Андрей Виноградов в «Родине слонов»
Как нашему гостю удалось совершить сенсационное открытие: впервые обнаружить образец готской письменности в Крыму? Чей был горный Крым в VIII веке: византийский или хазарский? И в самом ли деле княжество Феодоро являлось готским государством?
Мы публикуем стенограмму эфира дружественного проекта «Родина слонов» об истории крымских готов c кандидатом исторических наук, доцентом ВШЭ Андреем Юрьевичем Виноградовым.
М. Родин: Сегодня мы будем говорить о тех временах, когда в Крыму говорили на древнегерманском диалекте: о времени присутствия готов. Также мы уделим большое внимание открытию, которое совершили вы, и которое пытались совершить сначала советские археологи, потом немецкие во время Великой Отечественной войны, когда Аненербе копало в Крыму, потом опять советские, потом украинские, теперь уже российские. И вот наконец-то нам удалось найти в самом Крыму письменные свидетельства пребывания там готов. Когда это случилось и что вы нашли?
А. Виноградов: История поисков действительно очень долгая. Можно добавить, что ещё в дореволюционное время были первые попытки отыскать материальные следы готов в Крыму. Известный учёный Браун говорил, что это чуть ли не ключевой вопрос русской и российской истории – отыскать следы германцев в Северном Причерноморье.
Но дело в том, что как вообще можно опознать какой-то этнос? Материальная культура не так легко вычленяема. У нас в Крыму большое количество погребений с германскими вещами. Правда, вещи эти преимущественно находятся в женских погребениях, и речь идёт не столько об этносе, сколько о женском костюме. А мы знаем, как женский костюм подвержен моде. И часто антропологический тип людей, которые лежат в погребениях с так называемыми готскими вещами, совершенно не похож на белокурых голубоглазых северных германцев, которые нам представляются при слове «готы».
Главный триггер этноса в данном случае – язык. Готы долгое время письменности не имели, потому все сведения о них внешние. И, собственно говоря, имя «готы» – это первоначально экзоним, внешнее название, которое только потом появляется в готских источниках.
Эти поиски были прежде всего поисками готской письменности. С другой стороны, не было абсолютно никакой веры в то, что она есть. Единственный, кто сообщает о том, что крымские готы пользовались той же письменностью, которая нам известна по остготским рукописям Италии VI века, был Скалигер, известный учёный эпохи Возрождения. Но никто ему не верил, потому что не было никаких материальных свидетельств.
Не верил и я, и совершенно не собирался заниматься готскими надписями, потому что трудно заниматься тем, чего нет на белом свете. Я занимался надписями греческими. И одну надпись я искал очень долго, потому что она была отражена в археологическом отчёте раскопок на Мангупе в 1938 году. Публикация этого отчёта, правда, вышла уже после войны. И Тиханова, которая проводила эти раскопки, пишет, что ей не удалось после войны найти саму надпись. Она не знает, куда она пропала, но она опубликовала фотографии. На этих фотографиях не видно никаких готских граффити, зато там видно одно греческое, которое мне хотелось проверить, а также слова Тихановой о том, что там есть ещё другие мелко написанные греческие буквы. И путём долгих поисков в два приёма в фондах Бахчисарайского музея-заповедника мне удалось найти две эти плиты. Когда я стал разбирать эти греческие граффити, написанные очень мелко, плохо видные, я вдруг понял, что часть букв я не могу прочесть. Есть надписи, в которых часть букв греческая, а часть – похожа скорее на латинские. Наконец часть букв вообще не похожа ни на что. Вот тут меня осенило подозрение: а вдруг речь идёт о готских буквах?
Я написал своему коллеге, Максиму Коробову, хорошему специалисту по ранним германцам, по их языку, чтобы он посмотрел на фотографии и сказал, не готское ли это. Он говорит, что если это готское, то можно прочесть здесь что-то типа «Господи помоги». Мы посмеялись и закрыли эту тему года на два. И уже когда я стал готовить корпус греческих надписей к публикации, вдруг я понял: нельзя всё это так оставлять. Мы стали серьёзно этим заниматься. И когда мы действительно прочли «Господи помоги», а, я думаю, многие наши слушатели смогут слово «помоги» опознать: по-готски оно будет «хильп», как английское «help», немецкое «hilf». Стало понятно, что это готские надписи.
Их всего оказалось пять штук. В основном они простые: «Господи помоги рабу Твоему такому-то». Имена не готские, а вполне греческие, типа «Дамиан». И только одна надпись оказалась тем, что мы называем «литературной»: это оказалась цитата из псалма и текст некой готской молитвы, сочинённой, возможно, даже стихами.
М. Родин: А это «Господи помоги» – стандартное граффити, которое в храмах по всему миру.
