Продолжаем рассказывать про самый рыцарственный из всех типов меча — романский.
Начало — по ссылке, а что касается окончания, то всему свое время. Пока же ограничимся ссылкой, которая выводит за один раз все статьи сериал «История меча». Вот она — попробуйте как работает.
Как собирали меч
Cперва оружейник надевал на клинок со стороны хвостовика гарду. Затем он делал рукоять меча. Для этого мастер брал подходящий по длине деревянный брусок и просверливал в нем сквозное продольное отверстие.
Теперь следовало неподвижно закрепить клинок и нагреть докрасна его хвостовик. Когда тот становился багровым, оружейник начинал натягивать на него брусок. В итоге тот прожигал себе в бруске канал, который идеально совпадал с формой хвостовика.
Когда брусок был надет на хвостовик, оружейник обстругивал его, придавая рукояти меча форму. Она могла сужаться от гарды к навершию, либо иметь бочкообразную или еще какую-то форму.
Другой способ заключался в том, что оружейник вырезал из дерева две дощечки и проделывал в каждой канавку шириной сантиметра в два, после чего обжимал ими заготовку рукояти. Оставалось пустить поверх деревянной части кожу и дело было в шляпе.
Один из самых популярных способов сделать это выглядел так. Оружейник вырезал из тонкой кожи прямоугольник и сшивал его в форме трубы. Затем он промачивал ее водой и, пока та поддавалась растяжению, натягивал ее на рукоять. Высохнув, кожа намертво сжималась вокруг дерева.
Убедившись, что рукоять меча правильно смонтирована, мастер брал навершие и надевал его на хвостовик. Хвостовик всегда делался длиннее, чем планировалась рукоять, поэтому всегда возвышался над навершием. Когда навершие вставало на свое место, оставшийся хвостовик плющили молотком:
Интересно, что иногда расплющенный конец хвостовика не заколачивали в навершие, а формировали в виде шипа и он достаточно сильно выступал наружу.
Ножны меча романского типа
В Средние века никогда не носили меч за поясом. Оружие, хотя и не жалели в бою, но в мирное время тщательно берегли. Поэтому ножны, в которых клинок был защищен от царапин и влаги, были обязательным элементом воинского снаряжения.
Делали их из двух дощечек, имеющих вырезы по форме клинка — технология практически повторяла изготовление рукояти меча. Дощечки соединяли вместе, склеивали, а сверху натягивали сшитый в форме ножен кожаный чехол. В чехле были заранее сделаны прорези под перевязь, о ней — чуть попозже.
Иногда ножны снабжали металлическими элементами, укреплявшими конструкцию. Например на кончик ножен одевали простую металлическую оковку — «наконечник». Укреплять могли и его обратную сторону — «устье». Задачей того и другого была защита ножен меча от механических повреждений.
Ножны меча романского типа по своей конструкции не отличались от ножен для мечей других типов, например, каролингского. Основные отличия были в креплении портупейных ремней и в оформлении металлических элементов. Например, ножны меча каролингского типа мог украшать вот такой наконечник:
В эпоху же, о которой сейчас речь, подход стал проще.
Ножны меча св. Мартина (1280 год) за прошедшие века сгнили и от них остались одни только металлические накладки. Конечно, накладки не самые простые и сделаны с большим художественным вкусом, однако если сравнивать их со временами викингов, то они просто верх скромности!
Кстати, накладки на устье ножен были не самым распространенным вариантом. Например, гораздо чаще встречался вот такой вариант, в котором металлические накладки на устье ножен просто не находили себе места:
Как носили романский меч
Ножны крепились на поясе с помощью портупеи. Самым живописным ее типом был тот, где ремешки разной ширины буквально оплетали ножны, пересекаясь друг с другом. Пряжек при этом часто не делали и портупея фиксировалась простым завязыванием хвостов на узел.
Развязать такой узел нетрудно — кожа достаточно эластичный материал, при этом сам по себе он не развязывается. Однажды у автора этих строк лопнул один из ремешков, оплетавших ножны. И оказалось, что они все равно исправно держатся на поясе вместе с мечом. Древняя схема, придуманная больше тысячи лет назад, с честью прошла этот спонтанный краш-тест.
Здесь мы опять ставим запятую,
и наш следующий рассказ будет про историю романского меча на Руси.
Использованы фото
- Оуэн Бланш
- yeoldegaffers.com
- Jeff Helmes
- Albion Swords
- Ольга Немкова
Читайте все статьи сериала «История меча»
Ну вот, рассылка сработала и я благополучно перешла к статье. Очень интересно! И очень жаль то нет возможности сделать ссылку на лиру, наше лиру как всегда отстаёт. Спасибо за статью.
И вам, Екатерина, спасибо за верность)))
А что касается Лиру, это в планах. Просто делать фигню не хочется, а по-нормальному — над этим надо работать. Давайте загадаем лиру деду Морозу,а? )))