Telegram-канал Тимура Шаипова
Сведения об авторе: Шаипов Тимур Константинович, студент 2 курса магистратуры исторического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Кафедра отечественной истории до начала XIX века. Специализация: русско-итальянские культурные связи XIV-XVII вв.
Тимур Шаипов о своей работе:
В наше время наблюдается повышенный интерес к средневековой истории. Причём направление этому интересу задают Интернет-ресурсы, такие как «Страдающее Средневековье», «Высокое Средневековье», «мамкин медиевист» и др. Каждый год издаются научно-популярные книги, посвящённые как визуальности, так и повседневности эпохи. Регулярно проводятся лекции ведущих специалистов, на которые ходят и молодые люди, и представители старших поколений. Можно сказать, Средневековье «в тренде». К сожалению, в пространстве Телеграма большинство исторических каналов представляют собой нечто однотипное: картинка/фото и подпись к ней. Хотелось бы иметь больше ресурсов с действительно научным содержанием, но в популярной форме. И данный принцип я положил в основу собственного канала.
Medieval Legacy – это научно-популярный канал, посвящённый истории и культуре западноевропейского Средневековья с экскурсами в эпоху Поздней Античности и Возрождения. Функционирует с мая 2018 года. На канале существует несколько типов постов: «лонгриды» (длинные посты от 3 тыс. печ. знаков), иллюстративные подборки произведений искусства, музыкальные подборки, цитаты из источников или историографии. Посты выходят со средней периодичностью раз в три-четыре дня. Кроме того, раз в месяц проводятся «тематические недели»: в течение 7-10 дней я выпускаю серию постов (тут как «лонгриды», так и иллюстративные и музыкальные подборки), посвящённые одному сюжету или теме. Уже были тематические недели, посвящённые Каролингской культуре, средневековой картографии, соколиной охоте, средневековой проституции, клюнийской реформе и крестовым походам и др.
Работа: Medieval Legacy
Так как телеграм-канал невозможно «выложить» на сайт, мы попросили самого Тимура выбрать несколько самых интересных, на его взгляд, постов, которые и публикуем ниже:
Средневековье и колокола
В Средние века особую роль в городской жизни играл колокол. В условиях, когда наручные часы ещё в помине не существовали, колокола отмеряли время работы, отдыха, публичных мероприятий и др. Миланский хронист XIV века Гальвано Фьямма писал прямо: контроль над колоколами означал власть.
Создание колокола было трудоёмким и затратным делом. Неудивительно, что отношение горожан к этому предмету было соответствующим. В частности, итальянский писатель Симоне де Проденцани (1351-1438) в своём произведении «Sollazzo» приводит забавную историю о пизанском колоколе, который… простудился и охрип от плохой погоды. Горожане в панике, ведь на новый колокол потребуется выделить немалые средства! Весь город срочно собирается на сход. Жители начинают искать решение в трудах Боэция, Аристотеля, Платона (признанных авторитетов в области музыки), но ничего не находят. Решение подсказывает деревенский старичок по имени Рустикано. Он предложил… напоить колокол мучным супом. В буквальном смысле, как если бы он был человеком!
Горожане тут же варят полный котёл супа, несут его к колокольне и выливают содержимое котла в «простудившийся» колокол. И он выздоровел! В честь этого горожане устроили десятидневный (!) праздник на центральной площади города.
Хотя сам рассказ носит шутливо-ироничный характер, он прекрасно иллюстрирует тот пиетет, который питали люди Средневековья к колоколам.
#culture
Знатные дамы и соколиная охота
Если вы думаете, что соколиная охота была уделом исключительно мужчин, то ошибаетесь. Средневековая история знает немало примеров женщин, которые увлекались этим: лангобардская королева Теоделинда (ок. 570 — 628 гг.); герцогиня Мария Бургундская (1457 — 1482 гг.) — она вообще умерла после падения с лошади во время соколиной охоты; Элеонора Арборейская (ок. 1340 — 1404 гг.). В отношении последней есть интересный факт: как одна из правительниц Сардинии (остров тогда делился на несколько терр. образований — юдикатов, и Элеонора правила юдикатом Арборея), она включила в свой свод законов «Карта де Логу» особый параграф, запрещавший охоту на соколов и других хищных птиц, обитавших на острове. Это весьма благоприятно сказалось на росте популяции, и теперь один из родов соколов носит ею имя — сокол Элеоноры.
