Как стреляли из лука в средние века? Наиболее верный ответ “по-разному”.
Например, анонимный автор византийского трактата VI века “О стратегии” сообщает, что есть три способа захвата тетивы:
- тремя средними пальцами;
- большим пальцем (большой палец тянет тетиву указательный лежит поверх большого);
- указательным пальцем (большой лежит поверх указательного).
Автор рекомендует всем лучникам владеть всеми способами натяжения тетивы и менять их, когда устают пальцы. Далее он сообщает, что тетиву можно тянуть к уху, к шее или к груди. Как мы видим, даже в одной стране и в одну эпоху существовало множество способов стрельбы.
По-персидски, по-ромейски, по-средиземноморски и по-монгольски
В трактате “Стратегикон” приписываемом Маврикию (Византия, VI век) говорится, что лучники должны уметь стрелять “персидским” и “ромейским” способом.
Доктор исторических наук Владимир Васильевич Кучма (именно он занимался переводом «Статегикона» на русский язык), приводит версию, что персидский способ – это захват тетивы тремя пальцами, а ромейский – большим и указательным.
Сейчас захват указательным, средним и безымянным (или средним и указательным) принято называть “средиземноморским”
А вот захват тетивы большим пальцем, поверх которого лежит указательный (или указательный и средний) принято называть “монгольским”.
Есть тысячи средневековых изображений лучников Средневековые. Изображения зачастую, весьма условны, схематичны, далеко не всегда в них соблюдаются пропорции. На многих изображениях лучники стоят в неудобных на первый взгляд позах. Можно доверять этим изображениям?
Изборник Святослава и последний индеец
Во многих случаях им можно доверять. Приведу пример.
В нижнем левом углу изображения нарисован лучник из Изборника Святослава (Киевская Русь 1070-ые годы)
Я был уверен, что это рисунок совершенно не реалистичен, особенно меня удивляло расположение стрелы между пальцами левой руки. Но однажды я увидел фотографию Иши – последнего индейца из племени Яхи, который всю свою жизнь добывал пропитание луком и стрелами. Хват, как видите, аналогичный.
Любители альтернативной истории, вероятно, сделали бы выводы о контактах древних славян с индейцами. Возможно, в этой версии даже фигурировали бы берестяные звездолеты и портал к звезде Сириус, или великая славяно-индейская империя на двух континентах
Я сделаю более реалистичные выводы: есть множество способов удержания тетивы и лука, но все же их число ограничено, поэтому, не стоит удивляться. Отмечу лишь, что оказывается рисунок из Изборника Святослава вполне реалистичен.
В Западной Европе
От Византии и Руси перейдем к западной Европе. Именно способы стрельбы из лука в средневековой Европе и будут главной темой этой статьи.
Чаще всего на изображениях мы видим такую картину. Тетива удерживается средним и указательным (реже тремя пальцами); кисть тянущей руки отведена за ухо, или к ключице; стрела лежит на опорной руке со стороны четырех пальцев (для правши – слева от лука).
Слева английские лучники из манускрипта “The Pageants of Ricard Beauchamp, earl of Warwick” написанного в 1480-ых годах.
Справа — современные английские лучники. Бородатый мужчина это Марк Стрентон, рекордсмен Книги рекордов Гинесса. Сила натяжения его лука 200 фунтов-сил.
Плюсы и минусы
Что можно сказать о таком способе стрельбы?
Преимущества.
Во-первых, чем дальше натягивается тетива, тем больше энергии запасает лук. И тем больше кинетической энергии получит стрела.
Очевидно, что при натяжении “за ухо” энергия, запасаемая луком, будет максимальна.
Во-вторых, мала вероятность того, что тетива заденет одежду или доспех. Даже шлем не создает при таком способе стрельбы серьезную помеху.
Недостаток.
Кисть тянущей руки может менять свое положение от выстрелу к выстрелу, располагаться чуть выше, ниже, левее или правее.
Это скажется на точности, ведь постоянство стойки – ключ в высокой кучности стрельбы. Расположение рук и головы должно быть однообразным, так же как у стрелка из ружья.
