22.10.2012     4
 

Косметика Средневековья


Косметика средневековья – что она из себя представляла?
Смесь алхимии с колдовством или серьезную науку?
Мой сегодняшний собеседник не просто изучает средневековую косметику, но и, временами, экспериментирует с ней.

Знакомьтесь — Катя Аристова из клуба исторической реконструкции «Легенда» (Московская область, г. Ступино).

Привет Катя! Рад возможности обсудить на «Людоте» такую интересную тему.
Но, говорят, Средние века отличали антисанитария и грязь. Какая уж тут косметика?

Привет. Тема действительно интересная.

Начнем с главного.
Миф о том, что в средние века все люди ходили грязными, мылись раз в год, воняли и совершенно за собой не следили улетучится после первого же знакомства со средневековой косметической рецептурой.

Первым делом, ради поддержания красоты, дамам советовали именно мыться.
А благоухали они ароматическими смолами, травами и розовым маслом. Ассортимент косметических средств был довольно широк: кремы для смягчения кожи лица, тела, рук, средства для эпиляции и краски для волос, различные составы для чистки зубов и поддержания хорошего запаха изо рта.

 

Ясно. А когда и кем впервые была упомянута косметика?

Первое упоминание самого наличия косметики искать даже не возьмусь, ибо вещь эта очень древняя: люди разными способами пытались себя украсить чуть ли не с первобытных времён.

Древнейшие упоминания самой рецептуры найти проще.
Если говорить о европейской цивилизации, то первые записи по косметологии относятся к эпохе Античности.

Кое-какие средства для устранения кожных дефектов (ссадин, сыпей, раздражения от грубой одежды) описывает Гиппократ (V-IV вв. до н.э.) в трактате «О применении жидкостей».

Нам известно о факте существовании трактата «Косметика» греческого врача Критона (I в. н.э.) – в древности этот текст был очень популярен, но до нас, к сожалению, не дошёл.

Зато сохранился отрывок поэмы Овидия «Притирания для лица» (I в. н.э.), в котором рецепты изложены в стихах.

Овидий советует женщинам, хорошенько выспаться, чтобы освежиться, а после позаботиться о белизне кожи: натереться мазью из мёда, яиц, размятых луковиц гладиолуса и порошка из смолотых в муку ячменных и пшеничных зёрен, вики, толчёного оленьего рога. Поэт обещает, что лицо станет белее зеркала.

Ещё он упоминает румяна из лепестков мака и специально уточняет, что больше всего женщину красят хорошие манеры. Отдельные упоминания косметических средств встречаются также у Плиния Старшего (I в.н.э.) и Галена (II в. н.э.).

 

Какие приметы, суеверия, были связаны с косметикой в Средневековье?

Суеверие здесь тесно переплеталось с чисто бытовыми и вполне понятными страхами.

Очень ярко это иллюстрирует знаменитый отрывок из «Романа о розе», принадлежащий перу Жана де Мёна (1285 г.), в котором мы читаем, как старая сводня цинично рассказывает о женских ухищрениях («чарах» макияжа, наряда, кокетства), с помощью которых можно подчинить своей воле влюблённого.

В подобных «чарах» видели опаснейший обман, ведь несчастный мужчина, женившись на лгунье, выдающей уродливое лицо за прекрасное, получал, как правило, страшную, легкомысленную и сварливую супругу вкупе с перспективой стать подкаблучником.

Такое вот своеобразное злое «колдовство». В век, когда разводов практически не было, сами понимаете, дело страшное.

 

Ее делали сами или существовала целая ремесленная специализация, которая работала на продажу?

Такое ремесло было, но я пока не могу сказать, насколько оно было развито: мне пока не попадались никакие уставы цехов или гильдий «изготовителей косметики».

Есть, впрочем, подобные уставы банщиков, аптекарей и парикмахеров. Вероятно, представители этих трёх профессий вкупе с некоторыми лекарями и составляли круг специалистов в области косметологии.

В чем хранили косметику?

Большинство средств не хранили долго – консервантов тогда ещё не было, так что портились притирания быстро.

Однако, кое-что мы нашли в трактате «Тротула», который был написан предположительно в XII веке. Это медицинский трактат о здоровье женщин, в котором содержатся главы о том, как женщин украсить.

