Парадиз Петра Великого: облик Санкт-Петербурга первой четверти XVIII века

Виртуальная выставка

Сведения об авторе:
Горшкова Юлия Геннадьевна
Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный университет
Институт истории, специальность «История и культура Санкт-Петербурга и Ленинградской области»

Юлия Горшкова о своей работе

История Санкт-Петербурга привлекала внимание общества на всем протяжении своего существования. Сначала – как город, имеющий столичный статус, а позже – как «музей под открытым небом». Уникальность облика «северной Венеции», сформированного совокупностью природно-климатических особенностей его территории, а также целостностью и масштабностью застройки, признана мировым сообществом, в целом. Так, в 1990 году исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников были в числе первых объектов на территории СССР, включенных в список Всемирного наследия ЮНЕСКО[1]

В настоящее время город на Неве является одним из самых актуальных туристических направлений в России, что способствует росту востребованности материалов, связанных с его историей. Однако зачастую доступные материалы по вопросам формирования облика Петербурга для интересующегося данным вопросом читателя представлено в очень поверхностном или искаженном виде. Знакомство с более серьезной научной литературой требует от читателя определенной степени подготовки и значительных затрат времени. Именно поэтому важно заниматься разработкой форм и путей передачи научного знания обществу в соответствии с его запросами. Попыткой начать подобный диалог является данная работа.

Виртуальная выставка в форме WebDoc, на наш взгляд, может стать особенно популярной в связи с событиями последнего года, когда в условиях карантина музеи вынужденно закрывают свои двери для посетителей. В этом отношении электронные ресурсы представленного формата начинают играть более значительную роль не только в сфере образования, но и в области культурно-досуговой деятельности. Наглядные и интересно поданные материалы способны привлечь внимание представителей различных групп общества к вопросам истории, культуры, а также охраны памятников искусства и архитектуры.

Целью данной работы является создание WebDoc’а, в котором в сжатом, но в доступном и визуально интересном формате, будет представлена характеристика городского пространства Санкт-Петербурга при жизни его основателя – Петра 1 Алексеевича. Особенностью работы станет многосторонний подход к освещению проблемы, основанный на обширном корпусе изобразительных и письменных источников.

Для решения поставленной цели нами были определены следующие задачи:

1)    Изучить и проанализировать источниковый и историографический материал по истории петровского Петербурга.
2) Продумать композицию представления информации.
3) Подобрать наиболее интересные и информативные визуальные изобразительные и письменные источники, технически оформить их. 
4) Выделить основные этапы формирования города на Неве, обозначить ключевые даты каждого из них. 
5) Дать характеристику первым градостроительным планам и степени участия в их разработке Петра I. 
6)  Изложить основные биографические сведения из жизни зодчих, сыгравших ключевую роль в застройке Санкт-Петербурга первой четверти XVIII в.
7) На основе статистического материала создать визуальные эффекты его представления.
8) Задать алгоритм смены виртуальных экспонатов и комментариев к ним.

Основу виртуальной выставки «“Парадиз” Петра Великого: облик Санкт-Петербурга первой четверти XVIII века» составляют различные по типу изобразительные источники. В первую очередь, это гравюры[2], рисунки акварели[3], созданные в первые десятилетия существования города на Неве. Изобразительное искусство при Петре I становится важным явлением в идеологическом отношении, поэтому тематика художественных произведений зачастую была связана с отражением завоевания новых территорий в Прибалтике и процесса обоснования здесь. Представленные в работе гравюры П. Пикарта и А.Ф. Зубова[4], рисунки З. Марселиуса[5] и М.И. Махаева[6], акварели П. Бетуна[7], а также портреты первых зодчих города[8] в той или иной степени отражают этапы складывания облика нового города, а также дают общее представление о том, как выглядели различные части петровского Петербурга.

Важным типом изобразительных источников для представленной работы стали фотографии объектов архитектуры[9], созданных в первой четверти XVIII столетия. В качестве дополнительных источников нами будет использованы фотографии с выставок различных музеев Санкт-Петербурга[10]. Также, необходимым материалом при анализе динамики и особенностей застройки городского пространства станут картографические источники[11]. При этом, стоит отметить, что помимо свидетельств эпохи, в проекте будут представлены и источники более позднего времени[12] (при условии отражения в них итогов деятельности Петра I Алексеевича[13] и его сподвижников[14] на берегах Невы).

