04.09.2019      3897      0
 

Дерись, как Альбрехт Дюрер


Боевое наследие великого художника

Гений немецкого Ренессанса, один из наиболее видных деятелей искусства своего времени, Альбрехт Дюрер (1471-1528) оставил нам не только большое количество гравюр и картин. Общеизвестно, что художники всего мира изучают его вклад в развитие живописного реализма и работу со светотенью, трактаты о пропорциях и искусство гравюры, но мало кто знает, что современные фехтовальщики учатся у него мастерству боя на длинных боевых ножах, которые в немецкой фехтовальной традиции называются просто messer. 

Вадим Сеничев – историк, переводчик, организатор турнира пеших латников в рамках Турнира святого Георгия.

Альбрехт Дюрер. Автопортрет. 1498 год

Подобно многим образованным и талантливым людям своего времени, Дюрер в равной степени уделял внимание философии, науке, размышлениям о природе и прикладному применению своих знаний. Одной из областей этого применения оказались боевые искусства, находившиеся на пике популярности в германских землях по второй половине XV – начале XVI века. 

Родившийся в семье ювелира, Альбрехт в первую очередь унаследовал от отца умение усидчиво и кропотливо работать с деталями и пропорциями. А обучение художественному ремеслу у нюрнбергского мастера живописи и гравюры Михаэля Вольгемута сделало из юного Альбрехта настоящего мастера. Талант Дюрера продолжал крепнуть во время многочисленных путешествий, где он успел познакомиться с величайшими мастерами того времени: Мартином Шонгауэром, Джованни Беллини, Андреа Мантенья, Антонио дель Полайоло, Лоренцо ди Креди и многими другими. 

За свою жизнь Дюрер создал более сотни картин и свыше 450 гравюр(1). Кроме того, он оставил нам большое количество трактатов, посвящённых геометрии и пропорциям в живописи, создал карты звёздного неба и Восточного полушария Земли, написал теоретические работы по истории искусства. Среди прочего – сочинение о фортификации. В нём Дюрер теоретически обосновывает концепцию нового вида крепостей, способных противостоять самым «продвинутым» пушкам того времени и иным осадным средствам. Большое внимание в его концепции было уделено углам отражения ядер и толщине стен, а также глубине фортификационных линий.

  • Фортификационный чертеж Альбрехта Дюрера из трактата Etliche Unterricht zu Befestigung der Stett, Schloss und Flecken, 1527 год. National Gallery of Victoria, Мельбурн

Теперь же обратимся к тому, какое наследие оставил Альбрехт Дюрер в области боевых искусств.

Несколько раз за свою жизнь он занимался иллюстрацией трактатов о военном деле. До нас дошло три сборника боевых приёмов с рисунками Альбрехта Дюрера, которые были созданы около 1512 года. Существует предположение, что появление сборников связано с визитом императора Священной Римской империи Максимиллиана I в Нюрнберг в 1512 году: манускрипты были частью подарка императору от городских гильдий(2)

Самый большой из своих трудов по этой теме художник озаглавил «Oplodidaskalia sive Armorvm Tractandorvm Meditatio Alberti Dvreri»(3), что можно перевести как «Тренировки с оружием, или Записи размышлений Альбрехта Дюрера». В данный момент манускрипт находится в коллекции музея Альбертина в Вене. В основе труда – рассказ о так называемой нюрнбергской традиции фехтования, развившейся в XV веке как один из видов немецкого боевого искусства. Источником, из которого Альбрехт Дюрер черпал вдохновение, стал так называемый Кодекс Валлерштейна (Cod.I.6.4º.2)(4), в данный момент хранящийся в Universitätsbibliothek в Аугсбурге и составленный во второй половине XV века. В нём описывается борьба, кинжал, мессер (длинный нож), длинный меч, а также бой в доспехах и судебный поединок на специальных боевых щитах. В своей версии этого труда Альбрехт Дюрер уделяет большое внимание борьбе, которую не только зарисовывает, но и снабжает пространными подписями о том, как выполнять тот или иной приём, а также длинному мечу и мессеру, которые, однако, оставляет без подписей. При этом при сопоставлении иллюстраций из Кодекса и «Оплодидаскалии» можно легко найти соответствующие описания приёмов. Возможно, Альбрехта Дюрера  в большей степени интересовала возможность зарисовать движение тела и поймать динамику приёма, но его описание Дюрер не стал переносить в свою тетрадь.