Хорошая философия: красота дамы – это часть здоровья. Благодаря замечательному переводчику Николаю Горелову, «Тротула» доступна на русском языке.

Так вот, в «Тротуле» есть совет хранить комочек подсохших белил завёрнутым в пергамен, который в данном случае использовали как своеобразный аналог полиэтилена.

Аптекарь и его снадобья, миниатюра XIV в.

Как сосуд для приготовления косметики частенько упоминается «горшок», логично предположить, что в каких-нибудь небольших горшочках готовые средства и держали.

Также мне попадались средневековые изображения аптекарей в окружении множества небольших баночек, которые прекрасно подходят для косметики. Их могли делать из глины, дерева, реже стекла – производство стекла было трудоёмко и недёшево.

 

Не все так просто

Была ли контрабанда косметики? Или другие криминальные случаи связанные с ней?

Не было какой-то острой необходимости ввозить косметику тайно и какой-то особой активности контрабандистов, соответственно, тоже.

А вот с пудрой и правда связана одна любопытная криминальная история.

В эпоху Возрождения жила знаменитая отравительница, некто Тофания. По легенде, эта дама продавала женщинам пудру, содержавшую хитро замаскированный мышьяк, с помощью которой можно было тихо и практически незаметно избавиться от «надоевшего» мужа.

 

Могли ли наказать за использование косметики?

Представители высшей светской власти были скорее потребителями косметики, а не её противниками.

Законы против употребления косметики принимали в XVII-XVIII вв., но, скорее всего, на практике они не всегда тщательно исполнялись. В основе этих законов были религиозные мотивы.

Церковь в средние века «наказаниями» не занималась, приговоры исполняли именно представители светской власти.
Христианской общине и её служителям, главным образом, надлежало формировать, скажем, так, «общественное мнение» с помощью проповедей.

Декоративную косметику выставляли орудием соблазнения и служения демонам, способом обманного искажения божественного творения, преумножения разврата и праздности.

С точки зрения христианской этики эти обвинения не вполне безосновательны.

В качестве альтернативы косметике людям советовали обращать внимание на красоту и простоту души, во много раз более привлекательную, чем любая краска на лице. Сложно сказать, насколько успешной была эта проповедь.

Многие сочинения авторов XIII в., таких, как Альдебрандин Сиенски и Ланфран Миланский, содержат рецепты отбеливания кожи. По всей видимости, это было востребовано, несмотря ни на какие обвинения, раз доктора делали эти записи.

Примечательно, что лечебной косметики и гигиенических процедур претензии церкви касались в значительно меньшей степени.

То есть, мытье все-таки было благословенным занятием?

Конечно. Существовали общественные бани (есть масса упоминаний бань в литературе, юридических документах), средневековые медики для поддержания здоровья советовали мыться.

Часто наличие бань связывают с влиянием арабской культуры в XII-XIII вв. (правда, биограф Карла Великого, Эйнгарт, упоминает, что этот, практически ещё варварский правитель уже в далёком VIII в. усиленно стремился ввести при дворе моду на бани и купание в горячих источниках).

Бани не были очень дёшевы и доступны – специальные работники носили в них воду за плату, дрова в городе покупали за деньги, да и дополнительные услуги (мытьё головы, массаж, бритьё или стрижка) имели свою цену.

Тем не менее, подобных заведений было достаточно много, что явно свидетельствует в пользу лояльности общественного мнения.

Реконструкция средневекового мытья на историческом фестивале в Западной Европе

Так что когда в популярной литературе пишут, что в Средние века злая церковь запрещала мыться, чтобы ни в коем случае не проявить заботу о «бренном теле», это не нужно воспринимать очень близко к сердцу 🙂

Мылись, насколько могли себе позволить по уровню достатка и в связи с особенностями быта.

 

Пользовались ли косметикой мужчины?

Да, безусловно. Более того, косметические рецепты, предназначенные исключительно для женщин скорее редки. Мужчины ухаживали за зубами, волосами, стремились избавиться от угрей, трещин на коже, от облысения и различных кожных заболеваний, некоторые даже пытались похудеть с помощью навозных обёртываний и горячих ванн.

Есть кое-какие упоминания о франтах, не гнушающихся и пудр, румян, помад, завивки волос, правда, отношение к подобным эксцессам было скорее негативное, это был уже перебор.