Письменные источники представлены в работе материалами личного происхождения (переписка, записки современников)[15], нормативных актов (указы царя, Сената)[16], а также художественными произведениями[17], связанными с историей Санкт-Петербурга. Каждый из них помогает проанализировать и представить жизнь нового города с разных сторон.

Работа: мультимедиа

Виртуальная выставка «“Парадиз” Петра Великого: облик Санкт-Петербурга первой четверти XVIII века»

Обратите внимание, что, открыв полноэкранный режим просмотра выставки, навигацию по нему можно осуществлять кнопками на клавиатуре (клавиши: ←, →, ↑, ↓). Также, любой из объектов выставки (и в форме иллюстрации, и в форме текста) можно приблизить двойным щелчком левой кнопки мыши.

Специально для пользователей смартфонов Юлия подготовила видео-версию выставки.

Выводы и заключение

Виртуальной выставка «“Парадиз” Петра Великого: облик Санкт-Петербурга первой четверти XVIII века» — это попытка в интересном и доступном формате предоставить целостную картину истории города в первые 25 лет его существования для любого интересующегося. На основе обширного комплекса изобразительных и письменных источников автор пытается показать, как изменялся облик городского пространства и что от него осталось неизменным даже в XXI веке.

В ходе работы над проектом было изучен значительный корпус историографического материала как дореволюционного, так и советского и современного этапов. Однако акцент автор пытался сделать на исследованиях последнего времени. Методологической основой работы стали принципы историзма (история города рассматривается во временной динамике и в рамках политико-экономического и социального фона рассматриваемого периода), достоверности (исследование проводится на основе совокупности разных источников, а также конкретным историческим фактам). Помимо классических для исторической науки научных методов (проблемно-хронологический, сравнительно-исторический, метод ретроспективного анализа и др.), в работе были применены современные графические технологии с компьютеризированной обработкой данных (диаграммы, а также формат проекта – WebDoc).

Композиционная организованность, наряду с научной обоснованностью и художественно-техническим оформлением позволяют говорить о представленной работе как о виртуальной выставке в интересном формате, где субъект от пассивного потребления информации, становится сам участником ее трансляции. Дело здесь не только в навигации проекта (нужно управлять сменой страниц и приближать изображения), но и скрытых загадках, для ответа на которые нужно изучить хотя бы одну из работ, представленных в списке литературы. Также, от стандартной виртуальной выставки данная работа отличается большей текстовой составляющей (автор попытался в равной степени расставлять акценты на изображения и исторические справки).

Таким образом, формат проекта может привлечь значительную аудиторию любого возраста, а его систематизированное и научно-выверенное содержание поможет всем ознакомившимся иметь общее представление о том, как строился, развивался и что оставил после себя выросший среди топей «Парадиз» Петра I.

Мнение специалиста

Курукин Игорь Владимирович — доктор исторических наук, доцент, профессор Российского государственного гуманитарного университета, специалист по истории России XVII—XVIII веков. 

Второй Зимний дворец Петра, конечно уже не существует — но часть его, в том числе комнаты самого Петра сохранились (в здании Эрмитажного театра) и доступны — неужели автор этого не знает? Проект Леблона 1717 г. автору тоже как будто неизвестен — этого плана нет. В Питере впервые появились типовые здания — об этом не говорится. О попытках благоустройства — тоже. О первой австерии (трактире) — тоже. В чем особенность петровского барокко — не объясняется/не показывается. Если оценивать «по-школьному» = тройка.

Примечание от журнала Proshloe: нам кажется, что работа интересная и сделана весьма неплохо, поэтому, несмотря на нелестную оценку рецензента, мы всё же решили дать ей еще один шанс и представить ее на суд жюри.

