Что правда, а что – вымысел на знаменитой картине?
Вы любите занудствовать? Наверняка, любите, хотя, возможно, не признаётесь в этом даже самому себе. Мы в редакции журнала Proshloe точно любим. И поэтому сегодня начинаем новую занудскую рубрику, посвящённую известным историческим картинам из школьных учебников. Насколько хорошо художник разбирался в быте изображаемой эпохи? Что он знал, а что упустил? И как можно бы было исправить его промахи?
Для того чтобы занудство было серьёзным и научно обоснованным, мы попросили принять в нём участие российских историков, лучших специалистов по своим эпохам. Начнём, как и на уроках по истории Отечества, с призвания варягов. Кандидат исторических наук, руководитель археологического отряда музея-заповедника «Гнёздово», начальник отдела археологии компании «Энерготранспроект» Василий Васильевич Новиков рассказывает об одноимённой картине Васнецова.
На картине Виктора Михайловича Васнецова изображена одна из ключевых историй «Повести временных лет», связанная с образованием Древнерусского государства, – легенда о призвании варягов, которая до сих пор вызывает всевозможные споры. Было или не было? Кого и откуда призвали? И, в конце концов, кто такой Рюрик? Мы вряд ли получим точные ответы на эти вопросы, но некоторые вещи можно сказать уверенно.
Мы хорошо знаем, в том числе и по данным археологии, что на территории Восточной Европы в VIII веке появились пришельцы с севера, то есть скандинавы. Они освоили так называемый Путь «из варяг в греки», пересекавший территорию будущей Древней Руси с севера на юг. Это был развитый торговый путь, соединявший север Европы с Константинополем, на тот момент крупнейшим экономическим и культурным центром ойкумены. К середине IX века скандинавы, занимавшиеся обеспечением работы этого маршрута, начинают активнее взаимодействовать с местным населением, чем раньше: они оседают в наиболее важных транзитных пунктах (Ладога, Рюриково городище, Гнёздово, Киев) и вместе верхушкой славянских племен формируют новое политическое управление.
События могли развиваться по-разному: где-то силовыми методами, а где-то и мирно. В любом случае, скандинавы постепенно сливались с местной славянской элитой, вместе с которой и управляли подконтрольными территориями. Возникшие объединения стали затем усиливаться и разрастаться, север соединился с югом, и возникло то, что мы называем Древнерусским государством.
А что с картиной? Пространство на ней разделено лежащими на земле дарами на два мира – скандинавский и славянский. Слева мы видим Рюрика и, вероятно, двух его братьев Синеуса и Трувора. За их спиной воины, выходящие из драккара. Надо сказать, что учёные до сих пор спорят, существовали ли Синеус и Трувор на самом деле, или же их имена – неправильно понятое летописцем шведское выражение «с родом и верной дружиной». Справа мы видим новгородского старейшину Гостомысла, который обращается к скандинавам с речью. Первые упоминание о Гостомысле, как об инициаторе призвания варягов относятся к XVI-XVII вв., а более ранними летописными источниками его существование не подтверждается. Поэтому Гостомысла стоит считать скорее легендарной, чем реальной фигурой. Тем не менее, Васнецов хорошо передал главное – момент встречи и взаимодействия двух культур – воинов-скандинавов и земледельцев-славян.
Что касается изображённой на картине одежды и предметов вооружения, то они довольно слабо соответствуют эпохе. В защиту Васнецова нужно сказать, что у него не было научных консультантов, да и археология тогда была на совсем другом уровне развития, чем сегодня. Художник взял за основу некоторые изобразительные источники (миниатюры, иконы), как отечественные, так и западноевропейские, и создал скорее собирательный образ.
Предметный разбор изображённой на картине материальной культуры смотрите на прикреплённых изображениях.