А. Виноградов: Да. Вот как сейчас пишут «здесь был Вася», средневековый человек обращался в этой ситуации к Господу.
М. Родин: Как готы вообще попали в Крым? Что их туда привело и когда?
А. Виноградов: Готы – это восточногерманский народ. Все ныне существующие германские народы относятся к западногерманской языковой группе. А восточногерманская полностью вымерла, потому что восточные германцы ушли с Балтики на юг и юго-восток и двинулись к верховьям Днепра, через территорию современной России, Белоруссии, Украины к Северному Причерноморью. Искали они, по-видимому, какие-то хорошие места для поселения. И кто-то из них нашёл. Прежде всего те готы, которые попали в Крым, из Крыма больше не уходили.
Очень показательно, что в VI веке, как сообщает Прокопий Кесарийский, когда знаменитый вождь, а потом король остготов Теодорих решил вторгнуться в Италию и завоевать эту прекрасную страну, он позвал с собой и родственников-крымских готов. Но они сказали «нет». Видимо, им было уже неплохо.
Готы во время своего переселения, по-видимому, разделились на несколько групп, как минимум на две, которые легли в основание более поздних остготов и вестготов. Одни поселились чуть восточнее, другие – западнее, рядом с римской границей. Поэтому больше контактировали с Римской империей, чем их сородичи. Но точной границы расселения готов мы не знаем.
Дело в том, что мы вынуждены пользоваться помимо археологических находок ещё и письменными источниками об истории готов, которые отстоят, к сожалению, на очень большом расстоянии от того времени, когда происходили описываемые в них события. Главный наш источник – это «Гетика» Иордана, человека тоже не до конца понятного происхождения. Идут споры, был ли он сам готом, или нет. У него не было живой памяти о готах, как и у нас в семьях нет живой памяти о русском освоении Сибири, которое происходило лет триста назад. Соответственно, он сам пользуется текстами Кассиодора, других историков, которые, видимо, пользуясь какими-то готскими преданиями, которые с течением времени могли сильно исказиться. Каждый момент в этих текстах обсосан историками до невозможности. О каждом топониме существует десять версий, где он был. Например, страна Ойум, через которую прошли готы. Её помещают от Балтики до Азовского моря. С другой стороны, существует список народов, которых покорили готы. И почти каждое имя в этом списке – какая-то загадка. И мы не знаем, насколько распространилась власть готов.
Кроме того, мы не знаем зачастую, что происходило с самими готами. Оставались ли они такими же в антропологическом смысле, как были, или нет. Я уже упоминал, что готские погребения демонстрируют другой антропологический тип, чем у иных восточных германцев.
Попав в Крым, готы неизбежно должны были столкнуться, может быть, с более слабыми в военно-политическом отношении, но давно жившими там народами. Это, возможно, даже остатки некоего загадочного таврского населения, скифы, сарматы. С готами пришли и другие народы, например, аланы, иранское племя. С ними со всеми готы вынуждены были взаимодействовать. Начался плавильный котёл. А надо иметь в виду, что если у вас нет флота, из Крыма уплыть практически невозможно. Хотя мы знаем ситуацию, когда в III веке готы захватили боспорские корабли и ходили на них в грабительские походы вплоть до Трапезунда, современного Трабзона на восточном берегу Чёрного моря, а на западном чуть ли не до Константинополя, в общем и целом жизнь готов происходила внутри Крыма. И даже через Керченский пролив они, видимо, не переправлялись. Единственный народ, о котором мы знаем, что он без кораблей смог переправиться через Керченский пролив, были гунны, которые как раз преследовали готов.
Готы стали смешиваться с местным населением. Возможно, они составляли какую-то верхушку этого населения, возможно, они просто полностью смешались. Но факт в том, что по крайней мере язык они сохранили. И язык фиксируется в Крыму вплоть до XVI века.
М. Родин: Не факт, что те люди, которые говорили на готском языке к XVI веке, генетически и антропологически были готами. Но, скорее всего, они считали себя готами и говорили на готском.
А. Виноградов: Да. Главный источник о крымском готском языке – это имперский посланник Бусбек, который в XVI веке в Константинополе встречает двух людей из Крыма. Его так называемые «турецкие письма» в Европе пользовались дикой популярностью. Это был главный источник новостей о том, что происходит на Востоке. И вот в четвёртом своём письме он сообщает, что видел двух людей из Крыма. Один из них высокого роста, светловолосый и называл себя готом, но по-готски уже не говорил. А другой был греком, но говорил по-готски, потому что торговал с готскими деревнями. От него он и записал готские слова. Он записал даже пару фраз и небольшой текст песенки на готском языке. Её трактуют по-разному. Некоторые читают в ней что-то вроде «поедем в Ялту».