  • Список литературы и источников

    Источники:

    1. Андреас Шлютер // Archiprofi. [Электронный ресурс]. URL:https://archiprofi.ru/journal/detail/20-maya-rodilsya-andreas-shlyuter/  (Дата обращения: 12.11.2020).
    2. Виртуальная выставка к 1150-летию зарождения российской государственности // Федеральное архивное агентство. [Электронный ресурс]. URL:http://projects.rusarchives.ru/statehood/06-09-osnovanie-sankt-peterburg.shtml (Дата обращения: 12.11.2020).
    3. Дворец Меншикова // Музеи России. [Электронный ресурс]. URL:http://www.museum.ru/M178 (Дата обращения: 12.11.2020).
    4. Доменико Трезини // Официальный сайт КГИОП. [Электронный ресурс]. URL:http://kgiop.ru/populyarizaciya/yubilei/yubilei-2020/domeniko-trezini/ (Дата обращения: 12.11.2020).
    5. Здание Двенадцати Коллегий — Императорский университет — Санкт-Петербургский государственный университет Великого // CITYWALLS. Архитектурный сайт Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]. URL: https://www.citywalls.ru/house420.html (Дата обращения: 12.11.2020).
    6. Зимний дворец Петра I. Этапы строительства // Эрмитажная академия. [Электронный ресурс]. URL: http://academy.hermitagemuseum.org/materials/zimnij-dvorec-petra-i.-ehtapy-stroitelstva (Дата обращения: 12.11.2020).
    7. Исторические планы столичного города Санкт-Петербурга с 1714 по 1839 год и объяснения к ним. СПб.: Типография Департамента военных поселений, 1843. 84 с.
    8. История возведения Исаакиевского собора // Официальный сайт государственного музея-памятника «Исаакиевский собор». [Электронный ресурс]. URL:https://cathedral.ru/ru/isaac/building (Дата обращения: 12.11.2020).
    9. Кикины палаты // CITYWALLS. Архитектурный сайт Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]. URL: https://www.citywalls.ru/house815.html (Дата обращения: 12.11.2020).
    10. Кронштадт. 300 лет со дня основания // Виртуальные выставки РНБ. [Электронный ресурс]. URL: http://expositions.nlr.ru/Kronstadt/ (Дата обращения: 12.11.2020).
    11. Кунсткамера — музей антропологии и этнографии им. Петра Великого // CITYWALLS. Архитектурный сайт Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]. URL: https://www.citywalls.ru/house417.html (Дата обращения: 12.11.2020).
    12. Летний сад. Летний дворец Петра I // CITYWALLS. Архитектурный сайт Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]. URL: https://www.citywalls.ru/house15389.html (Дата обращения: 12.11.2020).
    13. Медаль в память взятия двух шведских судов в устье Невы (1703) // Петровское барокко. [Электронный ресурс]. URL: http://petro-barocco.ru/archives/2864 (Дата обращения: 12.11.2020).
    14. Мишина Е.А. Группа ранних русских гравюр (вторая половина XVII — начало XVIII в.) // Памятники культуры. Новые открытия. М.-Л.: Наука, 1983. С. 230-244.
    15. Памятник зодчим и монумент первостроителям Петербурга — Как ощутить себя строителем? // Петербург центр. [Электронный ресурс]. URL: https://peterburg.center/story/pamyatnik-zodchim-i-monument-pervostroitelyam-peterburga-kak-oshchutit-sebya-stroitelem.html (Дата обращения: 12.11.2020).
    16. Памятники русской культуры первой четверти XVIII века в собрании Государственного ордена Ленина Эрмитажа. Каталог. М.-Л.: Советский художник, 1966. 351 с.
    17. Петербург Петра I в иностранных описаниях / Сост. Ю.Н. Беспятых. СПб.: Наука. 1991. 280 с.
    18. Петербург. Петроград. Ленинград в произведениях художников / Сост. Г. Гримм, Л. Кашкарова. М.: Государственное издательство изобразительного искусства, 1958. 100 с.
    19. Пётр I Великий в живописи — картины, изображения, рисунки и портреты императора // Петербург центр. [Электронный ресурс]. URL: https://peterburg.center/ln/petr-i-velikiy-v-zhivopisi-kartiny-izobrazheniya-risunki-i-portrety-imperatora.html (Дата обращения: 10.11.2020).
    20. Петр I с малолетним Людовиком XV // Peterhof. [Электронный ресурс]. URL: https://peterhof.ru/petr-i-c-maloletnim-lyudovikom-xv (Дата обращения: 12.11.2020).
    21. Петропавловская крепость // CITYWALLS. Архитектурный сайт Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]. URL: https://www.citywalls.ru/house7168.html (Дата обращения: 12.11.2020).
    22. Письма и бумаги императора Петра Великого. СПб.-М.: Наука, 1887-1977. Т. 7. 370 с.
    23. Портрет светлейшего князя Александра Даниловича Меншикова // Виртуальный Русский музей. [Электронный ресурс]. URL: https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/17_19/neizvestniy_hudozhnik_portret_knyazya_a_dmenshikova_1710_e_zh_264/index.php(Дата обращения: 12.11.2020).
    24. Пушкин А.С. Медный всадник. М.: Наука, 1978. С. 8-9.
    25. Санкт-Петербург. Планы и карты / Сост. Н. Цылов. СПб.: Литография штаба Отдельного корпуса внутренней стражи, 1853. 23 с.
    26. Троицкая площадь на Городском острове (первоначальная) // CITYWALLS. Архитектурный сайт Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]. URL: https://www.citywalls.ru/house28733.html (Дата обращения: 12.11.2020).
    27. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы и святого благоверного князя Александра Невского // Свято-Троицкая Александро-Невская лавра. [Электронный ресурс]. URL: https://lavra.spb.ru/about/hramy-i-pamjatniki/431-2011-03-06-09-52-13.html (Дата обращения: 12.11.2020).
    28. Эпоха петровского барокко — первые здания в Санкт-Петербурге и его окрестностях // Петербург центр. [Электронный ресурс]. URL: https://peterburg.center/story/epoha-petrovskogo-barokko-pervye-zdaniya-v-sankt-peterburge-i-ego-okrestnostyah.html (Дата обращения: 12.11.2020).

