Один из самых красивых мечей Средневековья, незаслуженно обойденный нашим вниманием, хранится в Национальном музее Финляндии. Это в Хельсинки.
Сразу оговоримся: информации о нем на русском языке самый минимум, и та не структурирована. Мы постараемся сделать это первыми ;).
Крупицы информации
Итак, известно, что меч этот был найден в 1911 году в могиле в местечке Паппиланмяки (Pappilanmäki).
Оно находится на юго-западе Финляндии в общине Эура. Эура, в свою очередь, относится к провинции Сатакунта — в переводе на русский «сто королевств».
Считается, что этот меч обнаружили в женской могиле времен викингов. Такое бывало. Мы уже рассказывали о находке меча в могиле в Суонтаки, тоже весьма незаурядное оружие.
Однако если присмотреться повнимательней, то не все так просто. Вооружимся долей здорового скепсиса и поинтересуемся, откуда взялись разговоры о женской могиле времен викингов? Все просто.
При раскопках в кургане Папиланмяки археологи обнаружили захоронение эпохи викингов, а также две могилы времен Крестовых походов. Они располагались очень близко друг ко другу и, вполне возможно, именно поэтому произошла путаница.
Глупо? Возможно.
Но это единственное объяснение тому, что меч эпохи Крестовых походов упорно называют найденным в могиле викингов. Это как если бы в броневике Ленина нашли автомат Калашникова .:)
Конечно, может быть это исключение из правил и еще тысяча причин, но вот только перед нами очень редкий тип меча. Всего их найдено пять, похожих друг на друга как братья, причем три из них однозначно датируют 13 столетием. Обо всем этом — далее.
Заметим только, что оба меча — и Паппиланмяки и Суонтаки — скорее всего никогда не бывали в бою. Исследователи склоняются к мысли что это парадное, церемониальное оружие — впрочем, абсолютно боеспособное и весьма дорогое.
Боевой топор и наконечник копья
Обычно на фото, рядом с нашим сегодняшним мечом, позируют боевой топор и наконечник копья. Получается вот такой ансамбль:
Готовя эту статью неоднократно встречал утверждение, что все три предмета найдены в одной могиле. Но так ли это?
Если присмотреться ко всем трем находкам, то окажется, что узор на их поверхности — разный. По крайней мере — на копье он точно отличается.
Другое дело — боевой топор и меч. Они кажутся украшенными весьма похожими узорами, и вполне могли быть захоронены вместе, если бы не два «но».
Первое «но» — географическое. Боевой топор был найден в Маску — это такая же община, как и Эура, но до Папиланмяки оттуда шагать и шагать.
Второе «но» — историческое. Если меч из Папиланмяки датируют 13-м веком, то боевой топор из Маску более древний. Он был откован в 11-м, максимум — в 12-м столетии. Это так называемый бродакс— один из тех огромных боевых топоров, что так любили викинги.
Впрочем, помимо викингов их использовали по всей Европе, и на излишний вес никто не жаловался. Дело в том, что чем бродакс крупнее, тем он меньше похож на колун. Словом, чем больше, тем меньше, вернее, тоньше. И на фото это отлично видно.
Да, самое главное! Размеры бродакса из Маску такие: длина 15,3 см, ширина — 16,2 см. Украшения на нем наведены серебром.
Теперь, завершив наше маленькое расследование, оставим боевые топоры в покое и вернемся, собственно, к мечу из Паппиланмяки.
При взгляде на меч можно сказать, что это типичное оружие рыцаря. Типичное, да не совсем.
Ретро-узор
Во-первых, украшения. Меч из Паппиланмяки это совмещение последних военных разработок и самого настоящего ретро-стиля.
И вот почему. Мечи эпохи викингов — их еще называют мечами каролингского типа,подчас напоминали самый настоящий арт-объект. Вот, например, плохо сохранившийся за тысячу лет каролингский меч, обнаруженный в Dybek:
Однако эпоха каролингских мечей завершилась примерно в 11 веке. Ушли в прошлое и броские украшения.
Меч из Паппиланмяки внешне — меч нового, романского, типа. Такое оружие тяготело к скромности. Как, например, вот этот романский меч 12-го века:
Но при этом его эфес покрыт узорами, да такими, что кажется, викинги снова вернулись!
Редкое перекрестье
И второй нюанс, благодаря которому меч из Папиланмяки сложно назвать типичным оружием своего времени — это его перекрестье или гарда — то есть та поперечная планка, что защищает руку воина.
У каролингских мечей гарда была короткой. Насколько меч из Паппиланмяки отличается от них, легко заметить на этом фото:
Затем удлинилась:
Но почти ни на одном из перекрестий романских мечей нету трех шайбообразных утолщений — как на мече из Паппиланмяки. Гарда этого типа настолько редка, что всего в мире известно только пять таких мечей. Об одном из них мы только что рассказали, теперь перечислим остальные четыре.
Три из них — и здесь есть повод гордиться патриотам — найдены в Приозерском районе Ленинградской области. Еще один недавно всплыл на заграничном аукционе, он отличается… Впрочем, обо всем по порядку.
Почтовый адрес двух мечей
Два меча с такой гардой были найдены археологом Теодором Швиндтом еще в 1886 году.
Интересно что оба меча не просто оказались снабжены такой же гардой, что и их собрат из Паппиланмяки, но во многом повторяли его.
У обоих навершие было сделано в форме плоского диска, у обоих эфес был украшен серебряной проволокой, сплетавшейся в причудливый растительный узор. Оба меча явно служили для парадных целей.
В литературе по мечам и карельским древностям эти мечи называют найденными в Каукола, Коверила, Кекомяки (Kaukola Koverila Kekomaki). В действительности, это длинное название — нечто вроде почтового адреса.
