История доколумбовой Америки: Блог Дмитрия Беляева
В Далласском музее искусств хранится интересный образец керамического искусства древних майя. Это коричневый лощеный сосуд с крышкой.
Сам по себе сосуд довольно обычный и выделяется лишь скульптурным навершием крышки. На ней изображена фигурка старого человека (судя по всему, бога, которого накануне испанского завоевания звали Ицамна, а древнее имя было Ицам-Коках) верхом на кабане-пекари. Никаких надписей на сосуде нет, поэтому эта сцена могла бы остаться непонятной. Ну разве что можно было бы пошутить о древнемайяской свинокавалерии.
Однако изображения на расписной керамике майя, которые сопровождаются краткими подписями, позволяют понять, что перед нами фрагмент одного интересного древнего мифа.
Сцена на вазе К1991 по каталогу Джастина Керра изображает Ицамну верхом на пекари (слева), а вот справа появляются еще два персонажа. Это близнецы Хун-Ахав и Йаш-Балам — герои близнечного цикла классического периода и прямые аналоги близнецов Хунахпу и Шбаланке из знаменитого мифологического цикла майя-киче «Пополь-Вух». Они держат в руках оружие (дротики и копьеметалки), так что ситуация для бога Ицамны, видимо, сложилась не самая веселая.
Изображение вазе К8622 дает еще больше информации. Справа мы видим, как Ицамна верхом на олене общается со старым человеком с веслом в руках. Между ними видна иероглифическая надпись, передающая прямую речь. Ицамна интересуется: bay bih numuuy Xaak … mam, «по какой дороге прошли в Шаак-…, дедушка?»
А вот слева мы видим Ицамну уже верхом на пекари, но явно раненного. Об этом говорит его неестественная поза со свешивающимися руками и вывернутой назад головой, а также летающие вокруг мухи.
Все эти фрагменты являются частью мифа об «оленьих людях», о котором мы писали с А.И. Давлетшиным в работе, анализирующей мифы о творении людей в мифологии майя. Старый Владыка Оленей Хук-Сип заболел, а тем временем один из близнецов соблазнил, а потом, обратившись в оленя, украл его молодую жену. Поскольку сам Хук-Сип из-за болезни не может отправиться за женой, он просит помочь ему Ицамну. Тот садится верхом на оленя (который на самом деле второй близнец Йаш-Балам) и бросается в погоню. Он нагоняет беглецов, но тут Йаш-Балам скидывает олений облик и братья вместе ранят Ицамну, который скрывается от них верхом на пекари.
Напоминаем, что 13 февраля в нашей редакции состоится лекция кандидата исторических наук Дмитрия Беляева «Наркотики в культуре Мезоамерики». Зарегистрироваться на неё можно по ссылке на таймпаде. Спешите, количество мест ограничено.
Еще о мифологии древних майя:
Давлетшин А.И., Беляев Д.Д. Творение людей в мифологии древних майя // Этнографическое обозрение. 2017. № 4. С. 40-55.
Беляев Д.Д. Новый доклассический скульптурный фриз из Эль-Мирадора: При чем тут «Пополь-Вух»?
Березкин Ю.Е. «Пополь-Вух». Насколько «майяским» является лучший источник по мифологии майя?
Давлетшин А.И. Мифологический комплекс Молодого бога маиса и его относительная хронология в Мезоамерике (видео доклада на Американском семинаре Музея антропологии и этнографии «Кунсткамера» РАН)