Главархив – о нереализованных советских постройках
Архитектурные проекты Москвы 30-50-х годов ХХ века являются одними из самых амбициозных во всем мире. Огромные здания, поражающие своим великолепием, колонны из мрамора и дворцы культуры в духе сталинского классицизма должны были воплотить в себе всю мощь первого в мире социалистического государства. Для постройки большинства из них были организованы конкурсы, участие в которых принимали архитекторы со всего мира. Однако далеко не все идеи были воплощены в реальность. Как бы выглядела Москва, если бы все грандиозные планы архитекторов XX века воплотили в жизнь? Представить такой образ помогут документы, сохранившиеся в Главархиве.
Среди сооружений, наиболее поражающих своим архитектурным великолепием, выделяется Дворец советов.Идея постройки самого грандиозного и нереализованного проекта за всю историю существования Советского союза была высказана в 1922 году на 1 съезде Советов СССР. Проект был настолько масштабным, что для его реализации был создан отдельный Совет строительства дворца, в который входили не только партийцы и архитекторы, но и деятели культуры: Константин Станиславский, Максим Горький, Игорь Грабарь и многие другие.
В 1931 году состоялись Предварительный и Всесоюзный конкурсы проектов Дворца Советов, на которых были представлены работы российских и зарубежных архитекторов и даже простых граждан. В конце отбора был принят проект Бориса Иофана, который впоследствии дорабатывался совместно с советскими архитекторами Владимиром Гельфрейхом и Владимиром Щуко.
По первоначальному замыслу монумент устремлялся ввысь на 215 метров – позже высота была увеличена еще на 200 метров – и являл собой здание-пьедестал для статуи «Освобожденного пролетария». В окончательном варианте было решено установить фигуру Владимира Ленина высотой 80 м, скульптором которой должен был стать Сергей Меркуров. Дворец советов превышал сталинские высотки втрое, был выше самых высоких зданий всего мира на тот момент: а это и Эйфелева Башня, и Empire State Building. Работы начались в 1937 году, но были свернуты в связи с начавшейся в 1941 году Великой Отечественной войной и более не возобновлялись. Главная советская архитектурная мечта, ради которой был снесен Храм Христа Спасителя, так и не была осуществлена.
Не менее интересна идея постройки Государственного Большого академического кинотеатра, вынесенная в Генеральном плане реконструкции Москвы 1935 года. Возведение здания крупнейшего кинотеатра всей страны должно было происходить на площади Свердлова, напротив Большого театра. Его грандиозное внутреннее пространство вместимостью 4000 (затем 3000) зрительских мест, помимо собственно кинозала, предполагало оборудование просторного фойе, буфетов и других помещений. Количество мест для посетителей намекало на то, что важнейшим из искусств в СССР является кино.
Осенью 1936 года был проведен конкурс, в котором участвовали проекты грандов советской архитектуры: Александра Великанова, Игоря Ткаченко и Юрия Щуко; Алексея Душкина в соавторстве с В.С. Белявским и Н.С. Князевым; Дмитрия Чечулина и К.К. Орлова. В проекте последних акцент был сделан на центральную часть здания: вперед выступала ажурная часть с колоннадой, а по сторонам – широкие пропилеи. Фасад здания оформлялся белым «протопоповским» камнем с применением гранита, мрамора, лабрадорита. Зал, решённый в светлых тонах, предполагалось отделать цветной акустической штукатуркой с частичным применением мрамора и бронзы. О действительных планах его строения свидетельствует наземный павильон станции метро «Площадь Революции», который в планах должен был быть выстроен в общий объем строения. Однако все представленные проекты так и остались на бумаге, так как были признаны неудачными и не соответствующими замыслу реконструкции площади Свердлова с сохранением её пропорций и основных образующих её исторических зданий.
Нельзя не отметить, что согласно Генеральному плану реконструкции Москвы 1935 года набережные столицы также нуждались в капитальной перестройке. Андроньевская набережная реки Яузы была проложена в 1914 году близ Спасо-Андроникова монастыря. Обитель, основанную в 1357 году московским митрополитом Алексием, закрыли в 1918 году. В последующие послереволюционные годы монастырские корпуса и храмы были отданы под устройство жилых комнат для 300 рабочих металлургического завода «Серп и молот». Разработчики Генерального плана решили возвести крупное сооружение на занятом бывшем монастырём холме. В результате само место сделалось бы «одним из красивейших пунктов Пролетарского района», но идея так и осталась идеей.
В архитектурные шедевры, которые так и не воплотились, входит грандиозный план постройки Музыкального театра им. Вл. И. Немировича-Данченко на проезде Тверского бульвара. В 1919 года Владимир Немирович-Данченко организовал Музыкальную студию Московского художественного театра, которая расположилась в здании на улице Большая Дмитровка, 17. Там же находилась Оперная студия-театр под руководством Константина Станиславского. Для постройки отдельного здания для театра Немировича-Данченко в 1935 году был объявлен конкурс. В нем победил проект архитекторов Георгия Крутикова и Виктора Попова, и уже спустя год началось строительство театра. Работы на объекте шли очень медленно, а в период Великой Отечественной войны вообще прекратились. В 1941 году музыкальная труппа Владимира Немировича-Данченко примкнула к коллективу Константина Станиславского. В итоге объединённый театр давал спектакли в прежнем помещении на Пушкинской улице. Недостроенное сооружение в последующие годы эксплуатировали различные учреждения, а в 1973 году было принято решение на этом месте по проекту архитектора Владимира Кубасова возвести здание Московского художественного академического театра (ныне – МХАТ им. М. Горького).
Москва — город с богатейшей историей, которую стоит знать. Уникальные материалы о так и не построенных в советское время объектах можно найти на сайте Главархива Москвы в разделе «Об архиве», подразделе «Уникальные документы» https://cgamos.ru/unicdoc/?vkis=&PAGEN_1=18. Здесь размещены планы, чертежи и рисунки фасадов таких нереализованных советских построек, как восьмая сталинская высотка, пантеон и Дом колхозника на Каланчевской улице. Пользователям доступны 47 чертежей, 89 фотографий и 39 листов текстовых документов.
Так, идея постройки Дома колхозникана углу Каланчёвской улицы и 1-го Дьяковского переулка входила в ряд запланированных проектов, но, к сожалению, так и не была реализована. Здание Центрального Дома колхозника задумывалось архитектором Алексеем Щусевым как крупное общественное сооружение с просторным вестибюлем, гостиницей (452 номера), рестораном, рядом административных и выставочных помещение, магазинами. Современное здание с элементами классического стиля планировалось настолько масштабным, что при условии его реализации оно заняло бы практически целый квартал. Однако Дом колхозника так и не построили, и до сих пор нельзя сказать точно, почему от воплощения проекта отказались.
Помимо уникальных документов о нереализованных советских постройках на сайте Главархива Москвы опубликованы материалы о храмах, монастырях и часовнях, которые уничтожили в 1920–1930-х годах. Проект по публикации уникальных документов запущен Главархивом Москвы совместно с Госинспекцией по недвижимости в декабре прошлого года.