Карельская Каукола сейчас — это российский поселок Севостьяново в Приозерском районе Ленинградской области. Кроме того, он еще и административный центр Севостьяновского сельского поселения.
В его состав официально входят 9 населенных пунктов, среди которых есть и поселок Богатыри.
Исконное название которого — Коверила.
Итак, два слагаемых мозаики — Каукола и Коверила мы нашли. А как же с третьей частью? Что есть Кекомяки?
Оказывается, всего лишь небольшой холм в окрестностях Коверила, который прежде, в эпоху крестовых походов, был погребальным курганом.
В нем оказалось множество захоронений, содержащих самые разные предметы. Мечи интересующей нас формы нашлись только в могилах, получивших условную нумерацию 1 и 3.
Разузнаем о них поподробнее…
Меч из погребения 1 в Каукола, Коверила, Кекомяки
В могиле археологи обнаружили сразу 4 тела. Два мужчины и две женщины, которые были положены туда одна на другую. Кому-то из этих четверых принадлежал меч длиной 101,5 см.
На момент похорон оружие положили в курган в ножнах, остатки которых удалось обнаружить благодаря металлическому наконечнику ножен, не поддавшемуся гниению.
Поскольку коррозия не пожалела и самого меча, сказать о нем многое не получится. Рукоять, видимо, была каким-то образом украшена, однако нам остается только догадываться каким. На выручку приходит куда лучше сохранившийся меч из третьей могилы, рассказ о котором впереди.
Меч из погребения 3 в Каукола, Коверила, Кекомяки
В этот раз Теодор Швиндт наткнулся на захоронение мужчины и женщины.
Меч, найденный рядом с телами, был немного короче оружия из первой могилы — 96 см. Несмотря на сильную коррозию он сохранился гораздо лучше.
Рукоять меча из могилы 3 снабжена сердцевидным орнаментом, типичным также для многих карельских украшений
На эфес нанесен, а вернее, инкрустирован в металл серебряной проволокой, геометрический узор, частично расчищенный археологами. На фото — навершие и гарда меча из третьей могилы:
Теперь про дол — то есть про канавку, прокованную по середине клинка. Иногда ее называют — и совершенно неправильно, кровостоком. Ну о каком стоке крови может идти речь, если, скажем, рука отрубается мечом на раз-два?
Дол традиционно использовали для размещения в нем клейма, например, имени кузнеца. Меч из третьего погребения сохранил свое клеймо лучше соседа из первого.
После того, как меч просветили рентгеном, на его доле удалось рассмотреть 8 или 9 латинских букв, которые были впечатаны в металл серебром. Точное число называть сложно — буквы сохранились не полностью, фрагментами. Удалось достаточно хорошо рассмотреть и определить первую и последнюю буквы — N и N, соответственно.
Скорее всего, клинок украшала надпись со словом Nomine. В переводе с латыни на русский — «во имя». Такие надписи в 12-13 веках не были редкостью и их можно встретить на самых разных мечах в самых разных формулировках. Зачастую их расшифровки были достаточно длинными. Поэтому надписи сокращали до первых букв, они были лаконичны и загадочны.
О том, что меч был положен в ножнах мы узнали благодаря их наконечнику. Ножны были сделаны из двух деревянных планок, обтянутых кожей и со временем разложились в земле. Остался лишь бронзовый наконечник — своего рода заглушка, которая надевалась на ножны и укрепляла их, берегла от поломки.
Кстати, узоры на мече и наконечнике различаются, то есть, меч и ножны не были изначально сделаны друг под друга.
Меч из поселка Мельниково
С этим мечом вообще очень интересная история. Его нашли в 1994 году на берегу ручья, который впадает в реку Вуокса. Рядом нашелся наконечник копья.
И вот тут информация разбивается на две противоположные точки зрения. Согласно первой, находка поступила в Приозерский краеведческий музей, а затем была утрачена. Согласно другой версии, меч хранится в музее крепости Корела.
Как бы оно ни было, но местные жители настолько гордятся находкой меча, что нанесли его схематическое (и весьма далекое от реального) изображение на герб сельского поселения Мельниково, а местную футбольную команду назвали лаконично и резко – «Меч».
Меч с аукциона Херманн-Хисторика
Существует еще один меч этого типа, впрочем, лишенный украшений. Его не так давно продали с аукциона Херманн-Хисторика.
В аукционном описании сказано — Восточная Скандинавия, 11-12 век. Общая длин 89 см. Меч был найден в земле, очищен и восстановлен.
Насколько это 11-12 век мы видели на примере еще четырех таких же мечей. Три из них уверенно датируются 13-м столетием благодаря другим вещам, обнаруженным в тех же захоронениях рядом с мечами.
Поскольку украшений на мече не видно, то либо этот меч единственный боевой, а не парадный, в своем классе, либо его очищали любители. Тогда может статься, что неумелое применение химических составов для очистки средневекового металла попросту лишило нас возможности увидеть украшения на мече.
Литература:
- Сакса А.И. «Древняя Карелия в конце I — начале II тысячелетия н. э. Происхождение, история и культура населения летописной Карельской земли»
- Славяне и финно-угры. Контактные зоны и взаимодействие культур. Сборник докладов / Под ред. А. Н. Кирпичникова, Е. Н. Носова, А. И. Саксы.
Фото
- Славяне и финно-угры. Контактные зоны и взаимодействие культур. Сборник докладов / Под ред. А. Н. Кирпичникова, Е. Н. Носова, А. И. Саксы.
- Социальная сеть «ВКонтакте»
- блог «Путешествия по Ленинградской области«
- аукцион «Херманн-Хисторика»