Да-да! Это тот самый меч, без которого сложно представить себе бравого викинга.
И не только викинга.
В конце первого — начале второго тысячелетия каролингский меч был самым распространенным типом клинкового оружия на территории современной Европы. Даже памятник, воздвигнутый на берегу Норвегии в честь ее первого короля, представляет собой три гигантских каролингских меча.
Каролингскими их назвали уже в наше время, в честь династии Каролингов, правителей франкской державы. Однако, само по себе, название меча в честь августейшей семьи довольно условно.
Это только кажется, что вот были на престоле Меровинги, и мечи были меровингские. А затем пришли Каролинги – и сразу стали каролингские. На самом деле, история меча пишется не модой и указами королей, а войной.
Так, например, каролингский меч появился не с началом новой династии, а уже под закат ее правления. Эфес нового типа меча был проще в сборке и дешевле в декоре, нежели меровингский. Такое оружие стало доступным широкому кругу воинов.
***
Гигантский каролинг и убойная мощь меча
Самый большой каролингский меч был найден в СССР во время раскопок кургана Гульбище под Черниговом. Его общая длина составляет один метр и 26 сантиметров, а ширина клинка (у гарды) шесть сантиметров.
Остальные каролинги в длину, как правило, не превышали метра.
Клинок меча каролингского типа делался скругленным, вовсе не рассчитанным на колющий выпад. Основная его мощь крылась в страшных рубящих ударах.
По середине клинка шел дол, то есть прокованная с обеих сторон клинка ложбинка. В разное время она была разной ширины и длины. В нашем случае дол был очень широким и шел во всю длину клинка, уходя под гарду.
Часто можно услышать, как дол называют кровостоком. Дескать, без него не получалось отвести кровь из раны и это здорово усложняло жизнь владельцу меча.
Полная чушь.
Знакомьтесь: американский кузнец Kris Cutlery. Он хозяин фирмы по производству холодного оружия, занимается этим бизнесом с 1984 года.
Сегодня в его руках каролингский меч. Обратите внимание на то, как легко рассекает он пластиковые бутылки с водой.
[youtube]swfWhypUK6s[/youtube]
Как видите, при такой рубящей мощи думать о спуске крови по меньшей мере мелочно. Однако дол оказался одним из самых важных элементов, которые знает история меча. Прокованная в клинке ложбинка укрепляла его и при этом делала само оружие легче.
***
Каким стал эфес меча
Как я уже говорил, сильнее всего в конструкции меча изменился его эфес.
Совсем недавно трехчастная гарда меча стала делаться монолитной планкой, по-прежнему короткой. Она скорее служила упором для руки, нежели защитой от ударов врага.
А вот навершие, которое состояло из трех частей, упростили и стали делать из двух.
Одна часть выступала в качестве платформы, а вторая — фигурная верхушка — крепилась к ней. Внешне она могла быть совершенно разной, поэтому эфес меча каролингского типа один из самых живописных:
Обратите внимание на тип I. Все вышесказанное про составные гарды мало к нему относится – но это то самое исключение, которое призвано подчеркивать правило.
Мечи этого типа называют «народными» образцами, поскольку они выглядели скромнее прочих. Однако даже их старались украсить – ведь оружие это душа воина.
***
Эфес меча — простор для художника!
В украшениях каролингских мечей активно использовали медь и серебро, часто покрытые чеканкой. Ну, или гравировкой, в виде переплетающихся узоров, иногда подчеркнутых с помощью чернения.
Часто эфес меча украшали просто квадратами, либо вертикальными полосками меди и олова.
Для этого всю украшаемую поверхность сперва покрывали сетью зарубок. А затем, с помощью молотка, в них заколачивали более мягкие и дорогие металлы. Например, золото и серебро, однако находилось место и для меди, латуни, олова.
***
Автографы древних кузнецов
Часто при расчистке клинка от вековой корки на нем удается прочитать надпись.
«Это звучит почти неправдоподобно, но волшебное свойство мет заключается в том, что в зависимости от сохранности и ухода они могут то исчезать, то появляться вновь. — Пишет легенда отечественного оружиеведения Анатолий Кирпичников. На его счету, кстати, не один десяток расчищенных древнерусских мечей. — Даже на полосе, очищенной от коррозии, начертания почти неразличимы.
Лишь после применения специального травителя — быстродействующего реактива Гейна (медь, хлористый аммоний) — перед удивленными глазами присутствующих, словно из небытия, всплывали начертания, которые оживляли вещь, заставляли ее рассказывать свою историю. «
Такие клейма, древние знаки торговых марок, конечно же, не были обязательны к нанесению. Поэтому их удалось обнаружить лишь на каждом втором мече 10 — начала 11 веков — разумеется, речь о расчищенных клинках.