 

Личный опыт

А все эти девичьи радости были доступны всем слоям населения, или косметика, гигиена были преимуществом аристократии?

Если учитывать только материальный достаток людей, косметика была доступна всем, кроме бедняков, живущих на грани голода. Ведь основные ингредиенты очень просты, их легко было найти на любой кухне: сало, отруби, вино, яйца, оливковое масло, молоко, травы.

Конечно, были и «люксовые» варианты с дорогими заморскими специями и ароматическими смолами.

Косметика была недоступна широким слоям населения скорее не из-за дороговизны или редкости, а из-за образа жизни.

В средние века труд был исключительно ручной, очень выматывающий и зачастую грязный. Представьте себе крестьянку, которая с раннего утра до позднего вечера занята то в поле, то со скотиной, то с шерстью, то с пряжей или ткачеством.

У неё элементарно не оставалось времени и сил на трудоёмкое приготовление ароматических кашиц и отбеливающих кремов. Да и часто ли она будет ими мазаться, зная, что каждое утро ей нужно, к примеру, чистить помещение для скота?

Вот и получается, что активно косметику использовали только высшие слои общества, знать или богатые бюргеры, у которых было свободное время на все эти обтирания и возможность поручить хозяйство слугам.

Но у тебя, насколько я знаю, такая возможность была – в рамках своего хобби, исторической реконструкции?

Да, мы многое и с удовольствием попробовали на себе.
Например, мы чистили зубы порошком из мастики, ладана, специй, и дроблёных финиковых косточек. Порошок насыпали на маленький лоскут льняной ткани и натирали зубы – зубных щёток в XIII в. ещё не было.

А косточки-то зачем?

В зубные смеси добавляли жесткие крупинки, отчищающие грязь как скраб. Это как раз отчасти компенсирует отсутствие щётки.

Еще мы жевали кардамон и гвоздику, это аналог современной освежающей жвачки, очень понравился результат. Просто обычные зёрнышки специй, и в наши дни любой может попробовать – действительно освежают.

Очень интересно было приготовить средневековую краску для золотистого оттенка волос из чистотела, марены красильной и шафрана. Практически всеми этими составляющими в средние века красили не только волосы, но и ткани.

Я думаю, чаще всего целью покраски было не столько придание волосам какого-то определённого цвета, сколько закрашивание седины. Волосы тонировали в золотистый цвет шафраном, чистотелом, корой самшита – на светлых волосах такие средства могли достаточно неплохо замаскировать седину.

 

Как выглядела сама процедура крашения волос в Средние века?

Ровно так же как сейчас.

На волосы наносили красящий состав, заматывали голову тканью, оставляли краску впитаться на некоторое время, после смывали. Разница разве что в том, что современные краски женщины держат около часа, а средневековые приходилось оставлять на волосах на целую ночь или даже на сутки.

 

Кать, а что из косметики 13-го века тебе самой понравилось больше всего?

Мне самой очень понравился ежедневный крем, который назывался «керот». Состоял он из перетопленного сала, специально очищенного воска, камфары, специй, яйца, розового масла и белил.

Никакой белой маски, как обычно представляют люди, этот крем не оставил.
Белила просто выбелили кожу до естественного, но светлого оттенка.

Честно сказать, я не ожидала от средневековой косметики большой эффективности, но это средство меня прямо удивило. Моя кожа от него действительно очень быстро стала мягкой. И запах такой изумительный! Впору хоть сейчас делай вместо покупной косметики.

 

А светлая кожа имела какое-то значение в образе красавицы?

Огромное! Более того, именно светлая кожа считалась эталоном красоты с со времён античности и до XIX в. включительно, только в XX в. в Европе возникла мода на загар, которая на востоке так и не прижилась – там и в наши дни лица усиленно отбеливают.

Посмотри на живописные изображения женщин ранней эпохи возрождения (XIV-XV вв.) – их кожа удивительно светлая. В уже упомянутой мной «Тротуле» рецептов для отбеливания огромное количество, причём не только для лица, но и для рук. Даже румяна на щёки советуют наносить именно для того, чтобы подчеркнуть белизну кожи.

 

А что тогда не понравилось? Было вообще такое?))

 Конечно. Я бы, например, не решилась использовать губную помаду из ядовитого корня переступня или смесь для эпиляции из негашёной извести.

 

Из извести? Серьезно?