И очень показательно в этой истории, что гот по-готски не говорит, а носителем готского языка оказывается грек. Вполне возможно, что готский язык в Крыму просуществовал и до XVIII века и исчез уже в ходе переселения Екатериной причерноморских греков в Мариуполь. И тогда остатки готского населения, которые были изолированы, судя по всему, в верховьях рек горного Крыма, окончательно смешались с греческим населением.
Переселение было по религиозному принципу. Если ты был греком, но не хотел уезжать, ты записывался мусульманином, и тебя оставляли. К этому моменту многие греки были тюркизированы. Мы знаем по надписям довольно рано, что, например, человек может быть с греческим именем, а у его отца – тюркское имя, или наоборот. Есть священники с тюркскими именами, и так далее.
М. Родин: И готы, как христиане, пошли по разряду греков.
А. Виноградов: Да. Готы действительно свою христианскую идентичность хранили. Хотя здесь история тоже довольно сложная. Потому что сначала они были арианами, а потом приняли никейскую веру.
М. Родин: Откуда мы знаем самые ранние сведения о готском языке и о принятии готами христианства?
А. Виноградов: Не было такого события, как «крещение готов», как у нас есть представление о крещении Руси или крещении алан. В 914 году из Константинополя был отправлен епископ для основания церкви и крещения правителя Алании.
Готы, по-видимому, были обращены в христианство несколько иным путём, путём инфильтрации. Они жили вдоль границы, вдоль нижнего Дуная, и потихонечку знакомились с римской жизнью. А это был уже IV век, и империя уже становилась потихонечку христианской. Готы неизбежно знакомились с христианством и некоторые из них принимали его. Мы знаем, что на территории вестготской державы было некоторое количество готских церквей, и был даже епископ. Епископ этот, правда, довольно загадочный. Мы знаем, что он подписал акты Первого Вселенского собора в Никее в 325 году и звали его Феофил. То, что у него не готское имя – не удивительно, потому что при крещении, видимо, они отказывались от своих имён. Хотя далеко это было не всегда так. Вульфила, про которого мы будем говорить, видимо, сохранил своё имя. А Феофил, возможно, был грек, посланный к ним.
Идёт большой спор относительно того, где Феофил был епископом. Дело в том, что его подпись стоит последней среди всех епископов за списками провинций Римской империи среди отдельных земель. И предшествует ему Боспор, то есть территория Восточного Крыма и Таманского полуострова. Поэтому есть предположение, что речь идёт не о тех готах, которые жили на Нижнем Дунае, а о епископе готов, которые жили восточнее.
Дальше тоже, мы знаем, были епископы. По крайней мере один до Вульфилы. Но Вульфила производит переворот. Он прожил долгое время в Константинополе как член посольства, или скорее даже как готский заложник, там познакомился с выдающимися деятелями византийской культуры, например, с Евсевиеми Кесарийским. И пришёл к идее необходимости создания азбуки для своего народа и перевода священного писания. Когда говорят «перевод Вульфилы», надо иметь в виду, что переводил, конечно, не он один, лингвисты выявили следы нескольких переводчиков. Но общая редактура была Вульфилы.
При этом интересно, что перевод этот был религиозно окрашен, поскольку в тот момент, когда Вульфила был в Константинополе и потом был епископом у вестготов, в империи побеждали ариане. Те, кто считали, что Сын не единосущен Отцу, что второе лицо Святой Троицы, Логос, был сотворён, что он ниже и подчинён Отцу. И у нас даже сохранилось исповедование веры Вульфилы в таком духе. Но главное, что в сам перевод он внёс некоторые корректуры, которые должны были подчеркнуть его точку зрения. Поэтому этот перевод был заведомо арианским.
И самое интересное, как показывает находка этого граффито, что, скорее всего, этот перевод попал и к другим готам, готам Крыма. И это говорит о том, что существовало такое явление, которое можно назвать «готский мир». Хотя перевод Вульфилы был предназначен для конкретных общин крещёных готов нижнего Подунавья, он через какое-то время (мы не знаем, через какое, потому что крымское граффито отстоит по времени довольно значительно, это не раньше второй половины IX века) попал в Крым и был воспринят.
Другое дело, что Крым в то время, по крайней мере в своей южной части, находился под властью империи и Боспора и следовал в общем и целом никейскому христианству. Соответственно, власть ни в Константинополе, ни на местах наличие готов-ариан не должно было устраивать. И действительно, мы знаем, что Иоанн Златоуст приложил большие усилия для того, чтобы привести готов в никейство. А готов было много и в Константинополе, поскольку они составляли в какой-то момент основу императорской гвардии.
М. Родин: Как скандинавы позже.
