«Лонгрид» Марии Карповой
Сведения об авторе:
Карпова Мария Владимировна
Тверской государственный университет
Исторический факультет
2 курс магистратуры, направление 46.04.01 «История»
Мария Карпова о своей работе
Средневековое население Руси не представляло своей жизни без разнообразных промыслов, среди которых особняком стоит бортничество, приносившее огромный доход как сельскому жителю, так и властной верхушке. Неудивительно, что в наиболее развитых в бортном отношении уездах появляются те люди, которые всё время посвящают именно уходу за дикими пчёлами. Примером своеобразной «специализации» выступает Торопецкий уезд (современная Тверская область), в котором к XVI в. фиксируются специфические территориальные единицы – перевары, где основу хозяйствования составляет именно бортничество. Цель – выявить роль бортничества в экономике Торопецкого уезда XVI в. Современное научное сообщество получает возможность изучить столь необычную территориальную единицу благодаря Торопецкой писцовой книге 1540 г., содержащей сведения как о специфике подобных образований, так и о местных жителях, особенностях их расселения, родственных связях и налогообложении.
Работа: лонгрид
«Кому на Руси жить хорошо?». Спросите у жителей Торопецкого уезда XVI в. (современная Тверская область), и они ответят – бортникам, и будут правы: до половины населения занималось этим древнейшим промыслом, что привело к образованию отдельных территорий, перевар, где жили и вели своё особое хозяйство бортники. Даже население уездного города – Торопца – было не прочь владеть одним или несколькими бортными деревьями в загадочных переварах. Давайте разберёмся, что же это за административно-территориальные единицы, встречающиеся в некоторых других местах ‒ в Новгородской земле (Водская пятина) и Корельском уезде, но в наиболее полном виде раскрывающиеся именно в исторических источниках по Торопецкому уезду эпохи средневековья.
«Важнейшее произведение Московии» – мёд
Русь издревле славилась бортным промыслом – добычей и использованием мёда диких пчёл. Само слово «бортничество» происходит от слов «борть» ‒ дупло, «бор» ‒ сосновый лес. Это занятие предшествовало современному пчеловодству – разведению пчёл (рис. 1).
На протяжении веков иностранные купцы стремились приобрести продукцию диких пчёл ‒ русский мёд как единственный сахарный продукт и воск, применявшийся для изготовления свеч и освещения помещений.
Дремучие леса, покрывающие огромные пространства страны, изобиловали дикими пчёлами и в прямом смысле сформировали золотую жилу, один из основных источников богатств Руси, «важнейшее произведение Московии». Именно бортничество дало государству второе название ‒ «страны, текущей мёдом» [3]. Об этом свидетельствует существование на Руси особых купцов-вощников, которые занимались сбытом только воска. На многих торгах страны, в частности, в других частях современной Тверской области – Бежецке и Торжке, существовали специализированные вощаные и медовые ряды, где торговали исключительно продуктами пчелиного производства.
Как же происходила добыча мёда диких пчёл и как человек впервые решился на столь опасное занятие? Лесов на территории современной России было великое множество. Человек, случайно наткнувшийся на переломленное дуплистое дерево с гнездом пчелы, попробовал мёд, сладкая жидкость не могла не понравиться ему, поэтому поиски мест обитания пчёл ‒ дупел деревьев ‒ очень скоро становятся целенаправленными (рис. 2.). Разорение дупел постепенно сменяет забота о пчёлах ‒ человек понимает, что в разорённое гнездо пчёлы не возвращаются, а дикий охотничий промысел заменяется на более высокую ступень развития промысла ‒ бортничество. Бортничество помогло понять, что вырубленное топориком дупло (борть), призванное служить до нескольких веков, требует заботы и особого отношения, а предмет промысла ‒ мёд ‒ человек забирает себе не полностью, снимая лишь излишки, поскольку иначе пчёлы не смогут перезимовать (рис. 3) [3].
Перевары Торопецкого уезда: почему они сформировались?
Вернёмся к Торопецкому уезду. Почему же здесь так привечали бортный промысел? Леса Торопецкого уезда были богаты липой и дубом, излюбленными деревьями медоносной пчелы, каждое из которых могло приносить до 2-3 пудов (50 литров) мёда. Поэтому вокруг бортных лесов формируются особые территории, перевары, жители которых основным своим занятием воспринимали этот промысел. На карте жёлтым цветом обозначено 13 перевар Торопецкого уезда, сравнив их территориально с волостями, можно с уверенностью сказать, что они составляли заметную часть общего земельного фонда (рис. 4, рис. 5).
Князья очень быстро поняли доходность подобного хозяйства – именно они сосредотачивали в своих руках прибыльные бортные угодья, о чем свидетельствуют завещания (духовные грамоты) великих князей, которые сохранили сведения о «варях» как местах, где из мёда варили хмельной напиток, ‒ духовная грамота Ивана Красного (1359 г.): «Приказываю отчину свою Москву сыном своим, князю Дмитрию и князю Ивану… братаничу моему, князю Володимеру … что мёд оброчный Василцева стану, и что отца моего купленые бортници под вечные варях, и кони ставити по станом и по варям, и конюший путь, то им все на трое» [1].
Бортные деревья были чем-то вроде недвижимого имущества, для наилучшей охраны на них помещались знамена (метки), встречаются знаки, оставленные не только жителями перевар, но и горожанами, что говорит о широком распространении промысла не только в переварах, но и во всем уезде. Привлекает к себе внимание деревня над Любишовым Старцовой волости, дворовладелец которой, Митка Кашин, сосредоточил в своих руках целых 6 бортных деревьев (знамена № 52-56, рис. 6, рис. 7) [2], каждое из которых в погожий летний день приносило до 15-20 литров мёда [4]. Значит, этот крестьянин был очень состоятельным, даже богатым по меркам сельских жителей XVI в.
Ещё в Киевской Руси понимали, что бортные деревья – «золотые рудники» страны – необходимо охранять и защищать. За порчу борти устанавливался штраф в 3 гривны, корова в то время стоила примерно 2 гривны, что ещё раз подчёркивает, что власть осознавала ценность бортного промысла. Русские законы были гуманными и человеколюбивыми – средневековые немецкие законы предписывали такое наказание за расхищение борти – преступнику вспарывался живот, а затем его внутренностями обматывалось то дерево, мёд из которого он украл [5].
С 1320 г. Торопец находился в составе Великого княжества Литовского, господарь (великий князь) озаботился вопросами пополнения своей казны, поэтому бортные угодья Торопецкого уезда попали в личные владения правителя. Жители перевар должны были платить в пользу великого князя натуральный оброк (мёдом), который постепенно заменялся на денежный: «А с лесу з бортного оброку им [бортникам] давати за 15 пуд меду три рубли в московское число, по две гривны за пуд» [2].
Ценность бортному промыслу придавало медоварение – производство из мёда хмельного напитка: виноградные вина и хлебные спиртные напитки Русь не знала. Эту прибыльную особенность использовали себе во благо князья: жители перевар – переваряне – облагались специальными повинностями: они должны были поставлять ко двору господаря популярный медовый напиток. Корм и угощение пивом были в то время нелёгкой обязанностью, поэтому содержание княжеских чиновников и двора ложилось на плечи и бортников, и окрестных жителей [6].
Хмельной медовый напиток обладал тем же значением, что и пиво у немцев – был чисто народным напитком, варившимся к праздникам и особым событиям.
Жители перевар – родственники?
Особенностью перевар как территориальных образований стало объединение населённых пунктов под общим названием. В Сережской переваре выделяются следующие обобщённые формирования: «на Лугу», «озера Говья», «над Любишом», «Долгая», «в Столбове», «в Сосновице» (рис. 8.). Подобные образования включали небольшое количество поселений, от 2 до 20. Такой тип расселения распространён на Севере России.
Местность, объединяющая в себе несколько мелких поселений, могла осознаваться жителями окрестных деревень как одно поселение. Отдельные названия, по словам крестьян, для каждой деревни придумали сами чиновники для своих надобностей [7]. Зачем же тогда необходима была фиксация каждого, пусть и небольшого, населённого пункта под отдельным названием, которое часто давалось по имени крестьянина, в нём проживающего? Причина проста и прозаична: в целях наиболее полного взимания разного рода налогов и повинностей. Княжеские чиновники (писцы) составляли документы, в которых прописывалось население деревни и его обязанности в пользу князя. Так и была создана Торопецкая писцовая книга 1540 г., которая и поведала нам о существовании необычных для Руси территориальных и податных единиц – перевар.
Почему жители отдельных деревень, объединённых общим названием, ощущали себя жителям одного поселения? Ответ на этот вопрос дала всё та же писцовая книга: населявшие такую местность люди являлись кровными родственниками, у каждого из которых было своё собственное хозяйство, но все они ощущали себя одной семьёй. Так, примером могут выступить три деревни Збуцкой перевары со сходными названиями, принадлежащие близким родственникам: дер. Овжа Зела городского человека, дер. Овжа ж Зелова ж Онисимка Голашова сына городского человека, дер. Шерепино Ортемка Зелова брата [2].