Средневековая эстетика цвета и францисканцы
Поговорим сегодня о цвете. Точнее, о свете. Точнее, о том и другом — и как это понимали в Средние века. Для нас этот вопрос носит больше утилитарно-прикладной характер. Нам знаком спектр Ньютона, на который раскладывается луч света. Для людей же Средневековья вопрос света и цвета носил ещё и теологический характер: ведь источником света являлся сам Творец.
К цвету относились в разное время по-разному. Например, в эпоху Отцов Церкви (II – V вв.) отношение было довольно враждебное: считалось, что это лишь помеха на пути к постижению сути вещей. В дальнейшем цвет завоёвывает своё место в искусстве каролингского (VIII – X вв.) и оттоновского (X – XI вв.) возрождения, а также в романском искусстве (XI – XII вв.). Произведения этих эпох, в особенности книжная миниатюра, наполнены яркими красками.
В XII веке разворачивается дискуссия о природе цвета. Главным «хромофилом» эпохи становится аббат Сен-Дени Сугерий (1081 – 1151), сыгравший роль в становлении готического архитектурного стиля. А готика — это и есть поэтика света и цвета в камне. Противоположную позицию занимал богослов св. Бернард Клервоский (1090 – 1153). Будучи монахом-цистерцианцем, он призывал вернуться к идеалам раннего христианства и отринуть ненужное с его точки зрения богатое убранство храмов и монастырей. Для Бернара цвет был материей, в то время как для Сугерия он имел и божественное, и материальное начало.
Однако «хромофобия» св. Бернара была скорее исключением, чем правилом. В XIII веке торжествовала готическая эстетика света и цвета в духе воззрений Сугерия. Схоласты Роберт Гроссетест, св. Бонавентура, Роджер Бэкон, Иоанн Пеккам развили учение о свете на основе достижений в оптике и знакомстве с античными и арабскими трактатами. Свет стал высшей из пропорций и источником всякой красоты. Что важно — все они были францисканскими монахами. И это не случайно.
На основе нового учения о свете появляется новая эстетика визуальности. И к ней непосредственно приложил руку основатель францисканского ордена св. Франциск Ассизский (1181 – 1226). Как известно, св. Франциск поставил целью вернуть христианство к его первоначальному идеалу – идея не нова, но ею претворение в жизнь впечатляет. Как пишет французский искусствовед Ролан Рехт, св. Франциск старался максимально подражать жизни Христа, делая евангельскую парадигму зримой для окружающих. В его образе воплотился тот апостольский идеал монаха-проповедника, который был близок простым горожанам и жителям деревень.
Сodex Cumanicus
Во второй половине XIII — начале XIV века интерес Европы к монголам и их государству (позднее — государствам) был крайне высок. Правда, прежде пришлось пережить немалый эсхатологический страх: нашествие кочевников отождествлялось с нашествием библейских «народов Гог и Магог», которые считались предшественниками конца света. Но на фоне успехов монголов в борьбе с осколками Арабского халифата (см. «Желтый крестовый поход» 1256-1260 гг.) европейцы быстро осознали огромные перспективы от возможного союза с кочевниками, а ещё до этого в монгольские степи потянулись первые христианские миссионеры. Немалую роль в установлении контактов играла и торговля: генуэзские и венецианские купцы с 1261 года пользовались привилегиями от новоиспечённого византийского императора Михаила VIII Палеолога, среди которых — свободный проход в Чёрное море через Босфор и Дарданеллы. Вскоре на северном побережье и в Крыму появились торговые фактории, форпосты на торговом пути из Центральной Азии в Европу.