А. Виноградов: Да. И более того, память об этих готах сохранялась очень долго. Ещё в Х веке византийские чиновники вынуждены были одеваться в некие шубы, вывернутые наизнанку, брать в руки щиты, бить по ним палками, кричать «ту-ту» и петь готские песни. Это называлось «готские игры» при дворе. Текст уже был бессмысленный, но люди должны были его заучивать наизусть. Потому что когда-то была готская гвардия, которая танцевала перед императором, и это казалось очень забавным. И этот обычай сохранялся по крайней мере до эпохи Константина Багрянородного.
Я всё время буду напоминать, что об «арианстве» нужно говорить в кавычках, поскольку это «зонтичный бренд» для очень разных богословских течений. Иоанн Златоуст пытался с ним бороться¸ и в частности он устроил православную, никейскую, церковь для константинопольских готов, Церковь святого Павла. Он приходил на богослужение, которое велось на готском языке, и сам проповедовал там с переводчиком. Мы знаем, что он прилагал усилия для обращения неких «скифов», возможно, готов, возможно, гуннов на нижнем Дунае, а также на Боспоре, в восточном Крыму и на Таманском полуострове. Он отправлял туда миссионеров и очень волновался, если там что-то шло не так.
Для того чтобы перевести готов в никейскую веру, им нужно было внушить мысль, что Иисус – это полноценный Бог, единосущный Отцу. Мы это заметили не сразу, но через некоторое время оказалось, что в литературном граффито на Мангупе, в котором текст псалма «Кто бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог творяй чудеса», есть некоторая странность. Текст записан не так, как он должен делиться синтаксически. Мы пишем, скажем, пол строчки, запятую ставим, потом переносим ещё как-то. Чтобы делился текст на камне так же, как он делится синтаксически. А там написано:
«Кто бог велий,
Яко Бог наш? Ты
Еси Бог творяй
Чудеса»
Зачем так переносить? А затем, чтобы эти строчки образовали акростих. И этот акростих не может быть прочитан по-готски. Но поскольку готы использовали в основе греческий алфавит, то этот акростих читается хорошо по-гречески. Первые буквы строк ΘΣΙΣ читаются как «Теос Иисус». Иисус – это Бог.
Когда мы опубликовали это граффито, мы стали получать отклик от коллег на местах. И один из наших корреспондентов, замечательный местный краевед Сергей Харитонов, прислал нам сведения о совершенно удивительной надписи, которую ему показал некий профессор германской филологии по фамилии Мильтер. Мы не нашли никаких следов этого человека. Он жил в бахчисарайском старческом доме и, видимо, ещё был бодр, ходил по окрестностям, и обнаружил эту надпись.
М. Родин: Это в наше время?
А. Виноградов: Он жил в Бахчисарае в 1970-е годы.
М. Родин: Германский профессор?
А. Виноградов: Нет, он из Ленинграда, профессор германской филологии. Он сомневался, то ли найденная им запись руническая, то ли готская, прочесть её он не смог. Но, по крайней мере, он её зафиксировал. Стало понятно, где она, и в результате общими усилиями удалось её отыскать.
Она интересна тем, что сделана на скале. Никаких следов жилищ, церкви нет. Если в случае мангупской надписи это вторично использованный ранневизантийский карниз из мангупской базилики, из главной церкви горного Крыма, Готской епархии, то здесь просто каменная стена. На ней изображена тамга, татарский знак, похожий на тамгу Гиреев, что позволяет этот комплекс датировать более поздним временем. А рядом три готские буквы. Это видно потому, что только готы писали тету из двух скобочек с точкой в как бы разорванной середине. А сигму писали из двух угловых скобочек, что греки уже давно не делали. Там три буквы, которые не дают смысла ни как слово, ни как число. «С», «хв», и «и». Это может означать только формулу: «Сотер Теос Иисус», «Спаситель Бог Иисус». Такие греческие формулы мы знаем, они обозначают идентичность: мы никейцы, а не ариане. Но очень показательно, что эта надпись относится, скорее всего, чуть ли не к XV веку. Это значительно более позднее время. Получается, такие формулы и даже элементы готского письма крымские готы сохраняли до очень позднего периода.
М. Родин: То есть у нас есть готское расселение по Европе, которое началось с Прибалтики. В ходе этого расселения часть готов отправилась в Крым и там поселилась. Остготы сидели на дунайской границе, вестготы – там же, чуть западнее. В IV веке остготы на нижнем Дунае были крещены. И, видимо, через них к крымским готам попало христианство. Правильно я понимаю?
А. Виноградов: Да. Только, скорее всего, первыми крестились вестготы, а потом уже христианство попало к остготам и в Крым.
