Александр Соколов о популяризации науки
Как наши соотечественники воспринимают историю, почему так доверяют псевдоучёным и как представляют себе работу академического историка? На форуме «Учёные против мифов XI», который состоится 19 октября в Москве, снова будет несколько докладов, посвящённых истории. Одному из организаторов форума – Александру Соколову – постоянно приходится мониторить общественное мнение и следить за мифами, которые будоражат интернет. Михаил Родин решил взять у него интервью и обсудить проблемы популяризации истории.
На твой взгляд, насколько сейчас отличается образ истории у простых людей (условная «народная память») от научной картины прошлого?
Ты сам понимаешь, что народная память – это у папуасов народная память. А у нас это кавардак из того, что люди слышали в школе, читали в книжках, в блогах. Сейчас добавился ещё и всякий ютьюбовский булшит в огромном количестве. Но я никаких социологических исследований на эту тему не проводил, могу судить только по комментариям в интернете к нашим материалам. Думаю, что есть значительное число людей, которые относятся к истории доброжелательно, но есть и люди, которые интересуются всякой псевдоисторией – у них каша в голове, и чего там только не намешано, начиная от славян много тысяч лет назад, заканчивая ядерной войной в XIX веке. Есть ещё любители реконструкции, которые обычно чуть более осведомлённые, но, я так понимаю, их меньшинство.
Мне кажется, что в последнее время научпоп «на марше», и народ активно следит за самыми последними достижениями естественных наук. А есть ли аудитория, которая с таким же интересом следит за новостями в исторической науке?
Во-первых, по поводу научпопа ты сам понимаешь: это довольно узкая прослойка.
И какая-то часть, да, интересуется историей. Я тебе могу сказать по нашему паблику, какие публикации вызывают интерес. Например, когда мы постим фотографии антропологических реконструкций внешности людей разных эпох. Это стабильно вызывает ажиотаж. Каждый сразу становится специалистом, который лучше антропологов знает, как должен был выглядеть этот человек. Наши читатели видят «живые» лица людей, которые жили несколько тысяч лет назад, и им сразу становится интересно. Если это женщина, так особенно интересно.
Кроме того, естественно, всех интересуют новости об истории нашей страны. Например, только что опубликовали новость о находке санитарных погребений защитников Ярославля, которых порубил Батый во время осады. И тут же появляются комментарии: «А я из Ярославля!» Понимаешь, человек увидел свой город – и ему стало любопытно. То есть какой-то интерес есть, но понятно, что он не систематический. Мне кажется, что аудитория, которая была бы увлечена именно исторической наукой, очень небольшая.
А как ты относишься к такой ситуации: в разных научно-популярных пабликах есть грамотная, хорошая, подготовленная аудитория, но когда заходит речь про историю, очень часто эти же люди начинают говорить о том, что история – это не наука, вообще это всё бессмысленно и т. д. Сталкивался с таким?
Конечно, сталкивался. Постоянно кто-нибудь придёт и обязательно напишет: «История – не наука». Такой стереотип распространён прежде всего среди далёких от истории людей. Но часто появляются и те, кто им объясняет, почему они неправы. То есть как минимум есть другая сторона, которая в том числе благодаря просветителям, нашим стараниям, твоим, других популяризаторов истории учит по-другому относиться к истории. Это хорошо. Надо этим стараться заниматься.
Вот на твой взгляд, как они вообще себе представляют, что это такое – историческая наука?
Понимаешь, есть совсем такие народные представления: есть учёные, которые механически, не задумываясь, переписывают летописи «как их научили» – просто транслируют устоявшуюся точку зрения. Есть ещё ангажированные историки, которые фальсифицируют историю на потребу дня. Есть археологи, которые либо ищут клады, либо тоже состоят на службе у официальных историков, поэтому, соответственно, они ищут только то, что надо, а то, что не надо, игнорируют или закапывают обратно… Но хорошо, что появилась и другая точка зрения на историческую науку, которая ближе к действительности, и она начала распространяться. Правда, я не могу привести статистических данных.
Ну а как по твоим личным ощущениям – насколько изменилась ситуация за последнее время?
Я считаю, что изменилась. Появились сообщества людей, которые интересуются историей и с уважением к ней относятся. Я имею в виду прежде всего завсегдатаев научно-популярных мероприятий, посетителей музеев, выставок, реконструкторских мероприятий. То есть эти люди есть, и есть контент для них, что важно. А раз есть контент, то растёт и круг тех, кто его потребляет. Особенно хорошо, если это дети, подростки. Мы ходили, например, на исторический фестиваль в Нижнем Новгороде, там была кузница: стоит мужик и кольчугу делает. Любой ребёнок может подойти, ему дадут молоток, разрешат постучать, и они с кузнецом вместе что-нибудь смастерят. Это мне кажется очень важным с точки зрения позиционирования истории.