Что нам дают клейма?
Знания о том, насколько популярны были каролингские мечи, где ими сражались. История меча знает случаи, когда оружие, судя по клейму, откованное в районе Рейна, обнаруживалось на берегах Волги:
Вот один из способов, которыми древний мастер мог нанести клеймо на клинок меча.
Сперва, с помощью зубила, он вырубал клеймо в клинке. Затем нагревал его добела и в свежие борозды заколачивал кусочки холодной проволоки, образуя буквы или знаки.
Когда клинок остывал, он снова нагревал его , после чего аккуратно «проглаживал» клеймо ударами молота . И только тогда полировал клинок окончательно.
Известно множество разных видов клейм, чаще всего их основой становилось некое слово или имя. Судя по находкам, в те времена самым распространенным было клеймо мастерской Ulfberht.
***
Клинок меча с надписью +Ulfberht+
Это имя – Ulfberht, несет на себе каждый пятый из найденных в Норвегии, Финляндии и России мечей. Всего — более 115 штук, причем совершенно разных. По формам эфеса их можно отнести аж к 14 разным типам!
Несмотря на то, что мечи от Ulfberht находят по всей Европе, и даже в самых дальних уголках Поволжья, производились они кучно в одном районе. Лингвисты предполагают, что центр их производства располагался на среднем Рейне, где-то между Майнцем и Бонном.
Недалеко от этих мест, кстати, находится городок Золинген, знаменитый своими клинками.
Сейчас уже не вызывает сомнений, что название Ulfberht принадлежало целой сети кузниц. Об этом говорит тот факт, что мечи от Ulfberht выпускались на протяжении нескольких столетий. А судя по количеству подделок, они имели репутацию лучших в Европе.
«Секрет фирмы» кроется в особых клинках.
Как показали исследования 1889 года, в мечах Ulfberht было 0,75 % углерода, тогда как в клинках конкурентов содержание углерода оставалось в пределах 0,4-0,5 %.
Был ли таинственный Ulfberht гениальным металлургом, или это результат опытов целой команды кузнецов, работавших под раскрученной торговой маркой, мы к сожалению, уже не узнаем.
Я тут обмолвился о подделках оружия. Поясню.
В Англии, в реке, нашли меч, откованный уже под занавес эпохи викингов. На одной стороне клинок меча украшало имя Ulfberht , написанное, впрочем, с ошибкой. А на другой красовалось (также, искаженное) имя другого великого кузнеца, Ingerli.
***
Не только имя кузнеца…
Впрочем, только именами клейма не ограничивались. Каждое четвертое обнаруженное клеймо состоит из непонятных нам символов. Они, как правило, незамысловаты — круги, костыльные кресты, подковообразные фигуры, S-видные завитки.
Есть версия, что мечи с символическими знаками могли происходить из какой-то особой каролингской мастерской, а сами знаки имели как маркировочное, «фирменное», так и магическое значение.
***
Вот что интересно: иногда на мечах все же встречается имя владельца. О том, что это именно владелец – сообщается особо. Так, в Норвегии был найден меч, откованный еще на заре эпохи викингов. Клинок меча снабжен надписью «Я принадлежу Тормуду». Вероятно, этот меч с самого начала делался специально для Тормуда.
В более поздние времена, в XII–XIII веках, также встречались мечи с именем владельца на клинке. Но сегодня еще рано говорить о них, дождемся, когда придет черед статьи о мечах рыцарей.
А я поставлю здесь запятую, что бы не утомлять вас чтением.
Продолжение следует — вот ссылка на него
http://proshloe.com/istoriya-mecha-3-karolingskij-udar-ch-2.html
Литература
- Анатолий Кирпичников «Древнерусское оружие», том 1;
- Анатолий Кирпичников «Мечи с надписью ULFBERHT в Северной Европе»
- Эварт Окшотт «Археология оружия»;
- «Славяне и скандинавы» (Под ред. Е. А. Мельниковой);
- Коллектив авторов «Всадники войны»
Продолжение. Начало в статьях Гладиус и спата и Великое переселение народов
Интересно, что за надпись обнаружена на так называемом мече Святослава, выловленном из Днепра? Она видна только в рентгеновских лучах — http://reporter-ua.com/2012/11/30/mech-knyazya-svyatoslava-vernetsya-na-zaporozhskuyu-zemlyu-v-kontse-dekabrya
Насмотревшись вашего сладкого видео с рубкой испытал свои мечи.