М. Родин: И вместе с христианством к ним попала и письменность, про которую мы очень много сегодня говорим. Правильно?
А. Виноградов: Да.
М. Родин: Вы говорите, что готы пришли в Крым с аланами, плюс там было местное население. Какую территорию они заняли? Они как-то компактно, локально располагались, или разбрелись по всему полуострову?
А. Виноградов: Пути понять, как они расселились, у нас два. Один – археологический, другой – письменные источники. В археологии готы очень хорошо фиксируются в горном Крыму. Это долины четырёх крымских рек, иногда вплоть до их устьев, и отчасти Южный берег. Но на Южном берегу готские находки отдельные, и не всегда мы можем понять, какую его часть занимали готы. В частности, около Ялты примерно 10 лет назад был найден замечательный могильник Алония, его начали копать археологи, но потом за зиму чёрные археологи его полностью раскопали.
Мы знаем о могильниках. Но у нас нет чёткой возможности выделить поселения, где жили те люди, которые оставили погребения. Поэтому мы можем сказать так: готы точно занимали юго-западный Крым (то, что мы называем готским Крымом), часть Южного берега. И другая часть готов в ранний период жила ещё в восточном Крыму и на Таманском полуострове.
М. Родин: Боспорское царство по сути заняли.
А. Виноградов: Да. Из Пантикапея, столицы Боспорского царства, у нас происходит одно надгробие, греческое, но человека с готским именем Ванфарикс. «Рикс» по-готски – это царь, тот же корень, что и в латинском «rex». Он был христианином. Это надгробие IV века. И, возможно, ещё некий персонаж по имени Обика, что означает «происходящий от отца», «отцовский».
Про готов дальше на восток мы знаем не так много, в основном из археологии. Это большие комплексы восточногерманских вещей, и по сути одно свидетельство анонимного перипла, текста о плавании вокруг Понта Эвксинского, Чёрного моря. Этот текст, видимо, был создан между серединой VI и серединой IX веков, но скорее во второй половине VI века. Он описывает народ евдусиан. Эти евдусиане жили вдоль побережья вокруг и к югу от Анапы. И они, как утверждает этот источник, говорили на готском и таврском языке. Из другого места в том же тексте мы узнаём, что таврский – это аланский.
М. Родин: Это же не так.
А. Виноградов: Это источник так говорит. В другом месте приводится название города Феодосия, «Ардабда», и говорится, что на таврском языке это значит «Семь богов», откуда мы узнаём, что имеется ввиду аланский язык. Но важен для нас готский. Мы знаем, что в конце VI века люди там говорили по-готски, потом они размываются. Мы не можем никакую археологическую культуру чётко связать с этими евдусианами.
Следы боспорских готов после этого теряются. Связано это со сложной историей региона. В начале VI века Боспор занимает Византия, там появляется византийский гарнизон и царство ликвидируется, вводится внешнее управление.
М. Родин: А до этого они жили самостоятельно?
А. Виноградов: Они соседствовали с Боспором. Может быть, они были сателлитом боспорского царя, может быть – независимыми. Но жили довольно мирно, раз знатные готы могли устроить себе погребения в центре Боспорской державы.
В 570-е годы на Боспоре появляются тюрки, и начинается волна тюркских нашествий. Видимо, восточно-крымские и азовские готы в ней исчезли.
В юго-западном Крыму ситуация сложилась несколько иначе. И Южный берег Крыма, и горный Крым, видимо, долгое время населены были готами, которые были важны для Византии. Мы совершенно не знаем, что было в IV веке, потому что у нас очень мало источников про саму Византию в Крыму в IV веке. В середине IV века зияет большой провал между Константином и Феодосием. Но мы знаем, что готы там жили, и в это время, скорее всего, они были ещё язычниками. Христианство к ним, видимо, пришло позже, потому что главный маркер смены религии – это смена погребального обряда с трупосожжений на трупоположение, которая у нас прослеживается где-то с середины V века и в VI веке закрепляется окончательно – это время полной христианизации крымских готов.
М. Родин: То есть они не сразу и не все восприняли христианство.
А. Виноградов: Да. Видимо, на Боспоре, где была очень древняя христианская традиция (епископ Боспора Кадм участвовал в Первом Вселенском соборе), они рано стали христианами. А в юго-западном Крыму, где главным центром был Херсонес, это произошло позже. Дело в том, что сам Херсонес до эпохи императора Феодосия сопротивлялся христианизации. Они выгоняли епископов. Епископы два раза приплывали с войсками, чтобы закрепиться в Херсонесе. Поэтому, видимо, христианизации долго не было в горном Крыму. А в VI веке Юстиниан ведёт политику по консолидации византийских владений в Северном Причерноморье, занимает Боспор, Херсон, пытается создать большую церковную епархию и большую административную единицу, строить укрепления.
