Главархив к 100-летнему юбилею театра
В Архивном фонде Москвы можно найти материалы об одном из ведущих театров нашей страны – Государственном академическом театре имени Вахтангова. Евгений Вахтангов был театральным режиссером, основавшим Студенческую театральную студию, которая позже была названа в честь своего создателя и стала Третьей студией МХТ. Сведения, собранные в фонде Главархива, отображают яркие страницы вековой истории уникального коллектива театра и его здания.
Актер, режиссер, один из лучших педагогов, работающих по системе Станиславского, Евгений Вахтангов возглавил в 1913 году Студенческую драматическую студию. Костяк труппы здесь составила группа студентов Императорского Московского университета: Ксения Котлубай-Шпитальская, Борис Вершилов, Михаил Кокольский, Натан Тураев, Николай Шпитальский и другие. С 1917 года студия стала именоваться Московской драматической студией под руководством Е.Б. Вахтангова, а 13 сентября 1920 года труппа была включена в коллектив Московского Художественного театра и переименована в Третью студию МХТ.
Сто лет назад в этот день на Арбате в особняке Берга прошел спектакль «Чудо святого Антония» по пьесе Мориса Метерлинка, поставленный Вахтанговым, поэтому 13 ноября 1921 года считается датой рождения легендарного театра. В 1926 году студия стала Государственным театром имени Евг. Вахтангова, а дело безвременно ушедшего основателя продолжили лучшие ученики и товарищи – Борис Захава, Юрий Завадский, Алексей Попов, Рубен Симонов и другие.
В число первых постановок театра имени Евг. Вахтангова вошли «Марион де Лорм», «Зойкина квартира», «Барсуки», «Разлом», «Коварство и любовь», «Путина». Роли в них исполняли Цецилия Мансурова, Борис Щукин, Александр Козловский, Василия Куза, Осип Басов, Валерия Тумская, Иосиф Толчанов, Елена Берсенева, Анна Орочко и многие другие.
Привычную деятельность театра нарушила Великая Отечественная война: в ночь с 24 на 25 июля 1941 года труппа театра потеряла свой дом – во время авианалёта противника на Москву здание театра разрушила фугасная бомба, несколько человек погибло. Труппа театра была эвакуирована в Омск, где до 1943 года играла на сцене Омского театра драмы. В Омске были поставлены такие известные спектакли, как «Сирано де Бержерак», «Русские люди», «Олеко Дундич», «Фронт». Фронтовая бригада, созданная из вахтанговцев, прошла со своими спектаклями путь до Берлина.
Еще в ноябре 1941 года, в период оборонительного периода битвы за столицу, был решен вопрос о необходимости восстановления здания театра. В 1943 году Государственный театр имени Е. Вахтангова вместе с другими эвакуированными театрами вернулся в Москву. Пока его здание ремонтировалось, труппе предоставили здание Московского театра юного зрителя в переулке Садовских (сейчас – Мамоновский переулок), а МТЮЗ переехал в пустующее театральное помещение на улице Серафимовича. Реконструкция здания по проекту архитектора Павла Абросимова закончилась только в 1948 году.
Конец 1940-х – начало 1960-х годов ознаменовалось тем, что в труппу театра влились те, кого впоследствии назовут вторым поколением вахтанговцев: Евгений Симонов, Юрий Любимов, Михаил Ульянов, Владимир Этуш, Юрий Яковлев, Василий Лановой, Людмила Максакова, Антон Кацынский, Григорий Абрикосов, Елена Добронравова, Нина Нехлопоченко, Вячеслав Шалевич, Екатерина Райкина и многие другие талантливые мастера. В золотой фонд отечественного театрального искусства вошли такие спектакли вахтанговцев, как «Чудо святого Антония» «Принцесса Турандот»,, «Варшавская мелодия», «Иркутская история», «Мещанин во дворянстве», «Антоний и Клеопатра», «Господа Глембаи», «Ричард III», «Анна Каренина», «Маскарад», «Евгений Онегин» – и это всего лишь часть шедевров театра имени Евгения Вахтангова.