    Литература:

    1. Авсеенко В.Г. 200 лет С.- Петербурга: исторический очерк. СПб., 1903. 296 с.
    2. Авсеенко В.Г. История города С.-Петербурга в лицах и картинках. 1703-1903. СПб.: Сотис-Мед, 1995. 240 с.
    3. Алексеева М. Гравюра петровского времени. Л.: Искусство, 1990. 264 с.
    4. Андреева Е., Тронь А. Рождение Петербурга. СПб.: Лики России, 2011. 184 с.
    5. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. Л.: Лениздат, 1989. 380 с.
    6. Анисимов Е.В. Юный град. Петербург времен Петра Великого. СПб.: Центрполиграф, 2003. 430 с.
    7. Анциферов Н. Душа Петербурга. Л.: Лира, 1990. – 425 с.
    8. Бартенев И. А. Зодчие и строители Ленинграда. Л.: Лениздат, 1963. 308 с.
    9. Бенуа А. Живописный Петербург // Мир искусства, 1902. СПб.: Тип. Э. Гоппе. № 1. С. 34-47.
    10. Божерянов И.Н. С.-Петербург в Петрово время. СПб.: Энергия, 1903. 160 с.
    11. Вздорнов Г. Заметки о памятниках русской архитектуры конца XVII – начала XVIII вв. // Русское искусство XVIII в. М.: Наука, 1973. С. 20-30.
    12. Власов В.Г. Архитектура «петровского барокко»: Эпоха. Стиль. Мастера. СПб.: Белое и черное, 1996. 158 с.
    13. Воинов В. Андреас Шлютер – архитектор Петра I (К вопросу о формировании стиля «Петровское барокко» // Советское искусствознание. М.: Наука, 1976, с. 367-377.
    14. Грабарь И. Э. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках. СПб.: Санкт-Петербург Оркестр, 1995. 592 с.
    15. Евангулова О.С. Изобразительное искусство в России первой четверти XVIII века. М.: Издательство Московского университета, 1987. 294.
    16. Зодчие Санкт-Петербурга, XVIII век / Ред.: Ю. В. Артемьева, С. А. Прохватилова. СПб., 1997. 1021 с.
    17. Ильина Т.В., Станюкович-Денисова Е.Ю. Русское искусство 18 века. М.: Юрайт, 2015. 611 с.
    18. Кириков Б. М. Архитектурные памятники Санкт-Петербурга. Стили и мастера. СПб., 2003. 256 с.
    19. Корольков М. Архитекты Трезины // Старые годы. СПб., 1911. № 3. С. 68-74.
    20. Лебединский М.С. Гравер Петровской эпохи Алексей Зубов. М.: Искусство, 1973. 90 с.
    21. Лисаевич И. Первый архитектор Петербурга. СПб.: Лениздат, 1971. 120 с.
    22. Лисовский В. Г. Архитектура России XVIII ‒ начала XX века. Поиски национального стиля. М.: Белый город, 2009. 568 с.
    23. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Отзвуки концепции «Москва Третий Рим» в идеологии Петра I. (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) // Художественный язык Средневековья. М.: Наука, 1982. С. 236-249.
    24. Луппов С. П. История строительства Петербурга в первой четверти XVIII века. М.-Л.: Наука, 1957. 190 с.
    25. Мавродин В.В. Основание Петербурга. Л.: Лениздат, 1983. 208 с.
    26. Макаров В.К. Русская светская гравюра первой четверти XVIII века. Л.: Наука, 1973. 367 с.
    27. Малиновский К.В. Санкт-Петербург XVIII века. СПб.: Крига, 2008. 574 с.
    28. Население // Санкт-Петербург — Петроград — Ленинград. Энциклопедический справочник. М.: Наука, 1992. С. 417.
    29. Очерки истории Ленинграда / Отв. ред. В.А. Завельевич. М.-Л.: Наука, 1989. – Т.1. – 475 с.
    30. Петров П.И. История Санкт-Петербурга. СПб.: Тип. Глазунова, 1884. 246 с.
    31. Семенцов С.В.Санкт-Петербург: предыстория и первые шаги пространственного развития //Топонимический журнал. – СПб.: Алетейа, 1998. №1. С. 19-40.
    32. Черная Л.А. Проблема человека в русской культуре «переходного периода» // Русская культура в переходный период от Средневековья к Новому времени. М.: Ин-т истории, 1992. С. 33 — 40.
    33. Шилков В.Ф. Архитекторы-иностранцы при Петре // Русская архитектура первой половины XVIII в. / Гл. ред. И.Э. Грабарь. М.: Гос. изд-во литературы по строительству и архитектуре, 1954. С. 374-392.