Тут у нас опять есть сложность. Потому что Прокопий Кесарийский описывает строительство укреплений Юстинианом, а с другой стороны – страну готов Дори. Идёт спор, во-первых, что значит это имя. Некоторые связывают с тем же корнем, что и у английского слова «door», «дверь», страна, где есть горный проход. Мы знаем Дарьял, Дербент – такого рода названия. И не понятно где: на Южном берегу, скорее как по описаниям, или в горном Крыму. Кроме того, он описывает, что готы страны Дори не любят никаких крепостей, а предпочитают жить свободно, и поэтому Юстиниан не построил им никаких крепостей, а только перекрыл стенами клесуры, узкие стратегические проходы, которые вели в эту страну. Но с другой стороны у нас довольно много археологических и эпиграфических свидетельств о строительстве Юстиниана: строительная надпись Юстиниана с Мангупа, стены на Мангупе, стены под Мангупом, которые перекрывают эту клесуру. У нас есть юстиниановские крепости на Эски-Кермене, на Тепе-Кермене. И мы не знаем, надо ли иметь в виду, что там жили тогда не готы, а какое-то другое население, для которых Юстиниан строил крепости, или Прокопий Кесарийский, который закончил своё произведение вскоре после 548 года, уже не знал, что Юстиниан строил крепости после этого. Или вообще Прокопий был недостаточно осведомлён и придумал всю эту историю. Здесь мы сказать не можем. По сути, под Мангупом есть следы только одной стены, которая действительно перегораживает ключевое ущелье.
Каким-то образом готы были включены в византийский мир, который неплохо держался до Тёмных веков. Но с конца VI века сначала появляются тюрки, затем у Византии начинаются проблемы с арабами на востоке, с аварами, славянами на западе. Власть империи трещит по швам. Что происходит в Тёмные века в Крыму – мы тоже далеко не всегда знаем. Но мы знаем, что в начале VIII века Юстиниану II пришлось посылать флот, который практически полностью уничтожил Херсонес (к тому моменту – Херсон) как политический центр. И не очень понятно, что происходит с готами. Но мы знаем, что в какой-то момент там появляются хазары и оккупируют эту территорию.
Степень этой оккупации тоже не до конца ясна. Например, существуют историки, которые считают, что в Крыму был своего рода кондоминат, Византийская империя владела этой территорией совместно с хазарами на паритетных началах. Но эта гипотеза не представляется убедительной. Скорее, речь идёт о том, что хазары контролировали горный Крым и имели какие-то опорные пункты на побережье, в частности некий город Фулы, который локализуется, скорее всего, на городище Тепсень около Коктебеля. И имели каких-то своих представителей, так называемых тудунов, в городах, например, в Херсонесе.
При этом эпоха хазарского владычества не значит, что они навели свои порядки и готы не могли жить, как раньше. У нас есть уникальная надпись, найденная мною в виде фотографии из архива, на которой говорится о строительстве церкви. Указано, что она построена при хагане и тудуне, при правителе хазар и его наместнике. Возможно, эта надпись происходит с Мангупа: какое-то строительство церквей в горном Крыму велось, и, возможно, всё было не так плохо.
Мы знаем, что в конце VIII века, около 784-787 годов, готы подняли восстание против хазар. Но тут опять проблема с источниками. Единственный источник про это восстание – это житие Иоанна Готского. Оно сохранилось в трёх рукописях, в двух из них в описании этого восстания стоит разная частичка, и от этого меняется полностью смысл: готы восстали, и хазары ввели гарнизон, или наоборот: хазары ввели гарнизон, и готы восстали. Где курица, а где яйцо?
Факт в том, что восстание, видимо, было. Интересно, что его возглавил епископ Готии Иоанн. Это был, как сейчас бы сказали, довольно «стрёмный» человек. Он был, как принято говорить в ХХ веке, по сути епископ-самосвят. Суть в том, что, когда в Византии началось иконоборчество, жители Готии не поддержали гонения на иконы. И когда их предыдущий епископ, который был иконоборец, отбыл и стал в награду за иконоборчество митрополитом, они решили не принимать к себе нового епископа, присланного из Константинополя, а сами выбрали этого Иоанна, который чистым готом не был. Он родился на южном берегу Чёрного моря, хотя какие-то его предки были с северного берега.
Он долго искал, где получить рукоположение. Ездил напрасно в Иерусалим, там отказались его рукополагать. Потом он нашёл место, где его посвятили в епископы, это была Мцхета в восточной Грузии. Поэтому для готов он был епископ, а для Константинополя – никто, чем они потом воспользовались. Когда императрица Ирина решила восстановить иконопочитание, нужна была «артподготовка». Поскольку официально вся империя была иконоборческой, нельзя было, чтобы какой-то епископ с кафедры начал говорить, что надо почитать иконы. Поэтому приехал Иоанн Готский в Константинополь и начал об этом говорить. А императрица не несёт за это ответственности.
