Битва при Хаттине – крупнейшее сражение между войсками крестоносцев и их мусульманскими противниками.
Объединенная армия Латино-Иерусалимского королевства, графства Триполи и княжества Антиохии, а также военно-монашеских орденов выступила против армии Саладина — султана Египта и Сирии Салах-ад-Дина Юсуфа ибн Айюба и его полководцев Таки-ад-Дина и Гёкбёри.
Рыцари, сержанты, пехота и туркополы
Численность сторон определить трудно.
Можно предположить, что максимально христиане вывели в бой 15 тысяч пехотинцев и около 4.500 — 4.800 рыцарей, сержантов и туркополов. Туркополами, то есть сынами турков, назывались жители Востока от смешанных браков, служившие крестоносцам за деньги.
Что касается мусульман, то их было значительно больше. В литературе встречаются даже цифры 60 — 80 тыс. человек. Но наиболее близка к истине цифра в 20 — 25 тыс., максимум 30 тыс. Костяк армии мусульман, если верить средневековым текстам, составляли 12 тысяч всадников.
Битва при Хаттине имела огромное историческое значение, так как после нее крестоносцы потеряли Иерусалим и большую часть основных опорных пунктов в Сирии. В этом сражении соединились две основные боевые ситуации, характерные для полевых сражений крестовых походов: битва на марше и сражение со стационарным построением.
Подробно рассмотрим обстоятельства этого события.
Графиня Эскива в осаде
2 июля 1187 года в ходе военной кампании Саладин осаждает Тивериаду – столицу княжества Галилея. Крепостью владеет графиня Эскива – жена графа Триполийского Раймунда.
Не имея возможности оборонять город из-за недостатка рыцарей, графиня запирается в цитадели и посылает гонца за помощью. Объединенная армия крестоносцев находится в Сафире, недалеко от Тивериады.
В тот же день король Иерусалимский Ги де Лузиньян созывает совет баронов, чтобы принять решение: идти на помощь Тивериаде или нет.
Раймунд, граф Триполи: четыре довода против
Крупнейший феодал граф Триполийский Раймунд, чья жена находится в Тивериаде, выступает против похода.
Хронисты сохранили несколько версий его доводов, однако хроники написаны уже после битвы, и в них Раймунд предстает чуть ли не пророком.
Если абстрагироваться от пафоса летописцев, доводы графа, видимо, выглядели примерно так:
1) Путь от Сафиры до Тивериады проходит по очень засушливой местности.
2) Чтобы освободить город надо преодолеть ожесточенное сопротивление большого войска мусульман.
3) Тивериаду можно отвоевать позже, а жену можно выкупить.
4) Стоит ли рисковать армией, а значит королевством, ради освобождения одного города?
Мнение общественности
Некоторые хронисты даже утверждают, что Раймунд предлагал попытаться выманить армию Салах-ад-Дина к Сафире, чтобы уже его армии пришлось преодолевать тяжелый путь через пустыню, а в случае поражения войскам королевства было бы куда отступать.
Большинство баронов поддержали его. Против этого выступили только великий магистр ордена Храма Жерар де Ридфор и барон Трансиордании Рене де Шатильон.
Король вначале согласился с Раймундом, но магистр тамплиеров, обладавший большим влиянием на слабохарактерного короля, переубедил его.
Ги де Лузиньян: решение короля
Большинство историков обвиняют Лузиньяна в недальновидности. Однако в его оправдание стоит сказать, что у короля были основания поступить таким образом, правда, в основном, политические и психологические.
Как сюзерен Тивериады, он нес ответственность за судьбу города и его владелицы.
Армия, стоявшая под Сафирой, была самой крупной из когда-либо собиравшейся в Латино-Иерусалимском королевстве. Ги де Лузиньян психологически не мог чувствовать себя слабее противника.
Четырьмя годами ранее при схожих обстоятельствах он не выступил против египетского султана, что вызвало возмущение баронов, в результате чего он лишился поста регента.
Возможно, Ги де Лузиньян вспомнил, что его предшественник Балдуин в похожей ситуации избрал путь активных действий и победил Саладина. Тогда Раймунд Триполийский тоже отстаивал оборонительную стратегию. Это был первый крупный поход Лузиньяна в качестве короля Иерусалимского, и он остро нуждался в повышении своего авторитета среди элиты королевства.
И, наконец, не последнюю роль в принятии решения сыграли его взаимоотношения с графом Триполи. Граф был его основным политическим противником. Во время коронации Ги де Лузиньяна Раймунд отказался участвовать в церемонии омажа — присяги на верность.
Кроме того Раймунд, по крайней мере до начала войны, поддерживал тесные дипломатические отношения с Саладином. В связи с этим король мог воспринять позицию графа Триполи как попытку представить его трусом и очернить в глазах вассалов или даже как предательство.