Страница из «Размышлений», 1512 год

Вторым по размеру и значимости трактатом Альбрехта Дюрера является «Берлинский этюдник» (Libr. pict. A 83), в настоящее время хранящийся в Staatsbibliothek в Берлине. Этюдник состоит из детальных раскрашенных зарисовок приёмов боя в доспехах на длинных мечах, а также бездоспешного боя на мечах, мессерах, кинжалах и борьбы. Все иллюстрации оставлены без подписей, но в изображении приёмов угадывается логика, типичная для немецкой традиции того времени. Предполагается, что этюдник был своеобразным черновиком, который впоследствии лёг в основу издания «Размышлений». Хотя, возможно, сам художник предполагал обратное: в отличие от большинства рисунков в «Размышлениях», рисунки в этюднике имеют большую детализацию и раскрашены.

 Страница из «Берлинского этюдника», 1512 год

Ещё один, не менее важный для понимания отношения Дюрера к боевым искусствам документом, – манускрипт с кодировкой Sloane MS No.5229(5). Он представляет собой дневник и этюдник Альбрехта Дюрера, который тот вел на протяжении нескольких лет с начала XVI века. В манускрипте содержится немало эскизов к будущим работам художника и личные заметки касательно повседневной жизни. Нас же будут интересовать листы 67v-69v, где расположились зарисовки на тему применения мессера.  

Германский мессер. Начало XVI века

Мессер оказал революционное воздействие на фехтовальные техники своего времени. Главное отличие мессера от обычных мечей – в особенностях конструкции. Меч традиционно собирается путем насаживания эфеса на хвостовик клинка и расклёпывания хвостовика на навершии меча. А эфес мессера наклёпывается на рукоять рядом перпендикулярных заклёпок и зачастую не имеет навершия как отдельного конструктивного элемента. Такая сборка эфеса была дешевле сборки традиционного меча. Да и необходимость делать только одно лезвие вместо двух значительно упрощала и удешевляла процесс изготовления (а он был достаточно дорогим, ведь даже в позднем Средневековье клинок меча делали из нескольких видов стали: дорогая высокоуглеродистая сталь использовалась только для лезвия, её оправляли в более мягкий и более дешёвый пакет)(6). Дешевизна производства мессера стала одной из причин его появления и высокой популярности. 

Особенности конструкции эфеса мессера открывали новые возможности для разнообразных фехтовальных действий. Улучшенная защита руки, выразившаяся в появлении нагеля – фигурной заклёпки, удерживающей перекрестье и используемой для защиты пальцев, сделала мессер излюбленным оружием бюргеров и крестьян германских земель(7); впоследствии им не пренебрегали и благородные сословия.

Скромные подписи к рисункам и названия, возможно, результат личного опыта работы Дюрера с одноручным мессером, полученном на занятиях у одного из его современников, либо попытка осмысления текста его земляка, мастера фехтования XV века Иоганнеса Лекюхнера, книгу которого Дюрер смог добыть и изучить. Иоганн Лекюхнер (ок. 1430-1482) также был жителем Нюрнберга. В его жизни сочетались два, казалось бы, противоположных рода деятельности: работа священником в коммуне и занятия фехтованием в братстве святого Марка(8). Лекюхнер  оставил нам два трактата, которые послужили основной для нескольких последующих работ мастеров его братства. Первый из них именуется “Kunst des Messerfechtens” (манускрипт Cod.Pal.Germ.430) и датирован 1478 годом, второй (манускрипт Cgm 582) – 1482 годом(9). Оба они посвящены мессеру и, вероятно, описывают оригинальные наработки Лекюхнера, в некоторых аспектах отличающиеся от современной ему нюрнбергской традиции, описанной в Кодексе Валлерштейна. Среди них можно отметить наличие чётко описанных позиций, а также специальных приёмов, именуемых скрытыми ударами (verporgen hew). Подобный подход роднит его с традицией Иоганнеса Лихтенауэра, ученики которого донесли до нас весьма похожие концепции. Вполне возможно, что Иоганнес Лекюхнер представил в своих работах переработанный и усовершенствованный по его усмотрению метод Иоганнеса Лихтенауэра, который был известен с первой половины XV века и передавался в виде зашифрованной поэмы, именуемой просто “Zettel”(10).