Этот Иоанн Готский примерно в это время поднял восстание. Оно оказалось неудачным. Не понятно, как хазары расправились с повстанцами, глагол, который употребляется в отношении девятнадцати человек-участников восстания, означает то ли то, что их забрили в рабы, то ли то, что их обезглавили. Но никаких массовых репрессий не было. Сам Иоанн был посажен под надзор в городе Фулы, оттуда сбежал на южный берег Чёрного моря, в город Амастриду, где и умер.
Ещё, видимо, в конце VIII – начале IX века горный Крым находился под властью хазар. И только в результате сложных переговоров и взаимовыгодного обмена где-то к 840 годам византийцам удалось обратно получить Крым. За это хазары получили византийских мастеров, которые построили крепость Саркел на нижнем Дону. А возможно, не только её, а ещё какие-то другие.
Византийцы снова собирают свои владения в Северном Причерноморье и образуют новую территориальную единицу, которая называлась «фема». Это что-то вроде военного округа и губернии одновременно. Эта фема, которая получила название то ли Климата, то ли Херсон, уже включила в себя, по-видимому, и горный Крым, и территорию готов. Потому что, например, с конца Х века у нас есть надпись, которая была вставлена, видимо, в одну из стен обороны Мангупа, в которой говорится, что эту стену построил заместитель командира фемы. Ясно, что это фема Херсон. Возможно, эту стену построили вскоре после похода князя Владимира.
К этому моменту готы живут, но мы их уже почти не ловим, как этнос. Само слово «готы» практически исчезает из источников. А на его месте появляется слово «Готия», как обозначение территории. И тут надо быть осторожными, потому что мы часто используем топонимы, которые уже не соответствуют своему внутреннему содержанию. Точно так же, как Хазары исчезли ещё в Х веке, а в XIV веке на западных средневековых картах мы видим термин «Хазария», который обозначает Крым и Северное Причерноморье.
М. Родин: Я уж не говорю про Тартарию, которую находят на французских картах тоже достаточно поздно, уже в эпоху Просвещения.
А. Виноградов: Да. Здесь важно, что эта Готия находилась на том месте, где когда-то жили готы. Показательно, что она находилась и на территории горного Крыма, и на Южном берегу. Собственно говоря, южнобережные владения были очень важны, они приносили, как и сейчас, самый большой доход. Поэтому вплоть до XIV века митрополиты Готии всё время судились с митрополитами Херсона за право обладать этими южнобережными землями.
Собственно говоря, имя «Готия» появляется во многом в связи с епископством. Мы знаем, что ещё в конце VII века, в 691 году, страна Дори (это последнее её упоминание) не имела своего епископа, а подчинялась епископу Херсона, поскольку он носит титул епископа Херсона Дорнского, Херсона и страны Дори. А на следующем этапе, не позже середины VIII века, у них появляется своя собственная епископия. Возможно, это связано с разгромом Херсона в начале VIII века, о котором я рассказывал.
В общем, у них появляется епископ. Где сидел этот епископ – тоже не очень понятно, и не понятно, был ли у готов какой-то политический центр. Они жили по деревням, им нужны крепости, где можно прятаться в случае нашествия врагов. Мы знаем такие крепости-убежища, например, Кыз-Кермен, где нет никакого жилья, а просто длинный язык скалы, перегороженный у входа стеной. Они прогоняли через ворота в этой стене скот, и там держались, сколько им нужно. Снизу подойти было невозможно.
М. Родин: Насколько я понимаю, потом у них возникло политическое образование, княжество Феодоро.
А. Виноградов: История княжества Феодоро ещё более тёмная, чем история самих готов. Дело в том, что как Феодоро это княжество фиксируется сравнительно поздно, только с начала XV века, на короткий промежуток времени от начала XV века до 1475 года, когда турки взяли Мангуп, столицу Феодоро, и город, который сам уже назывался Феодоро, и покорили всю территорию Готии.
А что было на этой территории до этого – непонятно. В XIV веке там была явно другая династия, другая культура, но было тоже какое-то государство. Можем ли мы его называть Феодоро? Как оно соотносится с готами – тоже непонятно. Может, оно и Готией называлось. Что было в XIII веке – ещё менее ясно. Не понятно, например, название Феодоро, столицы этого княжества, связано ли с названием некоего города Дорос, который упоминается на территории Готии, где хазары поставили свой гарнизон, который встречается ещё в паре источников. Это «Фео-Доро», «Бого-Дарованное» связано с Доросом, или нет?
