агуада-Феникс. Основной вопрос заключался в следующем: была ли гигантская платформа полностью искусственной или построена поверх естественного холма, и ей лишь придали правильную форму? В 2017 году на это ответ дан не был, так как заложенный на вершине платформы пробный шурф глубиной 1,5 м не дошел до материка. Новый раскоп выявил по меньшей мере 13 слоев и 7 строительных фаз, а в глубину достиг 7,5 метров. Последующие раскопки в других секторах показали, что мощность культурного слоя варьируется от 2 м (в самой неглубокой точке) до 7,5 м.
(Inomata, Triadan, Vázquez López et al. 2020: Fig. 2)
В сердцевине Главной платформы действительно лежит естественный холм. Где-то в XII в. до н. э. на нем поселились первые люди, использовавшие керамику. С начала I тыс. до н. э. они начали выравнивать вершину, засыпая неровности землей и глиной. За последующие два столетия для создания гигантской прямоугольной постройки было перемещено от 3,5 до 4 млн. млн. кубометров земли. Это в два раза больше, чем объем строительства Пирамид Солнца и Луны в Теотиуакане и в 20 раз больше, чем объем строительства Храма I в Тикале.
(Inomata, Triadan, Vázquez López et al. 2020: Extended Data Fig. 9a)
Поверх платформы была сооружена Е-группа, восточное здание которой достигало в длину 400 м. На оси запад-восток площади Е-группы был обнаружен ритуальный тайник, включавший 6 полированных топориков из жада, три небольших жадовых фрагмента и проколку для кровопускания. Последний артефакт особенно важен, поскольку он свидетельствует, что одним из аспектов освятительного ритуала было принесение собственной крови в честь предков и божеств.
(Inomata, Triadan, Vázquez López et al. 2020: Extended Data Fig. 10a)
К западу от Е-группы находилась постройка размером 35 на 20 м, кардинально отличающаяся от остальных сооружений Агуада-Феникс, так как при ее возведении использовались мегалитические каменные блоки. Но ее назначение пока остается непонятным. Может быть это был храм или наоборот, резиденция вождей?
(Inomata, Triadan, Vázquez López et al. 2020: Extended Data Fig. 6)
В западной части памятника была сооружена массивная западная платформа (размерами 390 на 270 м и 15–18 м в высоту) общим объемом между 600 тыс. и 1,1 млн. кубометров. Между этими двумя ансамблями было разбросано множество прямоугольных комплексов, образованных невысокими насыпями и ориентированных по оси север-юг, в центре которых располагались Е-группы меньших размеров. Такая модель архитектурного ансамбля очень специфична и встречается только в бассейне среднего течения Усумасинты (поэтому она получила условное название тип среднеформативной Усумасинты или «СФУ»). Эти комплексы были связаны между собой насыпными дорогами, и перемежались искусственными резервуарами для воды. Особенно впечатляет северная дорога, тянущаяся на 6,3 км и соединяющая многочисленные комплексы СФУ. Дороги были сооружены между серединой Х и концом IХ в. до н. э. и постоянно надстраивались, достигнув в конце высоты 2–2,6 м.
Дополнительное лазерное воздушное сканирование 2019 года (на площади в 749 кв. км), дополненное разведочными работами, позволяло идентифицировать 21 крупный и средний центр с архитектурой схемы СФУ.
(карта на основе карты в Inomata, Triadan, Vázquez López et al. 2020: Fig. 1)
Она отличается от выделенной ранее модели, распространенной в Чьяпасской впадине и далее на юг до тихоокеанского побережья и состоящей из Е-группы и сопровождающих ее платформ, также ориентированных с севера на юг, но не имеющих такой четкой прямоугольной формы (так называемый тип среднеформативного Чьяпаса или «СФЧ»). Самые известные центры, построенных по схеме СФУЧ – ольмекская Ола-Вента, а также Сан-Исидро, Чьяпа-де-Корсо, Финка-Акапулько, Ла-Либертад и Цуцукули.
Таким образом, в ходе работ проекта Такеши Иноматы и Даниелы Триадан была открыта новая, ранее неизвестная ранняя мезоамериканская культура, развивавшаяся на речных равнинах Табаско с конца II тыс. до н. э. и достигшую расцвета в Х–VIII вв. до н. э., когда ее главным центром была Агуада-Феникс. Строительство на этом памятнике прекращается на рубеже IХ–VIII вв. до н. э. и к середине VIII в. до н. э. он, а также синхронные центры были оставлены. Развитие культуры Средней Усумасинты продолжалось до первой половины – середины IV в. до н. э.