[1] Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников // UNESCO. [Электронный ресурс]. URL: http://whc.unesco.org/en/list/540 (Дата обращения: 13.11.2020).

[2] Мишина Е.А. Группа ранних русских гравюр (вторая половина XVII — начало XVIII в.) // Памятники культуры. Новые открытия. М.-Л.: Наука, 1983. С. 230-244.

[3] Петербург. Петроград. Ленинград в произведениях художников / Сост. Г. Гримм, Л. Кашкарова. М.: Государственное издательство изобразительного искусства, 1958. 100 с.

[4] Там же.

[5] Памятники русской культуры первой четверти XVIII века в собрании Государственного ордена Ленина Эрмитажа. Каталог. М.-Л.: Советский художник, 1966. 351 с.

[6] Эпоха петровского барокко — первые здания в Санкт-Петербурге и его окрестностях // Петербург центр. [Электронный ресурс]. URL: https://peterburg.center/story/epoha-petrovskogo-barokko-pervye-zdaniya-v-sankt-peterburge-i-ego-okrestnostyah.html (Дата обращения: 12.11.2020).

[7] Памятники русской культуры первой четверти XVIII века в собрании Государственного ордена Ленина Эрмитажа. Каталог. М.-Л.: Советский художник, 1966. 351 с.

[8] Доменико Трезини // Официальный сайт КГИОП. [Электронный ресурс]. URL: http://kgiop.ru/populyarizaciya/yubilei/yubilei-2020/domeniko-trezini/ (Дата обращения: 12.11.2020); Портрет светлейшего князя Александра Даниловича Меншикова // Виртуальный Русский музей. [Электронный ресурс]. URL: https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/17_19/neizvestniy_hudozhnik_portret_knyazya_a_dmenshikova_1710_e_zh_264/index.php (Дата обращения: 12.11.2020).