М. Родин: По-моему, экскурсоводы в Крыму рассказывают об этом уверенно.
А. Виноградов: Экскурсоводы рассказывают много фантастических вещей в Крыму.
Другой вопрос – как этот Дорос связан со страной Дори? Как страна перешла в город, как Дорос превратился в Феодоро – у нас ответов нет. Другое дело, что каждый год приходят какие-то новые находки. Тот же Мангуп долгое время не имел ни больших датированных слоёв между ранним и поздним временем, ни надписей. А за последнее время появилось и много археологических находок. И теперь у нас на Мангупе есть надписи, например, конца Х века одна. Буквально в этом году расчистили стену храма, нашлась надпись конца XI века. Есть надпись конца XII века, есть надписи XIII века. Мы видим, что жизнь не прерывалась, и это говорит в пользу континуитета от Дороса к Феодоро.
Было ли Феодоро государством готским и в какой мере – тоже непонятно. Имена его правителей в основном нейтрально-христианские, за исключением странного имени Олубо, которое может быть и тюркским (Олубей), может, ещё какого-то происхождения. И тут существовало много мифов, что они относились к династии Гаврасов, и так далее. Но мы скорее здесь не знаем.
«Готия» в поздний период встречается, прежде всего, как название епархии. И когда мы видим надписи, например, готского митрополита Дамиана из Партенита, а это было очень важное место, потому что именно там когда-то Иоанн Готский построил монастырь, и монастырь этот был изначально греческий, потому что есть другая надпись Х века, где вообще никаких следов готов нет, и в XV века митрополит Готии Дамиан тоже вспоминает об Иоанне, но просто Готия – это название его епархии.
С другой стороны, какие-то древние следы своих представлений могли у готов быть. Например, у них был другой счёт дней недели. Во всём Средиземноморье первым днём недели считали воскресенье. А у нас счёт дней с понедельника. Такой же счёт дней есть у абхазов, был у древних алан, у чеченцев есть. Как связать славян и Северный Кавказ? Только через Северное Причерноморье. И действительно, в горном Крыму, начиная с XI до XIV века, есть как минимум три надписи, в которых есть такой счёт дней недели. Причём там нет именно греческих слов, а написано: день второй, день третий, и так далее. Возможно, это остаток какой-то безумной древности, потому что мы знаем, что у готов, которые были «арианами», был свой календарь, где праздники сознательно на один день отличались от православных, чтобы не праздновать в этот день. Может быть, это другой счёт дней недели – это тоже какой-то странный пережиток.
М. Родин: После 1475 года мы можем наблюдать затишье и полное растворение готов в Крыму?
А. Виноградов: XVI век нам известен благодаря Бусбеку. Зафиксированный им готский язык – действительно восточногерманский, который претерпел по сравнению с тем готским, который мы знаем по переводу Вульфилы, некоторые изменения. Там произошли некоторые фонетические процессы, но в общем и целом это восточногерманский язык. И Бусбек, который сам был носителем одного из германских диалектов, даже пытался сопоставить его с саксонским. Это очень наивно. Но он понимал, по крайней мере, многие слова, которые он записывал, хотя среди этих слов есть иранские заимствования.
Особенность в том, что они сохраняли язык и, видимо, какой-то фольклор. Но это был полный изолят. Они были зажаты в горных долинах, и уже сообщаться им было не с кем, потому что никаких готов не было давно нигде. И когда в XVIII, и даже в XIX веке стали обсуждать эти сведения Бусбека, то никто не верил, что там могли быть настоящие готы. Например, известный польский историк Сестренцевич-Богуш говорил, что это восточноевропейские евреи, которые говорили на идиш. Просто Бусбек не знал идиш, и принял его за готский язык. Но сейчас лингвисты доказали, что это несомненно восточногерманский язык.
М. Родин: Теперь у нас наконец-то есть надписи на готском языке именно в Крыму. Я так понимаю, когда первую удалось найти, начали и новые вскрываться. У нас есть перспективы изучения?
А. Виноградов: Да. У нас есть ещё намётки на две готские надписи. Это короткие имена, на которые нам указали наши крымские коллеги. Мы надеемся, что их удастся прочесть. Но они очень сильно выветрены. Мы теперь работаем с технологией 3D-моделирования. При помощи фотограмметрии мы надеемся получить 3D-модели и этих надписей, и готских граффити, которые мы читали до этого по фотоснимкам. Там есть ещё очень мелкие надписи, которые невозможно увидеть ни глазом, ни по фотографии. Может быть, 3D-модель нам их откроет, и тогда мы узнаем ещё что-то новое о крымских готах.