Филипп Виттельсбах на заглавной странице манускрипта Cod.Pal.Germ.430

Ещё одной особенностью трактатов Иоганнеса Лекюхнера стоит отметить то, что оба они посвящены вероятному покровителю мастера, Филиппу Пфальцкому из династии Виттельсбахов, электору-палатину(11) Рейнской области.

Альбрехт Дюрер, вероятнее всего, получил доступ к этим манускриптам и переписал из них несколько полюбившихся ему приёмов, снабдив краткими пояснениями.

Манускрипт “Sloane MS No. 5229”. 1512. Лист 67v.

Здесь следуют четыре защиты мессера, по заветам искусного Мастера, и четыре мастерских удара против них.

  • Бастион ломается Опасным ударом
  • Башня ломается Гневным ударом
  • Бык ломается Пробуждающим ударом
  • Кабан ломается Сдерживающим ударом
Манускрипт “Sloane MS No. 5229”. 1512. Лист 68r
  • Эта защита зовется Бастион // Противостоит ему опасный удар
  • Это Сторожевая Башня // Противостоит ей Гневный удар
Манускрипт “Sloane MS No. 5229”. 1512. Лист 69v
  • Это защита Кабана // Противостоит ей Сдерживающий удар
  • Это защита Быка // Противостоит ей Пробуждающий удар
Комментарии и расшифровка

В этих простых и малоинформативных подписях, а также схематических зарисовках, на первый взгляд, трудно разглядеть какую-либо великую боевую науку. Но, присмотревшись к названиям позиций, а также к дате и месту записи этого текста, можно заставить страницы манускрипта говорить, а фигуры на рисунках – фехтовать. Можно предположить, что Альбрехт Дюрер не взял свои фехтовальные идеи из пустоты, но позаимствовал их из труда Иоганнеса Лекюхнера, написавшего трактат “Kunst des Messerfechtens” (манускрипт Cgm 582) 19 января 1482 года. В трактате мы находим более подробный материал по этим приёмам и позициям:

Бастион. Pastein
Левую ногу поставь впереди / мессер держи перед собой на вытянутой руке / остриём к земле / чтобы короткое лезвие смотрело вверх.

Кабан. Eber
Вперёд поставь левую ногу / и мессер держи с правой стороны возле правой ноги / рукоятью возле бедра / чтобы короткое лезвие смотрело вверх / а остриё – вперёд / направленное ему в лицо.

Geferhau. Опасный удар
Если противник стоит в защите бастиона, а ты направляешься к нему, поставь левую руку впереди и держи мессер на вытянутой руке высоко над головой (такая позиция называется Сторожевой башней). Затем прыгни к нему правой ногой и ударь длинным лезвием сверху. Оставь руку поднятой и направь остриё ему в лицо.

Zwingerhau. Сдерживающий удар
Когда ты направляешься к нему, держи свою левую ногу впереди и мессер направь вниз, чтобы большой палец смотрел вниз. Когда он захочет уколоть тебя из Кабана, нанеси удар навстречу и пронеси его ему в лицо.

Сторожевая башня. Luginsland
Держи мессер в прямой руке над головой / и длинное лезвие пусть смотрит вверх / в этой позиции будь настороже.

Бык. Stier.
Левую ногу поставь вперёд / мессер держи слева рукоятью перед лицом / чтобы короткое лезвие смотрело на тебя / остриё направь ему в лицо.

Entrusthaw. Гневный удар
Заметь, что Гневный удар ломает защиту Башни и наносится сверху вниз так. Когда ты направляешься к нему, а он находится в защите башни с мессером в вытянутой руке, встань левой ногой вперёд и направь мессер к земле, чтобы плоскость смотрела на тебя. Когда он шагнет к тебе и покажет угрозу ударом, ты должен опередить его и прыгнуть правой ногой вперёд, и когда ты будешь это делать, поверни свой мессер перед своей головой так, чтобы большой палец смотрел вниз и ударь его обратным лезвием.

Weckerhau. Будящий удар
Когда противник держит мессер перед своей головой, в защите Быка с левой стороны, поставь левую ногу вперёд и положи мессер на правое плечо или в Schrankhut (скрученный замах) у правой ноги и прыгни в правую сторону, ударяя истинным лезвием и направляя остриё ему в лицо.

Теперь, зная, что за этими подписями стоят вполне конкретные действия и приёмы, мы можем реконструировать боевую логику, в которой предлагалось функционировать немецкому фехтовальщику, имевшему возможность ознакомиться с трудами Иоганнеса Лекюхнера.