Вы на том же УПМ активно генерите исторический контент. Как вы выбираете, что сейчас нужно, какую тему поднять?
У нас вообще история представлена на форуме потому, что это интересно нам, организаторам. Потому что понятно – если бы мы шли только на поводу у потребителей, наше мероприятие давно превратилось бы в форум про медицину. Потому что лженаука в медицине людей волнует по понятным причинам гораздо больше, чем лженаука в истории. Но у нас, тем не менее, подход такой: мы, во-первых, перед каждым форумом проводим анкетирование и собираем темы. Во-вторых, естественно, следим за медиапространством – какие темы стали актуальны.
На этом форуме будет доклад про формирование культурного слоя. Откуда взялась эта тема?
Очень много людей, которые пишут в комментариях к нашим видео всякий бред, связанный с культурным слоем. У нас ведь уже был доклад про культурный слой, его делал археолог Павел Колосницын. Но он явно не всех убедил, более того, у людей так сильно пригорело, что они даже записали ответное видео. И мы поняли, что, во-первых, тема будет иметь спрос, во-вторых, что она не закрыта. Это проблема любой науки: обыватель не понимает, как происходят некие естественные процессы.
Вот это важно, да.
Это как с биологией: обыватель не видит эволюцию – значит, нет никакой эволюции. То же самое и здесь: обыватель не видит, как культурный слой формируется. То есть он замечает, конечно, как люди мусор бросают, но он не наблюдает, как из мусора образуются метровые отложения. Значит, этого быть не может.
Во-вторых, история изучает эпохи, люди в которых отличались от современных и вели себя по-другому, инфраструктура была другая, общество другое, запросы другие, взгляды другие. А человек, естественно, на любую эпоху примеряет себя современного и всё, что вокруг. Вот сейчас есть канализация – значит, всегда была канализация. Сейчас строительный мусор вывозят из города – значит, всегда вывозили. И он не понимает, как люди могли построить красивый собор, но при этом дерьмо текло по улицам, условно говоря. И строительный мусор не вывозили из города, а разравнивали по соседним квадратным метрам – и так сойдёт.
Я к чему клоню: если специалист-историк посмотрит на список исторических тем, которые сейчас представлены на форуме, ему покажется, что это полный бред, высосанные из пальца проблемы, которые в принципе не могут людей интересовать. Но, судя по всему, это не так.
Это, опять же, современная проблема – огромный разрыв между специалистом и даже другим специалистом из смежной области, не говоря уже про обывателя. Даже специалист из смежного направления уже не знает, что происходит в соседней области, потому что для этого нужно учиться много лет. А обыватель не знает, как формируются отложения, для него это неочевидно. А если неочевидно, значит, нужно сделать усилие, чтобы понять. Тут появляется какой-нибудь фрик, слесарь с каналом на YouTube, и он даёт простое объяснение, которое напряжения для понимания не требует, а заодно подбрасывает конспирологический довод – как некий вирус. Сложные вещи не объяснить за пять минут, а тут человеку дают простую формулу плюс объяснение, что на самом деле его обманывают. Всё это вместе – информационный ВИЧ.
Это мракобесие, которое даже лженаукой не назвать, потому что там науки нет в принципе, упростилось до уровня даже не комиксов, а разговора на лавочке: «Ты видишь фото? Вот смотри, несколько домов сгорело. А почему деревья вокруг не сгорели? Они же должны были сгореть. Значит, дома были уничтожены инопланетянами». И этот разговор не выдуманный – это реальная история, которую я вчера услышал.
Наука требует труда, а людям нужен простой ответ здесь и сейчас. Вот они этот лёгкий суррогат и получают. Так это работает.
В общем, работы много! Давай бороться дальше.
***
19 октября на форуме «Учёные против мифов XI» здравый смысл в сфере истории будут отстаивать:
Александр Сыроватко – к. и. н., директор Коломенского археологического центра. Автор около 160 научных работ, в том числе монографии.
Тема выступления – «Что скрывают археологи под многометровым культурным слоем? Или почему “дворники прошлого” не вывозили мусор?»
Василий Новиков – к. и. н., руководитель отряда объединённой Смоленской экспедиции на территории Гнездовского комплекса, начальник отдела археологии компании «Энерготранспроект», автор блога «Дневник занятого археолога».
Тема выступления – «Могла ли существовать сверхцивилизация древности?»
Игорь Дмитриев – д. х. н., историк науки, профессор кафедры философии науки и техники философского факультета СПбГУ, директор Музея-архива Д. И. Менделеева СПбГУ.
Тема выступления – «Так за что же судили Галилея? Мифы о великом физике, астрономе и… еретике».