История доколумбовой Америки: Блог Дмитрия Беляева
В феврале 1966 года Её Королевское Высочество Маргрете, наследница датского престола, отправилась в путешествие по Латинской Америке. Каталась она до апреля месяца и по пути посетила Мексику, Колумбию, Венесуэлу, Бразилию, Перу, Эквадор, Чили, Уругвай и Аргентину. Особенно ей была интересна Мексика, поскольку принцесса сама изучала археологию и историю искусств. За неделю она посетила кучу древних городов, включая Теотиуакан, Монте-Альбан, Ушмаль, Чичен-Ицу и Тулум. Путешествие принцессы снимал на камеру оператор Рольф Рённе, а позднее из его материалов режиссёры Оле Гаммельтофт и Оле Роос сделали фильм.
Параллельно с этим Рольф Рённе снял ещё серию материалов. На это раз они были сделаны для этнографического документального фильма «Между двум культурами», посвящённого индейцам Чьяпаса. Его создателями были режиссёр Борге Хост и известный датский религиовед Арильд Хвидтфельд – создатель мезоамериканистики в Дании. Наряду со всякими этнографическими жемчужинами они посетили руины Тонины – древней столицы царства Попо. В это время на памятнике еще не работали археологи, поэтому он представлял собой живописный беспорядок.
Работая с материалами Рённе, датские исследователи Йеспер Нильсен и Кристоф Хелмке с удивлением обнаружили фотографию, где Хвидтфельдт рассматривает ранее неизвестный монумент с изображением царя в фас и фрагментами иероглифической надписи. Когда в 1972 году в Тонине начали работать французские археологи, этой скульптуры там уже не было. Судя по всему, её украли и продали в частную коллекцию.
Ещё большим было удивление ученых, когда они обнаружили, что монумент не пропал, а в настоящее время хранится в Национальной галерее Виктории в Мельбурне (Австралия). В 1980 году его подарили неизвестные «друзья галереи». К этому времени «чёрные реставраторы» приделали к повреждённому монументу левый верхний угол, чтобы придать ему вид целого. Там даже вырезаны якобы иероглифы. В своё время фотографию монумента опубликовал Карл Херберт Майер, предположивший, что он происходит с Северного Юкатана. Однако теперь стало ясно, что он происходит из долины Окосинго.
В дальнейшем стало ясно, что к этому монументу есть еще три дополнительных фрагмента, задокументированных Йэном Грэмом и мексиканским проектом Национального института антропологии и истории по документации скульптуры Чьяпаса. К общей радости они содержали два иероглифа в круглых медальонах, которые вместе давали чтение имени самого раннего известного нам правителя Попо Коках-Виц’. Он царствовал в начале VI в. и был первым, кто начал высекать иероглифические надписи.
Собранная буквально по кусочкам надпись не очень длинная и не самая информативная. Она не содержит даты, и лишь по упоминанию царя её можно отнести к началу VI в. В тексте упоминается некое действие по отношению к «городу» (ch’e’n), которое повелел Коках-Виц’ (хотя авторы полагают, что тут может иметься в виду не город, а какое-то имя, включающее данный элемент). Увы, практически детективная история не закончилась сенсационным открытием.
Подробнее об исследовании нового монумента из Тонины можно прочесть в статье: