Об одном интересном геральдическом знаке
Какой герб был у династии Тюдоров? «Конечно, красно-белая роза» — ответите вы. И будете правы. Но не совсем. Гербом английских королей всегда были и до сих пор остаются золотые львы, шествующие в красном поле. Красно-белая роза — это тоже их геральдический знак, но не герб, а изобразительный девиз. Что это такое, зачем они нужны и как соотносятся эти разные эмблемы, рассказывает младший научный сотрудник Центра гербоведческих и генеалогических исследований ИВИ РАН Дарья Староскольская.
Клиффорд:
Я вынесу и не такую бурю,
Какую ты сегодня можешь вызвать.
Я это напишу тебе на шлеме,
Когда тебя узнаю по гербу.
Уорик:
Клянусь я Невилов гербом старинным —
Медведем, что стоит на задних лапах,
Прикован к суковатому стволу, —
Сегодня вознесу его на шлеме.
Так на вершине горной кедр стоит,
Ветрам листву отважно подставляя
Пусть вид герба тебя повергнет в страх!
У. Шекспир «Генрих VI»
Этот эпизод из пьесы Уильяма Шекспира хорошо известен всем исследователям геральдики. Он наглядно описывает, для чего и как использовались средневековые геральдические знаки. Однако русский перевод оригинального текста не совсем точен, по-английски эта фраза звучит «Might I but know thee by thy household badge». Лорд Клиффорд собирается узнать графа Уорика не по гербу, но по его «бейджу». Изображение медведя с сучковатым столбом для Уорика – это то же самое, что алая и белая розы двух воющих ветвей семейства Плантагенетов, белый вепрь Ричарда III или красный дракон Генриха VII. Но что же это такое, если не герб и откуда эта путаница?
Все дело в том, что несмотря на то, что эти изображения считаются «геральдическими», выполняют схожую функцию и даже иногда становятся частью гербовой композиции, непосредственно гербами они не являются и представляют собой независимый вид знака – изобразительный девиз (англ. badge, фр. devise, ит. impresе).
Примеров таких знаков очень много: это бургундское кресало и крест святого Андрея, стрелы и ярмо Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского, красно-белая роза Тюдоров, геркулесовы столбы Габсбургов и многие другие. Эти простые изображения, однозначно связываемые в сознании современников с конкретными личностями, визуализировали их носителей на страницах манускриптов, заявляя об их взглядах и устремлениях.
Часто упоминается, что одним из первых изобразительных девизов была та самая веточка дрока, давшая название династии Плантагенетов. Вероятно, эта красивая легенда была связана с традицией изобразительных девизов уже в Новое время. Тем не менее, именно изобразительные девизы Плантагенетов пользуются репутацией старейших в девизной традиций. Один из первых документально подтвержденных «бейджей» – страусовое перо принца Уэльского.
Перья Принца Уэльского – современная версия изобразительного девиза наследника английского престола Сувенирное мыло по случаю свадьбы принца Чарльза и леди Дианы с изобразительным девизом принца Уэльского
В настоящее время этот знак используется наследником королевского престола Великобритании для обозначения его статуса в качестве такового. Однако первым страусовое перо выбрал в качестве своего личного знака Эдуард, сын Эдуарда III, вошедший в историю под прозвищем Черный Принц (1330-1376). Вероятно, выбор был сделан не случайно и эту фигуру Эдуард взял с герба графства Остреванского, откуда родом была его мать, Филиппа Геннегау. Согласно составленному в спешке завещанию самого принца, на его надгробии следовало изобразить 12 щитов, на 6 из которых будет изображён его герб (noz armez entiers), а на других шести – страусовые перья (plumez d’ostruce). Важно отметить, что сам Эдуард не считал этот знак гербом и называл его именно «бейджем».
Завещание дает и некоторое представление о том, для чего использовался этот знак. Принц распорядился, чтобы во главе погребальной процессии шли «два боевых коня в попонах с гербом принца и два рыцаря в гербовых коттах несли два похоронных шлема – один с гербом «для войны» (pur la guerre), другой с бейджем из страусовых перьев – «для мира» (pur la paix), и с такими же изображениями знамена».
Чаще всего исследователи трактуют «шлем для мира» — как турнирный шлем и соответственно предполагают, что страусовые перья использовались принцем в качестве личного знака именно на турнирах, где вероятно королевский герб Англии, даже и с бризурой[1] был неуместен
Известно, что позже в конце XV в. гербы практически полностью перестали использоваться на турнирах, уступив место именно изобразительным девизам.
Со временем изобразительные девизы заменили гербы не только на турнирах. В XV в., когда использование изобразительных девизов достигло своего апогея, они потеснили гербы во всех сферах социальной жизни: на страницах манускриптов, печатях, одежде и других предметах.
О том, почему герб не имел символического значения в Средние века, читайте в этой статье Дарьи Староскольской
Как уже было сказано, изобразительный девиз был призван служить знаком различия и идентификации, но если для этой цели уже существовал герб, зачем понадобились другие знаки? Можно предположить, что герб с какого-то времени стал слишком сложным и громоздким для частого его воспроизведения. Более того, уже сложившиеся жесткие правила геральдики сильно ограничивали их владельцев в выборе изображений. Будучи маркером рода, герб уже в XIV в. в виду длинных родословных и многочисленных родственников не мог однозначно указывать на отдельно взятую персону, в то время как изобразительный девиз был изначально призван стать знаком личным. Часто он символически отображал заслуги и достоинство носителя, либо какой-то иной смысл, индивидуально вкладываемый в него, чего не мог сделать герб. Девизы стали «рассказывать истории», намекать на какие-то события или качества их хозяев.