Одним из интереснейших материальных доказательств вышеописанных связей служит рукописный Codex Cumanicus — словарь, хранящийся в венецианской библиотеке Сан-Марко в единственном экземпляре. Он был составлен на рубеже XIII-XIV вв. Рукопись условно делится на итальянскую и немецкую части. Первая имеет больше лингвистическую направленность и даёт основы грамматики половецкого языка, вторая помимо немецко-кыпчакского словаря содержит евангельские тексты и несколько десятков кыпчакских загадок, что погружает нас в мир степного фольклора:
Поест, попьёт – к себе в нору идёт (залезает).
Это нож.
Колчан у меня один, стрелы мои бесчисленны.
Это небо и звёзды.
Мой серенький козлёнок жиреет на привязи.
Это дыня.
#history #culture #manuscripts
Проституция в Византии: преемственность традициям
В Византии античные традиции в обществе и культуре просматриваются более явственно, чем в Западной Европе. Это же касается и проституции: выработанные многовековым опытом эллинистического мира формы и образцы сохранялись и преумножались. Естественно, с поправкой на нормы Священного Писания. А они, во-первых, запретили мужчинам иметь наложниц – т.е. треугольник «жена-наложница-гетера», по которому строилась личная жизнь в античности, лишился одной из своих вершин, – а во-вторых, осуждали блуд как высшую форму разврата. Хотя и была важная оговорка: блуд из-за нищеты не осуждался так безапелляционно, как блуд ради удовольствия. Возможно, именно поэтому фигура императрицы Феодоры (500 – 548 гг. н.э.) вызывала такую противоречивую реакцию у современников. Выступая в цирке с младых ногтей, она не чуралась и возлечь с мужчинами и, возможно, была эротоманкой (не путать с нимфоманкой).
Единое «тело» византийской проституции имело три «лица», унаследованные от античности. Были уличные проститутки, которые «вылавливали» клиентов на улице. Это была добровольная форма предпринимательства нищих, но свободных женщин. Другая форма – это «домашние» проститутки, работавшие в борделях. По-гречески их называли pornai, по-латински – meretrix. Они работали в силу финансового обязательства перед владельцем заведения. Источником пополнения константинопольских борделей была провинция: хозяин борделя договаривался с отцом девушки из глубинки, обещая ему часть дохода или выплачивая единовременную сумму, а самой девушке – крышу над головой и кусок хлеба. Понятно, что положение такой девушки было практически бесправным и близким к рабскому, но это и был пресловутый блуд из-за нищеты.
Третьей формой проституции, составлявшей особенность Восточного Средиземноморья на протяжении веков, был гетеризм. Бытовую подноготную этого ремесла раскрыл в своих «Разговорах гетер» писатель Лукиан Самосатский (ок. 120 – 180 гг. н.э.). По сути гетера – это образованная свободная женщина, владеющая навыками ублажения тел и духа мужчин. Сюда входили не только сексуальные услуги, но и развлечения более возвышенные: пение, танцы, игра на инструменте, беседы на интеллектуальные темы. Гетеризм прочно вошёл и в арабскую культуру после завоевания Ближнего Востока, Египта и Северной Африки. Любопытно, что данный феномен был абсолютно чужд Западному Средиземноморью, где ещё с римских времён возобладала бордельная проституция.
Святой Брендан Мореплаватель: в поисках Острова Блаженных
Море издавна манит людей к себе. Желание отправиться в плавание к неизвестным землям, узреть чудеса и диковины этого мира, столкнуться с великими опасностями бушующей стихии – то, что роднит нас с людьми прошлого. До нас дошли имена путешественников Одиссея и Ганнона, Пифея и Эвдокса, Эрика Рыжего и Козьмы Индикоплова. Особое место среди них занимает и ирландский святой Брендан по прозвищу Мореплаватель.
Св. Брендан родился в конце V века на юго-западе Ирландии. Пройдя обучение в монастыре, он стал священником и в течение нескольких лет строил кельи для иноков. Есть две легендарные версии, почему он решил отправиться в плавание. Согласно первой, ему было видение голубя, который повелел пересечь море и найти легендарный «Остров Блаженных» (ирл. Тир на Ног), царство вечной юности. Согласно второй, в монастырской библиотеке Брендану попалась книга с описанием чудес и фантастических тварей, обитавших в этом мире. Приняв написанное за вымысел, инок с презрением бросил книгу в огонь. Тотчас ему явился ангел, повелевший отправиться в путешествие и воочию убедиться во всемогуществе Творца. Это было примерно в 530 году.
