Как ни хорош был каролингский меч, но ко второй половине XI столетия он устарел.
Дело было в развитии технологий. Прогресс повлек удешевление доспехов и воины стали носить броню чаще, чем их отцы и деды.
Но враги этих воинов делали тоже самое. А поскольку по обе линии фронтов применяли одинаковые доспехи, то вскоре тем и другим потребовались мечи, способные их пробивать. Словом, замкнутый круг.
Так появился одноручный меч, который мы знаем как романский. В длину он не превышает метра, а весит в пределах килограмма — килограмма с небольшим.
Это оружие с прямой, реже изогнутой, гардой и навершием, сделанным из одного куска металла. И самое главное — оно адаптировано для колющих ударов и неплохо пробивает кольчуги.
За один раз о нем и не рассказать, поэтому статья будет опубликована в три приема. Начнем с технологий.
Почему ушел дамаск?
В эпоху романского меча клинки стали ковать по-новому.
Прежде кузнец брал множество железных прутьев, связывал их в пучок и ковал до тех пор, пока они не станут монолитной массой.
Затем он еще несколько раз перекручивал этот монолит сам в себе и снова проковывал его вдоль и поперек. Такой метод называют «узорчатой ковкой» или «ковкой дамасской стали».
Теперь же кузнец создавал железный, как бы обернутый снаружи слоем стали, клинок. Железо дарило мечу упругость и эластичность, а сталь — крепость и способность гораздо легче прорубать дорогу во вражеском строю. Такой способ называется ламинирование клинка.
Новые технологии упростили ковку мечей, и сделали этот весьма ходовой товар еще более дешевым. Впрочем, смена технологий не прошла одновременно и повсеместно. Старых методов дольше других держались в Прибалтике, Польше, Скандинавии, а так же на Руси.
Дальше мы разберем романский меч также, как это делают лучшие анатомы — по косточкам. Состоит он из клинка и эфеса.
В эфесе выделяют гарду (она же — перекрестье или крестовина), а так же рукоять и навершие, почему-то прозванное в народе яблоком. Именно из-за длины эфеса мы и говорим, что наш сегодняшний герой — одноручный меч.
Как ни крути, но десять с небольшим сантиметров рукояти совсем не подходят для того, чтобы держать меч в бою двумя руками.
Так значит ли это, что каждый «роман» — изначально одноручный меч? Конечно же нет. В следующих статьях мы рассмотрим его модификацию, известную как «меч войны». Этой разновидностью романского меча воины сражались хватом «в полторы руки» — то есть, то одной, то двумя руками.
Анатомия романского меча. Навершие
По своей форме, навершие — то есть набалдашник, венчающий рукоять меча, было очень простым. Делалось оно из железа или бронзы, но иногда на изготовление наверший шли горный хрусталь, яшма или другие материалы.
Этот превосходный меч принадлежал когда-то королю Санчо IV Кастильскому. Как видно на его примере, эфесы, а иже с ними — навершия, могли украшать драгоценными металлами, гравировкой или гербами.
Самым популярным видом навершия у романских мечей был диск. Сперва плоский, с распространением более тяжелых клинков он и сам стал более массивным, приобретя выпуклую форму.
Анатомия романского меча. Гарда
В прошлое, вместе с каролингскими мечами, ушли и их толстые короткие гарды. На практике они служили скорее ограничителем и упором для пальцев, нежели защитой руки от ударов противника.
В романском же мече защита кисти стала важной функцией гарды. Она вытянулась в длину и стала тоньше, а для большего изящества ей придавали сложную форму. Кстати, это справедливо как для одноручных мечей, так и для «полуторных», которые по сути повторяли их форму.
Интересно, что в первой половине XIII столетия большинство гард были круглыми в сечении, а в следующие сто лет — квадратными.
В сечении гарда рыцарского меча была или круглой — как мы уже говорили, или восьмигранной. Она могла сужаться к концам или наоборот, расширяться, приобретая форму галстука-бабочки.
Концы гарды делали в форме звериных голов или сплющенными, что позволяло ткнуть ими противника в лицо во время ближнего боя.
Большинство гард романских мечей можно свести к нескольким типам, что уже давно сделали историки-оружиеведы. Они заметили, что один и тот же тип гарды встречается не только в прямом варианте, так что меч напоминает крест, но и в изогнутом.
Изогнутая гарда, конечно же, не слишком соответствует религиозному символизму. Но иногда такая форма бывает весьма на руку, например — в конной рубке, когда меч во время удара «доводят» кистью до цели.
Остается добавить, что на гарды, как и на навершия, так же могли наносить разного рода надписи, преимущественно — религиозного характера. Например, фразы из молитв. Об этом попозже.
Анатомия романского меча. Клинок
Клинок романского меча был в среднем шириной пять сантиметров. По клинку с обеих сторон шла продольная канавка — дол, но уже не такая широкая, как на каролингском мече. Он не доходил до острия на целую четверть клинка, а в некоторых случаях — даже наполовину. Одно лишь оставалось неизменным — дол всегда начинался под гардой и обмоткой рукояти.
И, конечно же, меч романского типа имел острие, предназначенное для колющего удара по противнику.
Хроники Средневековья сохранили несколько похожих эпизодов, повествующих о том, как рыцарь зажимал меч рукоятью под мышкой и, разогнав коня, врезался в противника, используя меч как копье.
***
Здесь мы ставим запятую. Продолжение следует.
В следующей статье мы расскажем про технологию сборки романского меча и про то, как его носили.
А затем про его историю на Руси.
Чтобы не пропустить все самое интересное — подпишитесь на нашу рассылку.
Продолжение статьи — безо всякого спама — упадет аккурат в ваш электронный почтовый ящик.
Читайте все статьи сериала «История меча»
Использованы фото
- Jeff Helmes
- One lucky guy
- Carl Koppeschaar
- анонимные, социальная сеть «Вконтакте»
Что скажете об этом образчике: http://polit.ru/news/2015/08/07/ps_sword/ ?
Надпись сохранилась отлично. Но расшифровать немогут.
Очевидная совершенно надпись, журналисты сенсации напускают. Это очень широко распространенный тип надписи. На меч нанесена аббревиатура, сокращенная по первым буквам молитва или посвящение. Ее текст надо переводить с латыни.
Что интересно — на британском сайте они приводят надпись: +NDXOXCHWDRGHDXORVI+
В центре «WDR». Хотя похоже, что это не R, а U. Начертание такое же как в фразе SES PETRNUS
Вот если честно, по латыни в университете у меня был трояк. Однако примерно представляю, что надо делать. Надо смотреть первоисточники того времени. Наверняка фрагменты этой надписи встречаются и в других вариантах, имеющих расшифровку.
Это да. Текст 100% религиозный. NDX = Nomine Domini Christi Думаю какой-нибудь ваиканский священник-буквоед должен тут увидеть соответствия