Ещё одно наблюдение, которое можно сделать, исходя из названий позиций, состоит в следующем: позиции с мессером в данном случае можно поделить на «анималистические» и «архитектурные». В первой группе находятся Бык и Кабан, что подсказывает нам, как нанести укол из такой позиции – ведь бык колет от головы и высоко, а кабан – снизу, клыками. Удары этих животных зачастую летальны, и если вы будете верно им подражать – станете не менее опасным для врага. Особо стоит обратить внимание на локоть и поворот корпуса и бёдер, показывающие заряженность на резкий укол.

Позиции же второй группы, «архитектурные», предположительно, характеризуются защитой через удержание противника на расстоянии либо угрозой укола (Бастион), либо угрозой удара (Башня). 

В целом, некая подражательность объектам окружающего мира в названиях позиций позволяет не только взглянуть на логику восприятия средневекового человека, но и подсказывает, какая логика применения может быть заложена в них. Ведь фехтование, будучи аналитической и во многом научной дисциплиной, требующей понимания дистанции, углов, рычагов и времени, необходимого на осуществление того или иного действия, тем не менее, рождалось на стыке научной аналитики и наблюдения за окружающей природой. 

Позиции в средневековом фехтовании по своей природе не являются статичными, и учения большинства мастеров предписывают любому бойцу быть внимательным и осторожным, чтобы не попасться в ловушку. Можно заметить, что в позиции Бастион мессер смотрит лезвием вниз, а рука вытянута вперёд – из такой позиции нельзя ударить сразу, при этом опущенное оружие как бы приглашает оппонента к атаке в верхний сектор. Подобная тактика выманивания противника на атаку также отмечается как характерная черта европейских боевых искусств и описана как итальянскими, так и немецкими мастерами XV века. 

Касательно рассмотренных в этом сочинении ударов можно заметить, что они не являются простыми линиями или направлениями, через которые должен пройти меч, чтобы достигнуть цели. Их можно отнести к понятию полноценного приёма, который в традиции Иоганнеса Лихтенауэра, существовавшей параллельно с нюрнбергской традицией, именуется meisterhau – мастерским ударом, требующим точного соотнесения времени и пространства. Такой удар обычно представляет собой действие, одновременно являющееся и ударом, и защитой, как это можно понять из описаний. В большинстве случаев подобный удар делается через смещение с линии атаки противника.

Выводы

Альбрехт Дюрер, будучи поистине человеком Ренессанса, живо интересовался механикой тела и наукой боевых искусств, которая более чем все остальные науки того времени уделяла внимание атлетизму и возможностям человека. Его подробные зарисовки боевых приёмов, а также знакомство с фехтовальной традицией сообщают нам важную информацию: фехтование и боевое искусство средневековой Европы в целом не было уделом одних лишь наёмников и дуэлянтов, но представляло собой широко распространённый феномен, ставший важной частью жизни немецких горожан и нобилитета. Богатые патроны мастеров фехтования не скупились оплачивать труд великих и признанных мастеров своей эпохи, чтобы запечатлеть боевые приёмы и навыки, которые передавали им наставники.

Интерес Дюрера, очевидно, не исчерпывался одним только боевой составляющей. Художнику было важно отобразить динамику движения, работу мышц, положение тела, даже в мельчайших деталях. Работа над фехтовальным трактатом предоставляла такую возможность, что особенно заметно в труде “Oplodidaskalia sive Armorvm Tractandorvm Meditatio Alberti Dvreri”, в котором прорисованы нюансы мимики и мельчайшие детали одежды бойцов. Этот гуманистический интерес – яркое свидетельство того, как боевое искусство сочеталось с идеями Ренессанса, предоставляя возможность изучать природу человека, движения, механику тела и оружия.

Труды Дюрера как часть наследия нюрнбергской фехтовальной традиции впоследствии были использованы одним из главных собирателей германских боевых практик Паулем Гектором Майром, опубликовавшим в середине XVI века четыре великолепных тома, посвящённых всем известным боевым практикам: от борьбы до конных турниров.