Раскол королевства
Мы видим, что, несмотря на прямую угрозу от Салах-ад-Дина, в самом королевстве продолжался раскол на партии. Забавным подтверждением этого факта являются приводимые в хронике Эрнуля строки из песенки, которую распевали сторонники де Лузиньяна:
Maugré li polein, (Вопреки пуленам,)
Aurons nous roi Poiteven. (У нас будет король Пуатевинец)
Здесь надо пояснить две вещи:
- Ги де Лузиньян был представителем известного рода средних аквитанских (пуатевинских) феодалов;
- пулены («жеребята») – это прозвище латинян, часто женившихся на местных женщинах и давно обосновавшихся на Востоке. Между ними и крестоносцами с Запада всегда были трения.
Крупнейшая армия королевства: навстречу смерти
3 июля 1187 года колонна крестоносцев в сопровождении двух епископов, охранявших священную реликвию, — частицу Истинного Креста — вышла из оазиса Сафира по направлению к Тивериаде.
Основной целью похода было освободить город, хотя стало ясно, что не избежать полевого сражения. Мусульмане ставили задачу остановить войско франков до подхода к Тивериаде, что и удалось осуществить. К концу дня войско христиан вынуждено было сделать привал.
Армия передвигалась по безводной пустыне между оазисами и страдала от жары, пыли и жажды. Ночь христиане провели в лагере, окруженные многочисленным войском противника, рядом с холмом, известным как Рога Хаттина.
Стрелы сарацин
Злосчастная остановка стала результатом идеального применения неизменной сарацинской тактики. Третьего июля, начиная с момента первого контакта с противником, христиане были втянуты в битву на марше.
Метод мусульман заключался в попытке остановить колонну и расстроить ее. Воины Латино-Иерусалимского королевства, напротив, старались сохранить плотное построение и отражать атаки мусульман, не снижая темпов передвижения и не ввязываясь в сражение по всему фронту.
Основными действующими подразделениями армии Саладина были конные лучники, которые постоянно атаковали колонну, осыпая ее стрелами и изматывая воинов.
Эта операция была заранее подготовлена. В «Книге двух садов» сказано:«… им раздали стрел, которых хватило бы на четыреста выстрелов; на поле боя стояли семьдесят верблюдов, к которым они подходили, когда их запас подходил к концу и колчаны пустели».
Акцент Саладина
Особенно сильный удар был нанесен по арьергарду, с целью расстроить его и отделить от основной части войска. Сзади армию прикрывали отряды тамплиеров и Балиана де Ибелина.
Кстати. Уже в наше время Балиан де Ибелин стал главным героем фильма «Царство Небесное», хотя и с большим творческим вымыслом режиссера относительно его биографии.
Это были боеспособные части, самоотверженно отражавшие наскоки противника в течение всего дня, но именно они к вечеру послали сообщение в центр войска, что больше не могут выдерживать давление противника.
В результате крестоносцы приняли решение остановиться и дать бой Саладину.
Окончание следует
Литература
- Gabrieli F. Arab Historians Of The Crusades. NY. 2010.
- Kedar B. Z. The Battle of Hattin Revisited. (http://web.archive.org/web/20110805095034/http://www.deremilitari.org/resources/articles/kedar.htm)
- Smail R.C. Crusading Warfare (1097 – 1193). Cambridge. 1956.
- Бойчук. Б.В. Битва при Хаттине. (4 июля 1187 г.) — http://deusvult.ru/16-bitva-pri-khattine.html
- Виймар П. Крестовые походы: миф и реальность священной войны. СПб. 2003.
- История крестовых походов. М. 1998.
- Материал сайта De Re Militari: The Battle of Hattin (1187):Four Accounts (http://deremilitari.org/2014/01/the-battle-of-hattin-1187-four-accounts/)
- Материалысайта Internet Medieval Source Вook.(http://www.fordham.edu/halsall/source/1187hattin.html) и (http://www.fordham.edu/halsall/source/1187ernoul.html)
- Ришар Ж. Латино-Иерусалимское королевство. СПб. 2002.
- Росси Г. Ги де Лузиньян — последний король Иерусалима. (http://www.monsalvat.globalfolio.net/frsdominus/statiibook/guylusignan/lus9.htm)
- Эсбридж. Т. Крестовые походы. Войны Средневековья за Святую Землю. М. 2013.
Одно время я много думал об этом сражении и пришёл к выводу,что если бы король просто озаботился о снабжении армии водой( бурдюки для войнов и бочки в обозе) или хотя бы остановил армию по пересечение реки у Турана что бы дать своей армии возможность напиться то сражение могло повернуться против мусульман. Но король пренебрёг логистикой и она его сгубила.
//приводимые в хронике Эрнуля строки из песенки, которую распевали сторонники де Лузиньяна://
Кажется, по Эрнулю, эту песню пели как раз таки те самые пулены.
Павел сомневаюсь. Там стоит слово Maugré это современное слово malgré. То есть вопреки. Но я проверю. Ясно, что разделение на партии не шло четко по границе пулен не пулен.