Выше уже упоминалось, насколько прибыльным было бортное хозяйство Торопецкого уезда, поэтому понятно стремление великого князя (господаря) сохранить перевары в своих руках, не выделять в них поместья своим служилым людям. Поэтому все земли перевар являлись чёрными, т. е. на них проживали лично свободные бортники [8]. Ситуация меняется после вхождения Торопца в состав Московского государства в 1503 г.: для укрепления новой власти на пограничных с Литвой территориях было просто необходимо наличие дворянского войска, которое в случае попытки господаря Литвы возвратить захваченные территории смогло бы дать отпор [9]. Наиболее распространённой платой дворянам было испомещение – выделение земли в собственность за службу. Писцовая книга Торопца была создана много позже после присоединения уезда к Москве, поэтому в ней заметны следы нарождающейся поместной системы, в том числе и в переварах, исконно находившихся во владении великого князя.
Так, Болобинская перевара являет собой наиболее яркий пример территории, раннее принадлежавшей князю, на которой происходит выделение поместий. В Болобинской переваре находились поместья «Злобы Иванова сына Чеглока», поместья «Офанасьева сына Чеглока» [2]. Поместные деревни в этих переварах были несколько больше, чем в остальных переварах, где не отмечается испомещение служилых людей.
Упадок бортного промысла или новое дыхание?
После присоединения к Московскому государству Торопец постепенно теряет свою уникальность – перевары исчезают, поместное землевладение получает дальнейшее развитие и распространение. К 1584 г. только с одной волости собирался оброк с бортного леса [10]. Однако упадок бортного промысла замечен не только в Торопце, но и по всей стране: дерево являлось важным строительным материалом. Особенно губительной для бортничества стала вырубка липы, излюбленного дерева медоносной пчелы [5]. В дальнейшем история пчелы на Руси продолжается в пчеловодстве – целенаправленном разведении медоносной пчелы, созданием пасек.
Значение перевары падает, связь с бортничеством исчезает, в XV-XVI вв. термин «перевара» продолжает использоваться, но не в первоначальном смысле, а для обозначения охотничьего хозяйства на Севере России, в Корельском уезде [11], где охота так же, как и в Торопце бортный промысел, составляла основу экономической жизни.
К XVI в. в Торопце достигло пика развитие бортничество, приносившее огромные доходы, что вызывало интерес местных жителей, желавших на постоянной основе заниматься уходом за дикими пчёлами. Неудивительно, что именно здесь появились уникальные территории – перевары, которые показали нам пример успешной и доходной деятельности бортников, тех людей, которым действительно «хорошо жилось на Руси».
Андрей Владимирович Дедук – кандидат исторических наук, заведующий архивохранилищем поместно-вотчинных и дворцовых учреждений Российского государственного архива древних актов
Мнение специалиста
Предложенная на рецензию работа написана доступным языком и достаточно увлекательно. При этом, на наш взгляд, стоит исправить несколько «шероховатостей» текста. Так, исследовательница пишет (с. 8) об одной духовной великого князя московского Ивана Ивановича 1359 г. Но, как показал В.А. Кучкин, до нас дошло все-таки две духовные грамоты, а не одна, как полагал Л.В. Черепнин (Кучкин В.А. Издание завещаний московских князей XIV в.: 1359 г. — Первая душевная грамота великого князя Ивана Ивановича // ДРВМ. 2008. № 4 (34). С. 97–101; Он же. Издание завещаний московских князей XIV в.: [1359 г.] Вторая душевная грамота великого князя Ивана Ивановича // ДРВМ. 2009. № 1 (35). С. 93–100; Он же. Духовные грамоты московского великого князя Ивана Ивановича Красного // Средневековая Русь. М., 2004. Вып. 5. С. 191–281).
Кроме этого, не совсем ясно, сохранились ли источники по бортному промыслу, когда Торопец был в составе ВКЛ (с. 10). Или же мы просто «по догадке» относим сведения торопецкой писцовой книги 1540-х гг. на более раннюю эпоху, реконструируя «допоместное» освоение земель уезда?
В целом аргументация автора выглядит логичной, материал производит положительное впечатление.
Если работа вам понравилась, вы можете проголосовать за неё и помочь автору получить приз зрительских симпатий!