Без участия сознания
Вероятно, что при такой технике стрельбы, лучники стреляли чисто интуитивно, не целясь, примерно так же как мы кидаем снежки или камни ( прицеливание осуществляется как бы без участия сознания).
Хотя, нельзя исключать, что стрелки могли ориентироваться по наконечнику стрелы, плечу лука и тд. В арабском трактате XV века говорилось и о методах прицеливания.
Далее я приведу фрагмент работы кандидата исторических наук Александра Медведева “Ручное метательное оружие (лук и стрелы, самострел) VIII-XIV вв”. В книге содержится перевод фрагмента этого трактата { Arab Archery, стр. 51.}
“Первый способ прицеливания: наконечник стрелы устанавливается на одной линии с целью и визируется поочередно одним глазом и другим с внешней стороны лука (слева) и, наконец, нацеливается левым глазом.
Когда наконечник накроет цель, лучник немедленно пускает стрелу быстрым спуском тетивы.
Другой вариант этого способа состоит в том, что наконечник устанавливается на линии с целью, берется фокус обоими глазами, и прицеливание производится левым глазом с внешней стороны лука через наконечник на цель, тогда как правый глаз берет в фокус рукоять лука, которая полностью закрывает от него цель.
При этом голова держится прямо, а верхний рог лука немного склонен налево. Этот метод Абу Хашима аль Маварди, а также персидских лучников и царей, был, по словам автора арабского наставления, древним и универсальным приемом точного прицеливания, которого придерживался и он сам”.
Прикасаясь к лицу
Следующая группа изображений существенно меньше чем предыдущая.
Тетива удерживается средним и указательным (реже тремя) пальцами, пальцы тянущей руки касаются правой половины лица, примерно под глазом, иногда справа и чуть позади правого глаза. Стрела лежит на опорной руке со стороны четырех пальцев (для правши – слева от лука).
Слева фламандское изображение XV века, справа Фред Бир — легендарный охотник, основатель компании Bear Archery. На следующем рисунке слева — европейское изображение XV века, а справа — иллюстрация из Бестиария герцога Нортумберлендского, Англия XIII век.
Фиксация пальцев тянущей руки на лице позволяет располагать ее одинаково при каждом выстреле, что помогает в интуитивной стрельбе.
Кроме того, это позволяет использовать стрелу как прицельное приспособление. Такой способ стрельбы наиболее популярен сегодня среди тех, кто использует луки без современных прицелов.
Как навести стрелу на цель?
Идея в следующем. Если расположить стрелу под глазом по центру зрения, то способ прицеливания можно проиллюстрировать вот такими рисунками.
Рис. 1:
Рис. 2:
Недостатки: есть вероятность того, что доспех или одежда будут мешать, больше чем при вышеописанных способах, а шлем и вовсе может стать серьезной помехой. Кроме того, лук запасает меньше энергии, чем при растяжении “за ухо”, что впрочем, можно решить, если изначально взять более мощный лук.
Рука под челюстью
Частный случай из предыдущей группы это фиксация кисти тянущей руки под челюстью. В качестве иллюстрации опять два изображения.
Слева – еще одно фламандское изображение XV века, справа – легендарный английский коммандос Джек Черчиль, известный тем, что во время второй мировой войны применял лук и палаш в боевых операциях.
Мне известно всего лишь несколько подобных средневековых изображений. Но сейчас такую прикладку применяют все стрелки из классического (олимпийского) лука.
Она стала популярна среди спортсменов в первой половине XX века, когда на Олимпийских играх и чемпионатах мира еще стреляли из луков по конструкции близких к средневековым лонгбоу.
Впоследствии, классический (олимпийский) лук обзавелся, прицелом, анатомической рукоятью, полкой системой стабилизации.
Такая прикладка применяется и обладателями луков без прицелов, но гораздо реже, чем прикладка “под глаз”.
Кстати, вот интересный снимок. Энн Вебер Хойт демонстрирует наиболее распространенные современные прикладки.
Очень большой процент изображений показывает стрелу лежащей со стороны большого пальца опорной руки (для правши — справа).
Среди этих изображений можно выделить группу, где кисть тянущей руки как-бы сжата в кулак, я не сомневаюсь на этих рисунках монгольский захват тетивы.