Литература
  1. Дюрер / Пер. с фр. Л. Ф. Матяш; Науч. редакция, вступ. статья В. П. Головина. — М.: Молодая гвардия, 2006
  2. Дюрер А. Литературное наследие Дюрера // Трактаты. Дневники. Письма / Перевод Нессельштраус Ц.. — М.: Искусство, 1957. — Т. 1 
  3. Дюрер А. Литературное наследие Дюрера // Трактаты. Дневники. Письма / Перевод Нессельштраус Ц.. — М.: Искусство, 1957. — Т. 2
  4. Bartrum, Giulia. Albrecht Dürer and his Legacy. British Museum Press, 2002
  5. Dürer, Albrecht and Wassmannsdorff, K. Die Ringkunst des deutschen Mittelalters. Liepzig: Priber, 1870
  6. Dörnhöffer, F. Albrecht Dürers Fechtbuch. Jahrbuch der Kunsthistorischen Sammlungen des Allerhöchsten Kaiserhauses. Vienna: 1909. стр. 300-462.
  7. Dörnhöffer, F. Albrecht Dürers Fechtbuch. Vienna: F. Tempsky, 1910
  8. Grotkamp-Schepers B., Immel I., Johnsson P., Wetzler S.: «Das Schwert. Gestalt und Gedanke: The Sword. Form and Thought» Deutsches Klingenmuseum. Solingen, 2015
  9. Lecküchner J. The Art of Swordsmanship by Hans Lecküchner. Trans. by Jeffrey L. Forgeng. Boydell Press, 2015.
  10. Lorbeer J., Lorbeer C. Johannes Lecküchner — der fechtende Pfarrer. Ochs: Historische Kampfkünst e.V., 2002
  11. Panofsky, E. The Life and Art of Albrecht Dürer. Princeton 1945.
  12. Strauss, Walter L. The complete drawings of Albrecht Dürer. New York: Abaris Books, 1974
  13. Tlusty B. The Martial Ethic in Early Modern Germany. Civic Duty and the Right of Arms (Early Modern History: Society and Culture). Palgrave Macmillan, 2011
  14. Williams A.R. The Sword and the Crucible: A History of the Metallurgy of European Swords Up to the 16th Century. Brill, 2012
  15. Żabiński G, Walczak B. Codex Wallerstein: A Medieval Fighting Book from the Fifteenth Century on the Longsword, Falchion, Dagger, and Wrestling. Boulder, CO: Paladin Press, 2002
Ссылки

1 Альбрехт Дюрер. Гравюры  / Пред. А. Боре, прим. А. Боре и С. Бон, пер. с фр. А. Золотовой. — М.: ООО «Магма», 2008. — 560 с., Strauss W. L. The complete drawings of Albrecht Dürer. New York: Abaris Books, 1974. 

2 Dörnhöffer, F. «Albrecht Dürers Fechtbuch». Jahrbuch der Kunsthistorischen Sammlungen des Allerhöchsten Kaiserhauses. Vienna: 1909. P. 15

3 Dörnhöffer, F. Albrecht Dürers Fechtbuch. Vienna: F. Tempsky, 1910

4 Żabiński G, Walczak B. Codex Wallerstein: A Medieval Fighting Book from the Fifteenth Century on the Longsword, Falchion, Dagger, and Wrestling. Boulder, CO: Paladin Press, 2002

5 Dörnhöffer, Friedrich. «Albrecht Dürers Fechtbuch». Jahrbuch der Kunsthistorischen Sammlungen des Allerhöchsten Kaiserhauses. Vienna: 1909. pp 300-462.

6 Williams A.R. The Sword and the Crucible: A History of the Metallurgy of European Swords Up to the 16th Century. Brill, 2012. P. 259

7 Tlusty B. The Martial Ethic in Early Modern Germany. Civic Duty and the Right of Arms (Early Modern History: Society and Culture). Palgrave Macmillan, 2011. P. 11

8 Lorbeer J., Lorbeer C. Johannes Lecküchner — der fechtende Pfarrer. Ochs: Historische Kampfkünst e.V., 2002

9 Lecküchner J. The Art of Swordsmanship by Hans Lecküchner. Trans. by Jeffrey L. Forgeng. Boydell Press, 2015

10 Hils, H.-P. Meister Johann Liechtenauers Kunst des langen Schwertes. P. Lang, 1985

11 Имперский князь, за которым с XIII века было закреплено право избрания императора


Об авторе: Вадим Сеничев

История воинской культуры средневековья, взаимоотношения человека, общества и оружия. Переводит исландские саги и средневековые трактаты по боевым искусствам.

Подпишитесь на Proshloe
Только лучшие материалы и новости науки

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для отправки комментария, поставьте отметку. Таким образом, вы разрешаете сбор и обработку ваших персональных данных. . Политика конфиденциальности