Совершено. Обилие рецептов такой мази для эпиляции просто впечатляющее. В негашёную известь добавляли воду и минерал, который называется аурипигмент. Затем натирались получившейся горячей кашицей.

Вероятно, частенько вместе с волосами слезала и кожа, но рецептов много, а это значит, средство было в ходу!

А ещё с ужасом думаю о некоторых снадобьях для чернения седых волос, в которых использовались квасцы. Квасцы – это соли металлов, вещества для проявления и закрепления пигмента. Я пробовала работать с квасцами при окрашивании ткани, многие из них ужасно едкие, ужас, во что можно волосы ими превратить!

В августе ты с одноклубницами провела мастер-класс по средневековой косметике на историческом фестивале «Ратное дело-2012». Как возникла идея такого мероприятия?

Мы не были в Самаре с 2009 г., за это время фестиваль вырос, стал очень зрелищным и красивым. Конечно, нам, как участникам, хотелось соответствовать уровню и привезти что-нибудь интересненькое и зрелищное.

Идея показать средневековую европейскую косметику гостям и участникам фестиваля «Ратное дело» пришлась всей команде по душе. Кажется, в России реконструкторы XIII в. такого ещё не делали.

 

 А как отнеслись зрители к средневековой косметике?

Мне очень понравилось, что наши косметические посиделки вызвали интерес и оживление у девочек-участниц и у зрителей. Такая атмосфера была приятная, оживлённая и «дамская».

Некоторые представители сильного пола, правда, тоже пришли полюбопытствовать, но мы были совершенно не против.

Конечно, очень вдохновляет, когда людям приятно. Надеюсь, наша команда ещё не раз покажет интересные выступления на «Ратном деле».

 

Три рецепта из прошлого

В заключение Катя подарила читателям «Людоты» несколько простых и безопасных рецептов почти 900-летней давности.
Их можно взять на заметку и в наши дни. Может, даже кто-то из вас тоже захочет поэкспериментировать? 😉

Чтобы кожа лица и тела была мягкой,

её следует мыть тёплым настоем отрубей – в средние века им умывались или принимали с ним ванну.
Также зёрна пшеницы толкли в ступке, смешивали с тёплой водой и наносили на кожу как маску.

Маска для лица из корня лилии:

корень лилии очистить от шкурки добела, натереть, чтобы получилась кашица, смешать с 1 сырым чуть взбитым яйцом, дать настояться 1-2 часа, нанести на чистое распаренное лицо и подержать, пока принимаете ванну.

Такую «мазь» очень советовали для смягчения и отбеливания кожи, а также для лечения раздражений, ранок, ожогов.
Это же средство рекомендуют наносить на губы, чтобы сделать их нежными и залечить трещины.

Маска для волос (считалось, что она способствует росту волос):

топлёное свиное сало смешать с равным количеством белого вина и измельчённого в порошок корня алтея.
Нагреть, пока не начнёт закипать, и томить при такой температуре 30-40 минут, иногда помешивая.
После добавляем растёртый крутой яичный желток и измельчённый в порошок тмин.
Процеживаем смесь через мелкое сито или марлю, и маска готова.

Фото:

Александра Бунаева, Георгий Вощук, социальная сеть «ВКонтакте»


Об авторе: Николай Чеботарев

Основатель проекта "Людота"

Подпишитесь на Proshloe
Только лучшие материалы и новости науки
Обсуждение: 4 комментария
  1. маргарита:

    Класс! Очень интересно! Спасибо большое за статью. Люблю, когда люди занимаются такой узкоспециализированной реконструкцией. Это на самом деле ужасно увлекательно.

    Ответить
    1. Причем даже мне, мужуку, было интересно раскрыть такую сугубо женскую тему)))

      Ответить
  2. Илья:

    Круто конечно! а с другой стороны ведь были отдельные времена и страны из-за которых создался стереотип всего Средневековья как вонючей кучки? Кстати про отдельный вид вреднуй косметики, надо было упомянуть про свинец в ней или это тоже легенда?…

    Ответить
  3. Uliyan_Ka:

    Ой, Вера 🙂 Случайно нашла статью, а тут знакомые лица 🙂

    Ответить

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для отправки комментария, поставьте отметку. Таким образом, вы разрешаете сбор и обработку ваших персональных данных. . Политика конфиденциальности

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.