А подробнее?
Вот смотрите. Слева итальянские лучники XV века. Справа современный лучник:
Подобный захват тетивы принято связывать с восточными народами, но как было изложено выше, он применялся и в Византии, а также на Руси.
На сегодняшний день в Японии и Кореи есть традиции стрельбы из лука, сохранившиеся со средних веков. Они держат тетиву “монгольским” хватом, стрела лежит на большом пальце опорной руки, стреляют интуитивно.
Тем не менее, такой способ стрельбы вовсе не исключает прицеливание. Снова приведу цитату из арабского трактата о стрельбе из лука в переводе Александра Медведева.
“Второй способ (прицеливание с внутренней стороны от лука): наконечник стрелы наводится на цель обоими глазами, затем тетива натягивается без отрыва глаз от цели и спускается, когда наконечник стрелы коснется большого пальца левой руки.
Другой вариант: правый глаз во время натяжения визирует цель через наконечник, левый глаз на рукояти лука. Спуск тетивы производится немедленно после того, как наконечник коснется большого пальца левой руки.
Этот метод очень точный для стрельбы на небольшое расстояние и пригоден для учебных целей.
Сторонники третьей точки зрения, т. е. визирования цели с обеих сторон лука, применяли следующий метод.Верхний конец рукояти лука держится на уровне носа, наконечник стрелы устанавливается на одной линии с целью, берется фокус обоими глазами: левый глаз с внешней стороны, правый — с внутренней стороны лука. Натяжение производится в горизонтальном положении на полную длину стрелы и быстрый спуск.”
Есть очень многочисленная группа изображений, где кисть тянущей руки отведена за ухо или к ключице. При этом, положение кисти тянущей руки напоминает средиземноморский хват, а стрела располагается на луке со стороны большого пальца опорной руки (для правши – справа от лука).
Вот, например, Англия 1330-ые годы.
А вот Фландрия, 1400-е годы.
Можно предположить, что если не на всех, то на некоторых подобных рисунках изображен все-таки «монгольский» захват тетивы, та его разновидность при которой свободные пальцы тянущей руки не поджимаются к ладони.
Сравните: слева — итальянское изображение XV века, справа — современный японский лучник. Но есть изображения, не укладывающиеся в эту версию.
Для меня этот способ стрельбы представляет загадку… и я не видел своими глазами лучников, которые стреляют так. Воспроизвести такой способ стрельбы у меня не получалось.
Тетива натянута к груди
И последняя, в данном обзоре, группа изображений.
Тетива натянута к груди, стрела лежит со стороны большого пальца тянущей руки. Захват тетивы в большинстве случаев изображен слишком условно, можно предположить, что встречаются изображения как “монгольского” так и ”средиземноморского хвата”.
1. Первый ряд, первое слева изображение. Континентальная Европа (IX-XI века).
2 Первый ряд, второе слева изображение. Уже знакомое нам, кстати — Изборник Святослава (1070-ые годы).
3. Первый ряд, третье слева изображение. Большая бургундская хроника Дибольда Шиллинга Старшего (1480-ые годы).
4. Во втором ряду. Гобелен из Байё (Англия, XI век)
Большой респект коллега — превосходная статья.
Не сторонник альтернативной истории, но берестяные звезолеты — это эпично!)
Браво автору!) статья отличная!
Большое спасибо за статью: чётко,коротко и ясно — для любителей вроде меня (в детстве постреливала из самоделки).
И вам спасибо за внимание к нашим статьям )))
Поначалу подумал, что будет, как всегда — много мифов, мало знаний.
Получилось наоборот, хотя мифов всё-таки есть…
Стрелять можно, накладывая стрелу с любой стороны — главное, каждый раз с одной и той же. У каждого положения есть свои плюсы и свои ограничения.
С японцем — ошибка, хоть и вполне естественная: он не держит пальцы свободными, у него достаточно тяжёлый лук, поэтому большой палец фиксируется тремя (указательный, средний, безымянный. В зависимости от силы большой палец перчатки-югаки может фиксироваться двумя или тремя пальцами. На европейской картине — изображение обычного трёхпалого «среднезаморского» хвата.