[9] Дворец Меншикова // Музеи России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.museum.ru/M178 (Дата обращения: 12.11.2020); зимний дворец Петра I. Этапы строительства // Эрмитажная академия. [Электронный ресурс]. URL: http://academy.hermitagemuseum.org/materials/zimnij-dvorec-petra-i.-ehtapy-stroitelstva (Дата обращения: 12.11.2020); здание Двенадцати Коллегий — Императорский университет — Санкт-Петербургский государственный университет Великого // CITYWALLS. Архитектурный сайт Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]. URL: https://www.citywalls.ru/house420.html (Дата обращения: 12.11.2020); кикины палаты // CITYWALLS. Архитектурный сайт Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]. URL: https://www.citywalls.ru/house815.html (Дата обращения: 12.11.2020); кунсткамера — музей антропологии и этнографии им. Петра Великого // CITYWALLS. Архитектурный сайт Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]. URL: https://www.citywalls.ru/house417.html (Дата обращения: 12.11.2020); Петропавловская крепость // CITYWALLS. Архитектурный сайт Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]. URL: https://www.citywalls.ru/house7168.html (Дата обращения: 12.11.2020); Троицкая площадь на Городском острове (первоначальная) // CITYWALLS. Архитектурный сайт Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]. URL: https://www.citywalls.ru/house28733.html (Дата обращения: 12.11.2020); Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы и святого благоверного князя Александра Невского // Свято-Троицкая Александро-Невская лавра. [Электронный ресурс]. URL: https://lavra.spb.ru/about/hramy-i-pamjatniki/431-2011-03-06-09-52-13.html (Дата обращения: 12.11.2020).

[10] Виртуальная выставка к 1150-летию зарождения российской государственности // Федеральное архивное агентство. [Электронный ресурс]. URL: http://projects.rusarchives.ru/statehood/06-09-osnovanie-sankt-peterburg.shtml (Дата обращения: 12.11.2020); медаль в память взятия двух шведских судов в устье Невы (1703) // Петровское барокко. [Электронный ресурс]. URL: http://petro-barocco.ru/archives/2864 (Дата обращения: 12.11.2020).

[11] Исторические планы столичного города Санкт-Петербурга с 1714 по 1839 год и объяснения к ним. СПб.: Типография Департамента военных поселений, 1843. 84 с.; кронштадт. 300 лет со дня основания // Виртуальные выставки РНБ. [Электронный ресурс]. URL: http://expositions.nlr.ru/Kronstadt/ (Дата обращения: 12.11.2020); летний сад. Летний дворец Петра I // CITYWALLS. Архитектурный сайт Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]. URL: https://www.citywalls.ru/house15389.html (Дата обращения: 12.11.2020); Санкт-Петербург. Планы и карты / Сост. Н. Цылов. СПб.: Литография штаба Отдельного корпуса внутренней стражи, 1853.  23 с.

[12] Скульптура «Петр I с малолетним Людовиком XV» // Peterhof. [Электронный ресурс]. URL: https://peterhof.ru/petr-i-c-maloletnim-lyudovikom-xv (Дата обращения: 12.11.2020). История возведения Исаакиевского собора // Официальный сайт государственного музея-памятника «Исаакиевский собор». [Электронный ресурс]. URL: https://cathedral.ru/ru/isaac/building (Дата обращения: 12.11.2020).

[13] Пётр I Великий в живописи — картины, изображения, рисунки и портреты императора // Петербург центр. [Электронный ресурс]. URL: https://peterburg.center/ln/petr-i-velikiy-v-zhivopisi-kartiny-izobrazheniya-risunki-i-portrety-imperatora.html (Дата обращения: 10.11.2020).

[14] Памятник зодчим и монумент первостроителям Петербурга — Как ощутить себя строителем? // Петербург центр. [Электронный ресурс]. URL: https://peterburg.center/story/pamyatnik-zodchim-i-monument-pervostroitelyam-peterburga-kak-oshchutit-sebya-stroitelem.html (Дата обращения: 12.11.2020); Андреас Шлютер // Archiprofi. [Электронный ресурс]. URL:  https://archiprofi.ru/journal/detail/20-maya-rodilsya-andreas-shlyuter/  (Дата обращения: 12.11.2020).

[15] Петербург Петра I в иностранных описаниях / Сост. Ю.Н. Беспятых. СПб.: Наука. 1991. 280 с.

[16] Письма и бумаги императора Петра Великого. СПб.-М.: Наука, 1887-1977. Т. 7. 370 с.

[17] Пушкин А.С. Медный всадник. М.: Наука, 1978. С. 8-9.

Добавить комментарий