В этом предприятии Брендана сопровождало несколько товарищей-иноков. На утлой кожаной лодочке под названием куррах они отправились на запад, через Атлантику. Их плавание продолжалось девять лет. Мореплаватели видели великанов и сирен, огромных китов и карликов, бушующие водовороты и подводные вулканы. Они даже приблизились к границе Ада и преодолели искушения сатаны. В конце концов они добрались до Острова Блаженных, над которым возвышался дивный хрустальный замок. Вернувшись в Ирландию, Брендан обрёл известность и многочисленных учеников.
Приключения ирландского инока описаны в «Путешествии святого Брендана-Мореплавателя», составленном в IX-X веке. Это произведение на стыке жанров фантастического романа, паломнического хождения и ирландского иммрама. Его популярность в Средневековье была огромной. В XII веке «Путешествие» было переведено на европейские языки, а рукописи украшались многочисленными миниатюрами. Как и другие подобные произведения, «Путешествие святого Брендана-Мореплавателя» удовлетворяло жажду средневековых людей к познанию чудес мира, в которые они верили, но не могли увидеть воочию.
#longread #culture #literature
Елена Викторовна Калмыкова – кандидат исторических наук, доцент Кафедры истории средних веков Исторического факультета МГУ
Мнение специалиста
Явных фактических ошибок я не обнаружила. Отрадно, что сюжеты, о которых рассказывается в канале, по большей части не самые очевидные и банальные. Автор старается преподносить своим читателям любопытные, но при этом малоизвестные факты, старается удивить, заинтересовать. В некоторых постах заметна тяга к обобщениям, аналитическим суждениям, сравнениям западного и отечественного средневековья. Они не всегда удачны, но подобное желание также следует расценивать скорее позитивно.
Не знаю, что там можно публиковать, но в целом стремление Т.К. Шаипова надо оценивать положительно. Полагаю, ему были бы очень полезны практические советы, которые могли бы способствовать популяризации его проекта. Пока (на мой взгляд) это все выглядит весьма кустарно… Что касается ссылок на литературу, то автор явно больше читает переводы и работы отечественных коллег, выбирая среди них весьма достойные
Источники и литература
Электронные ресурсы:
Научная литература:
Воскобойников О. С. Тысячелетнее царство (300 — 1300). Очерк христианской культуры Запада. М., 2015.
Глаголева Е. В. Повседневная жизнь европейских студентов от Средневековья до эпохи Просвещения. М., 2014.
Даркевич В. П. История средневековых развлечений. М., 2019.
Иванов К. Трубадуры, труверы, миннезингеры. М., 2014.
Карсавин Л. П. Основы средневековой религиозности в XII-XIII веках. СПб., 2017.
Крамаровский М. Г. Человек средневековой улицы. Золотая Орда. Византия. Италия. СПб., 2012.
Лучицкая С. И. крестовые походы. Идея и реальность. СПб., 2019.
Пастуро М. Символическая история европейского Средневековья. СПб., 2017.
Рехт Р. Верить и видеть. Искусство соборов XII — XV веков. М., 2018.
Рябчиков Д. Музыкальная история средневековой Европы. Девять лекций о рукописях, жанрах, именах и инструментах. М., 2019.
Сапонов М. А. Менестрели. Книга о музыке средневековой Европы. М., 2004.
Уикхем К. Средневековая Европа: От падения Рима до Реформации. М., 2019.
Эко У. Искусство и красота в средневековой эстетике. М., 2015.
Энциклопедии и учебные пособия:
Исторический атлас средневековой музыки. М., 2016.
История Средних веков: В 2 т. Т. 1. М., 2008.
Словарь средневековой культуры. Под ред. А.Я. Гуревича. М., 2003.
Сорочан С. Б. История культуры Европы. Средние века: Курс лекций. Харьков, 2017.