Рассказывает Главархив
После того, как в конце XIX века публика увидела первые коротенькие фильмы братьев Люмьер, синематограф начал бурно развиваться. Кинематографические театры или кинематографы, «кинематографические фабрики» (сейчас это киностудии) появились в России уже в начале ХХ века. Тогда же снималось достаточно много отечественных кинокартин с самыми разными сюжетами – от экранизаций русской классики до батальных фильмов, комедий и мелодрам. Образовались и свои кинозвезды: знаменитые актрисы немого кино Вера Холодная и Вера Каралли, артист Иван Мозжухин, талантливый актер и режиссер Петр Чардынин и другие. В Главархиве сохранился журнал «Вестник кинематографии» за 1911 год, который подробно описывает панораму киножизни тех времен.
Кинематограф был интересен многим передовым людям того времени. Так, Лев Толстой, заинтересовавшись новым видом искусства, писал: «необходимо, чтобы кинематограф запечатлевал действительность в самых разнообразных ее проявлениях, а не гонялся за вымыслом». Кстати, документальный фильм «Похороны Л.Н. Толстого», который был произведен на киностудии Александра Ханжонкова стал абсолютным рекордсменом по скорости производства. Пленку доставляли в Москву частями по мере ее готовности, где ее быстро проявляли и монтировали фильм. Поэтому, когда конкуренты только приступали к проявке привезенной пленки, компания Ханжонкова уже заканчивала работу.
Большинство зрителей, что не удивительно, ходили в кино не для просветительских, а ради развлекательных целей. Поэтому для них снимали и показывали такие фильмы, как, например, французская мистическая картина «Мщение Будды» про наказание английского морского офицера за кражу статуи божества. Большим успехом пользовалась душераздирающая драма из двух частей «В когтях позора. Бездна» из серии картин «Белые рабыни». Крайне нравилась публике итальянская комедия «Старики оплошали», где фигурировали семейные ссоры и свадьба в финале. Гвоздем сезона в 1911 году стала кинокартина «Черная рабыня» – «драма из тропических стран».
Всегда собирала полные залы серия комедий про незадачливого Глупышкина, который постоянно попадал в самые немыслимые ситуации. Появились даже специальные «кинематографические анекдоты». Например, разговор двух киноактеров:
- Вот чем у нас плохо! Как ни играй, публика овацию не устроит.
- Зато как ни играй ни огурца, ни гнилого яблока не испробуешь.
Помимо развлекательных фильмов, показывали и научно-познавательные: «Осенняя флора в стереоскопе», «Добыча россыпного золота на Урале», «Добывание улиток на юге Франции».
Самую большую же популярность имели отечественные художественные картины, экранизации которых появились в начале века. Фирма Ханжонкова сняла фильм по роману Достоевского «Идиот», а фирма «Амброзио» представила зрителю «Кавказского пленника» по поэме Пушкина.
Новый вид искусства приобрел столько поклонников, что во всех городах, как грибы, стали расти новые кинотеатры. Только в Москве в 1911 году существовали «Большой Московский», «Вулкан», «Континенталь», «Мефистофель», «Россия», знаменитый «Художественный» и многие другие. Также обстояло дело и в других местах. Это означало, что кинематограф постепенно входил в тогдашнюю жизнь и не спешил ее покидать.