Военная музыка имеет длинную историю.
Это сейчас она превратилась в особое искусство — если вы хоть раз слышали военный оркестр, то не станете с этим спорить. Но тысячелетиями музыка на поле боя выполняла сугубо утилитарные функции.
Функции музыки в бою
С помощью музыкальных инструментов осуществлялась связь между подразделениями, организовывалось войско, подавались сигналы для атаки, перегруппировки, отступления. Кроме того, были песни для походов и отдыха на привале.
И нельзя забывать о патриотическом воспитании и воодушевляющих свойствах «звуковых дорожек» военного времени.
Для лучшего ориентирования в разнообразии древних музыкальных инструментов, в разные исторические периоды звучавших на полях сражений, мы подготовили небольшую шпаргалку:
• Древние римляне. Трубы, рог, кимвалы.
• Киевская Русь. Трубы, бубны, дудки.
• Русь XIV- первая половина XVI в. То же самое, плюс набаты (большие барабаны или литавры).
• Русь, вторая половина XVI- XVII вв. Трубы, валторны, тулумбасы (согласно польским источникам XVII в – турецкие барабаны).
• Войска Западной Европы до XVI в. Трубы, барабаны, литавры.
Барабан
Старейший барабан появился на свет примерно 5 тысяч лет до нашей эры. А 3 тысячи лет назад ударные были очень распространены в шумерской армии.
В Европу барабаны пришли с Ближнего Востока, через Палестину и Испанию. Впервые о них в связи с российской армией упоминается при описании осады Казани в 1552 году.
Русские войска прислушивались и к звуку накров (бубнов). Это были котлы из меди, обтянутые кожей. Они выдавались начальникам малых отрядов. Накры привязывались к седлу таким образом, чтобы в них было удобно бить рукояткой плетки.
Цимбалы
Цимбалы – это струнный ударный инструмент, состоящий из трапециевидной деки с натянутыми струнами. Играли на нем, ударяя по струнам палочками или специальными колотушками.
Прототипы цимбал это еще более древние музыкальные инструменты, которые появились около шести тысяч лет назад. Учёный Пифагор (571-497 годы до н. э.) для изучения музыкальных ладов и интервалов использовал монохорд — однострунный музыкальный инструмент для изучения ладов и интервалов.
Во времена развитого Средневековья цимбалы очень уважали дворяне, это был очень модный инструмент среди дам высшего сословия.
Литавры / Тимпаны
Литавры (они же тимпаны) являются целым набором из двух и больше чаш, сверху затянутых кожей. В отличие от барабана, снизу у литавр есть отверстие/
Римские граждане давали определение тимпану как одной из разновидностей барабана. Существовали одно- и двухсторонние тимпаны — разницу между ними описывал Исидор Севильский в своей «Этимологии».
Впоследствии его труд цитировали многие теоретики, в частности – Иероним Моравский в «Трактате о музыке» (книга I, глава 4) и Иоанн де Грокейо в своем собственном сочинении «О музыке» (оба — XIII век).
С XVI века в обиход входит другое наименование тимпана — «литавры», и тогда этот древний музыкальный инструмент становится неотъемлемой частью военных оркестров.
В таком контексте о нем говорится уже в 1511 году, а затем не раз упоминается в сочинениях XVII века, например, в «Устройстве музыки» Преториуса, где приводится описание множества типов литавр.
Тулумбасы
Тулумбас (туркм. tulumbaz) —инструмент, относящийся к семейству мембранофонов. На нем играли туркмены, турки, иранцы, русские, украинцы. Является одной из разновидностей литавр. С XVII века использовался как сигнальный инструмент на поле боя.
Он выглядит как резонатор в форме горшка или цилиндра, сделанный из металла, глины или дерева, верх которого обтянут толстой кожей.
Звук из него «добывают» благодаря тяжелым деревянным битам. Его гулкий и низкий, но необычайно громкий звук издалека напоминает выстрел из пушки.
Запорожские казаки во время сражений применяли тулумбасы разных размеров. В привязанный к седлу небольшой инструмент били рукояткой плети. Для того, чтобы заставить звучать самый большой тулумбас, требовались одновременные усилия восьми человек.
Набат, гул тулумбасов и пронзительная трескотня бубнов порождали панику в стане врага. Но «народным» тулумбас так и не стал – звуки, извлекаемые из него, не отличались мелодичностью и разнообразием.
А вот восточные правители, например, представители императорских династий Китая, дарили тулумбас своим вассалам в знак особой милости.
Этрусские трубы в римских легионах
В римских легионах использовались духовые инструменты этрусского происхождения
• длинная прямая труба-tuba,
• G-образный рог-cornu
• J-образный рог-lituus.
Литуусом назывался медный изогнутый на конце духовой инструмент, схожий с галльским carnyx. Римляне использовали его в качестве сигнального.
В XVII веке осовремененный вариант античного литууса всё ещё использовался ночной стражей немецких городов также для подачи сигналов.
Волынка
Волынка тоже имеет долгую историю. Предки современного инструмента пользовались большой популярностью у древних халдеев, ассирийцев, египтян и греков. И римлянам звуки волынки казались достаточно устрашающими для того, чтобы использовать её на поле боя.
Собственно говоря, предполагают, что именно римские легионы принесли волынку на Туманный Альбион.
Боевая труба
В средние века трубачи стали неотъемлемой частью войск. Ведь звуковой сигнал служил средством передачи приказов командующего расположенным в различных местах частям армии.
Трубачи считались «элитной» частью войска, наука игры на этом инструменте была под силу лишь избранным. В передышках между войнами звуки труб сопровождали праздничные шествия, турниры рыцарей.
Крупные города содержали штатных «башенных» трубачей, которые информировали граждан о прибытии знатной особы, смене времени суток (таким образом, выполняя роль своеобразных часов), приближении к городу вражеского войска и других событиях.
Валторна
Сейчас это очень сложный медный духовой инструмент, похожий на изрядно вытянутый и основательно погнутый рожок. В оркестре валторна появилась только в середине XVII.
Если ко всему этому нужен какой то вывод – то вот он.
В качестве военных музыкальных инструментов выбирали, как правило, что-то громкое. Или даже очень громкое, чтобы было слышно как можно большему количеству людей.
Добавьте, пожалуйста, к литаврам «наше» название — «накры» (явно тюркское). Русские «военные» инструменты — это зурны и накры (прочитаете об этом в ЛЮБОЙ книжке о русских народных инструментах). Сравните с этим: https://www.youtube.com/watch?v=_w1bUpaOf7E Именно такой «янычарский» ансамбль использовался и при польском дворе в конце 17 — 18 веках http://sarmacki.mixxt.com/networks/items/show.41190. «Зурны» — это не трубы, а скорее, «рожки» (используется «трость»), «гобои» с очень резким звуком. Посмотрите в Википедии «зурна» и «накры» https://otvet.mail.ru/question/8629332