Что случилось с этой культурой дальше? Можно ли ее рассматривать как ранний этап цивилизации майя или ее вообще следует выделить в отдельную локальную цивилизацию формативного периода? Первые раскопки выявили на удивление небольшое количество керамики, и ее число выросло лишь в ходе сезона 2019 года. Первичный анализ показал ее сходство с керамикой Сейбаля и отличие от ольмекской керамики побережья Мексиканского залива. В то же время сейбальская керамика (так называемая сфера Ше–Реаль) представляет собой отдельную группу, не связанную с ранней керамикой Петена, на основе которой в середине VII в. до н.э. формируется обширная традиция Мамом, отмечающая первую волну культурной экспансии майя. Э. Уиллис Эндрюс в свое время связал ее с керамическими традициями Чьяпаса и предположил, что они отражают культуру немайяского населения, возможно говорившего на языках соке. Но ранняя церемониальная архитектура в Сейбале принадлежит к типу СФЧ.
Однако Агуада-Феникс ставит перед археологами загадок не меньше, чем открытий. И самая главная из них: кто строил все эти массивные платформы из земли и глины? На них было потрачено около 11 млн. человеко-дней, что предполагает участие нескольких тысяч человек. Кроме того, в церемониях, происходивших на этих платформах, несомненно, должны были принимать участие множество людей.
В Юго-Восточной Мезоамерике самые ранние памятники монументальной архитектуры и скульптуры появляются в центрах формирующихся первых политических образований с центральной властью – вождеств. В них живут могучие вожди, повелевающими тысячами общинников, обязанных трудовыми повинностями, главная из которых состоит в участии в воздвижении колоссальных каменных монументов (таких как головы вождей-предков, высеченные из базальта в ольмекских Сан-Лоренсо и Ла-Венте) или сооружении масштабных пирамидальных построек как в Ла-Бланке на тихоокеанском побережье или в Ла-Венте). Одна из главных характеристик вождеств – иерархическая организация поселений. Она может быть двухуровневой, когда поселение, где живет вождь, доминирует над мелкими деревнями и поселками (простое вождество), или трехуровневой (региональный центр, в котором живет верховный вождь, окружен поселениями второго уровня, которым подчиняются деревни и поселки (сложное вождество). Первые вождества появляются в культуре мокайя на тихоокеанском побережье в середине ХVII в. до н. э., а в ХV–ХIV вв. до н. э. формируется самое раннее известное нам сложное вождество в Сан-Лоренсо.
Но вокруг Агуада-Феникс такой иерархии поселений не обнаружено. Другие памятники с архитектурой схемы СФУ, меньшие по размерам (например, Ла-Кармелита) могут считаться центрами второго уровня.
А вот множества мелких деревень и поселков, где жили простые земледельцы и рыболовы, нам неизвестно. Возможно, их следы были уничтожены в результате активной хозяйственной деятельности (эта территория штата Табаско славится своим животноводством) или скрыты под наносами. Так, раскопки в юго-западной части Агуада-Феникс позволили обнаружить следы невысокой глиняной платформы, вероятно служившей основанием для жилой группы, на глубине 75 см. При раскопках в этом секторе была найдена натуралистичная скульптура из известняка, изображающая пекари или носуху (коатимунди), получившая прозвище Чочо.
(Inomata, Triadan, Vázquez López et al. 2020: Extended Data Fig. 10)
Однако обнаруженная здесь керамика слишком поздняя для того, чтобы принадлежать строителям гигантских платформ. Так что исследования только начинаются.
Источники:
Inomata, Takeshi, Triadan, Daniela y Liendo, Rodrigo (2017) Informe del Proyecto Arqueológico Usumacinta Medio: La Temporada de 2017. URL:
https://repository.arizona.edu/bitstream/handle/10150/636878/Informe%20Usumacinta%202017%20final.pdf
Inomata, Takeshi y Daniela Triadan (2018) Informe del Proyecto Arqueológico Usumacinta Medio. La Temporada de 2018. URL: https://repository.arizona.edu/bitstream/handle/10150/636879/Informe%20Usumacinta%202018.pdf.
Mendez Bauer, Marta y Takeshi Inomata (2019) Informe del Proyecto Arqueológico Usumacinta Medio: Temporada de 2019. URL: https://repository.arizona.edu/bitstream/handle/10150/636880/Informe%20Final%20Proyecto%20Usumacinta%20Medio%202019.pdf.
Inomata, T., Triadan, D., Vázquez López, V.A. et al. Monumental architecture at Aguada Fénix and the rise of Maya civilization. Nature (2020). https://doi.org/10.1038/s41586-020-2343-4