Так, например, союз Генриха VIII и Екатерины Арагонской, визуализировался с помощью розы Тюдоров совмещенной с плодом граната: Роза Тюдоров, как известно, сочетала в себе красную розу Ланкастеров и белую розу Йорков[2], обозначая окончание Войны Роз и объединение семейства первым Тюдором, а гранат являлся намеком на завоевание Гранады и окончание реконкисты отцом Екатерины Фердинандом II Арагонским.
Связь изобразительного девиза с его носителем была настолько прочна и очевидна, что позволяла аллегорически представлять взаимоотношения и выражать политические амбиции. Так, например, своим изобразительным девизом, Людовик Орлеанский имел сучковатую палку (baton noueux), а его политический противник Жан Бесстрашный в качестве изобразительного девиза очень не многозначно выбрал… рубанок. Чтобы сучки эти с герцога да пообтесать.
Как известно, эта затея Жану удалась. 23 ноября 1407 г. в Париже по его заказу Людовик Орлеанский, брат французского короля, был убит. Это беспрецедентное вероломство привело к продолжительному конфликту, известному как война арманьяков и бургиньонов и оставило много вопросов к Жану, главным из которых был: как можно было поднять руку на члена королевской семьи?
В свою защиту бургундский герцог заказал создание манускрипта, который подробно изложил его мотивы. Весь долгий текст оправданий герцога автору удалось передать одним изображением в начале манускрипта, прибегнув к помощи именно изобразительных девизов:
Как видно из примеров, в отличие от гербов, изобразительные девизы обладали бóльшим символизмом и легкостью в обращении. Их можно было выбирать или менять по случаю, а самое главное их могло быть неограниченное количество.
Технически и гербы могли быть подвержены таким изменениям, но это процедура была довольно сложной и связанной с целым рядом трудностей. Изобразительные девизы, напротив, никогда не «регистрировались», их использование не регламентировалось. Не сохранилось также документов о судах чести по вопросам использования одинаковых девизов разными людьми.
Со временем изобразительные девизы, взяв на себя основную функцию гербов, переняли и многие их черты: они стали передаваться по наследству, а, значит, приобрели некоторую системность и постоянство, и даже нечто похожее на бризуры:
Однако изобразительные девизы обзавелись и некоторым нововведением, существенно повлиявшим на дальнейшее развитие геральдики. Частью изобразительного девиза могла быть короткая фраза – motto – собственно девиз в широком популярном представлении, определяющая устремления или амбиции носителя. В таком случае изображение называлось «телом» девиза, а фраза – его «душой».
Часто «душа» девиза являлась пояснением к изображению, особенно если оно было выбрано заново или разово по случаю, а не являлось родовым наследственным знаком:
Именно этот «мотто» впоследствии, после выхода из употребления изобразительных девизов, стал частью современных гербов. Также как и сами изобразительные девизы заняли свое место в гербовой композиции в качестве нашлемных фигур и щитодержателей.
В заключении стоит еще раз отметить и подчеркнуть, что изобразительные девизы сформировали новую самостоятельную систему репрезентации в Европе XIV-XVI вв., связанную с геральдикой, но, тем не менее, независимую от нее. Две визуально-знаковые традиции существовали параллельно, дополняя друг друга. К концу XVI в. изобразительные девизы утратили свою популярность, уступив место новым знакам и эмблемам, и оставили свой след в основном став частью современных гербов. Однако в английской геральдической традиции использование изобразительных девизов продолжается до сих пор. Ярким примером тому могут служить 10 геральдических статуй в виде «королевских щитодержателей», изготовленные специально для коронации Елизаветы II. По замыслу создателя, он должны были визуально представить генеалогию королевы:
Литература
- Boutell Ch. The handbook of English Heraldry, 1914.
- Denys Heraldic imagination. C. N. Potter, 1976.
- Humphery-Smith C.R. Feathers // Genealogica & Heraldica. Copenhagen, 1980.
- London H.S. Royal Beasts. The Heraldry Society, 1956.
- McGill, P., Johnes J. Standards, Badges & Livery Colours Of The Wars Of The Roses. Freezywater publications, 1992.
- Siddons M.P. Heraldic Badges in England and Wales. Boydell Press. 2017.
- Vale M. War and Chivalry. Duckworth, 1981.
- Wagner A. The Swan Badge and the Swan Knight // Archaeologia, Volume 97, 1959.
- Ward M. The Livery collar. Boydell, 2016.
- Елохин К.А. Возникновение изобразительного девиза испанского короля Карла I // Signum / Центр гербоведческих и генеалогических исследований; Институт всеобщей истории РАН. Отв. ред. А.П. Черных. Вып. 10. М, 2019.
- Майзлиш А.А. Реальность бургундского герба и идеология Ордена Золотого руна // Signum 8 / Отв. ред. А.П. Черных. М., 2016.
- Медведев М.Ю. Немой девиз как геральдическое отражение социокультурных процессов // Signum 3 / Отв. ред. А.П. Черных. М., 2005.
- Рыжова Д.С. Гербовник как инструмент политического влияния в эпоху Эдуарда I.// Signum (отв. ред. А.П. Черных). Вып. 9. М., 2017.
[1] Бризура или знак каденции – специальная гербовая фигура отличающая герб старшего сына (наследника) от герба отца.
[2] Здесь необходимо отметить, что это визуальное противостояние вероятно мистификация Тюдоров, случаи использования белой розы Йорками известны, а вот Ланкастеры предпочитали другие знаки.