1) Катана — половинит бутыль без проблем.
2) Каролинг — отбрасывает бутыль.
3) Рыцарский двуруч — отбрасывает бутыль.
4) Меч тамплиеров одноруч — отбрасывает бутыль.
5) Бургундский меч одноруч — отбрасывает бутыль.
6) Чинкуэда — половинит, но с трудом.
Испытания проводились с 2-ух литровой бутылкой из под кваса.
Ух ты! Вот это у вас арсенал!
А бутылка пустая была или с водой?
Катана и должна половинить бутылки, без хорошей режущей кромки и полировки она — кусок металлолома. С мечами сложнее. Там важную роль дополнительно играет постановка удара и его тренировка. У прямого клинка постановка удара несколько иная, чем у изогнутого. Лезвие при ударе должно идти строго перпендикулярно разрубаемой поверхности, без малейших скосов и съездов, в отличие от изогнутого клинка, у которого при ударе идет подрез. Поэтому неудивительно, например, когда катанщики сходу не могут добиться толкового результата, используя реплики хороших средневековых мечей. Но в боевых условиях они наверняка заговорили бы по-другому, мечи существенно легче переносят сложности боевой эксплуатации, и возможности у них шире, чем у катаны. Правда и отработку этих возможностей простой не назовешь.
Тема Ульбертов и («Ульфбертов» тоже) относительно неплохо раскрыта в фильме «Секреты меча викингов». Кстати, там частично показана и специфика боевого меча в исполнении Клеменса. В частности, возможность рубки соломы затупленным мечом. Возможно, солома слишком сухая, но мы смотрим рубящие свойства клинка, а не состояние режущей кромки, которое очевидно (отблеск на кромке и лохмотья на разрубе у некоторых соломин). Спецы по боевому фехтованию изводят на тренировках не один центнер дерева. По тому же Клеменсу (попадался в интернете частичный перевод его книги), рубка — один из самых важных элементов тренировок. Но и результаты впечатляют. Интересно, можно ли чего-то аналогичного добиться от затупленной катаны? Особенно при ее широком профиле поперечного сечения. Вопрос неоднозначный, но важный, поскольку в боевых условиях идеальная режущая кромка долго не живет, а ее поддержание заточкой и полировкой быстро изнашивает как клинок, который стоит недешево, так и нервы владельца.
Но тут честно говорю, не специалист по катане. Например у меня вызывает кучу вопросов её возможное боевое применение. Такое впечатление, что ее назначение ближе к европейским фехтовальным легким шпагам и рапирам в те времена, когда доспехи, и тем более щиты, уступили дорогу огнестрельному оружию. В общем, вспомогательное оружие позднего средневековья, с ужасом относящееся даже к легким щитам с оковкой, и уж тем более к металлическим доспехам.
Таким образом, несмотря, что катаны широко разрекламированы, европейские мечи заслуживают большего внимания.
В Японии доспехи в 16-17веках как и в Европе никуда не исчезали и даже больше того, усилились где-то с середины 16века под влиянием европейцев же с которыми наладился торговый контакт. В это время самураи стали охотно использовать цельнокованые, противопульные испанские кирасы с ребром или ковать что-то похожее, шлемы тоже стали монолитнее и похожи на шишаки . Катана при этом не собиралась ни исчезать ни превращаться в кончар или шпагу или тяжелый двуручный меч и продолжала сопровождать часто менявшуюся моду на защитные доспехи и развивающееся огнестрельное оружие.
Спасибо за статью. Вопрос: на приведённом рисунке клинка я вижу надпись » + ULFBERH + T «. Почему же даётся её слитное написание ULFBERHT? Или на разных клинках разная техника исполнения надписи? Вот в этой статье http://ludota.ru/legendarnye-oruzhejniki-1-kuznets-ulfbert.html, буква «Т» тоже не чёткая и ещё просматривается «О». Может это что-то вроде «УЛФБЕРХ И Т.ОВАРИЩИ», или «Т. УЛФБЕРХ»?
Действительно, есть вариативность. И не только здесь, есть и другие примеры. Например «Ингелри» и «Ингерли» — это как бы один кузнечный бренд, но написанный чуть по разному http://ludota.ru/legendarnye-oruzhejniki-1-kuznets-ingerli.html. Такая практика была довольно частой, но как-то так повелось, что это все считается за единый бренд, независимо от вариативности написания. Хотя ваша версия, Ярослав, тоже не лишена основания и возможно буквы отсекались крестом не просто так.