17.04.2015     0
 

Русский щит (1): эмблемы и гербы дружинников


русский щит в битве

Эта стать написана в помощь тем, кто хочет разобраться: какие эмблемы и символы могли украшать щиты русских воинов IX – XIII веков.

Разумеется, это всего лишь мнение одного из многочисленных любителей геральдики и истории Древней Руси, а ни в коем случае не истина в последней инстанции. Однако автор не без оснований называет гербами изображения на русских домонгольских щитах и никаких угрызений совести при этом не испытывает.

Два источника изображений на русских щитах

Что могли рисовать на щитах русских воинов в домонгольский период, то есть, в IX – XIII вв.? Такие вопросы, к сожалению, имеют очень мало точных ответов, которые можно условно разделить на 2 группы:

  • русские щиты, изображённые на рельефах немногих уцелевших домонгольских храмов и на страницах немногих уцелевших иллюстрированных летописей тех же времён;
  • русские щиты, изображённые на иконах.

Зачем же их разделять, ведь и тех, и других источников весьма и весьма немного? Затем, что создатели упомянутых произведений искусства следовали разным художественным идеологиям.

Лев князя Владимирского

Например, при создании знаменитого рельефа на портале Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, мастер стремился показать покровительство св. Георгия всей Владимирской земле и её князям. Именно поэтому его св. Георгий опирается на щит с владимирским львом.

русский щит

Следует лишний раз отметить, что щит со львом на портале Святогеоргиевского собора изображён точно и грамотно с точки зрения западноевропейской геральдики – мы видим на нём типичного вздыбленного льва, обращённого именно в правую сторону щита, выполненного в стиле данной страны и данной эпохи.

Логика иконописца

Если же говорить об изображениях русского воинства на иконах, то здесь иконописец чаще всего изображал не отряд конкретных, реально существовавших воинов, а некое воинство-символ. А, следовательно, у воинов-символов будут и символические щиты, и символические знамёна.

Конечно, иконописное изображение не выдумывалась от начала и до конца – иконописец опирался на то, что он видел вокруг себя, а также на канонические изображения.

Поэтому, например, рисунок на знамени можно рассматривать как вполне возможную геральдическую фигуру. Но вот само знамя совсем не изображает какое-то конкретное знамя. Оно лишь указывает на то, что данное войско – православное.

Расцветка и форма русских щитов вполне может отражать реальные формы и цвета, в которые окрашивались щиты во время создания иконы. Но вот сопоставить щит, изображённый на иконе, реальной исторической личности, участвовавшей в данном событии, – скорее всего невозможно.

Новгород против Суздаля

Даже на известной иконе, показывающей битву новгородцев с суздальцами в 1170 году [1], мы видим два монолитных войска, совершенно неотличимых одно от другого ни по доспехам, ни по щитам, ни по знамёнам. Если, конечно, не считать фигур святых, сражающихся за одну из сторон.

Битва Новгород против Суздаля

Эта удивительная икона, тем не менее, позволяет обоснованно предположить, что щиты у русских были не только червлёные и не только миндалевидные, а также, что на знамёнах – тоже не только червлёных – изображался православный восьмиконечный крест на ступенчатом основании с орудиями Страстей Господних.

Вероятнее всего, на знамени изображён так называемый Голгофский крест или его несколько упрощённая версия. Это, на самом деле, весьма важная информация, так как можно с хорошей степенью достоверности предполагать, что эмблемы и символы с боевого знамени вполне могли быть нанесены и на воинский щит.

Иван Грозный и эмблемы на щитах

Редким исключением среди икон, изображающих русские воинства, является очень известная икона «Благословенно воинство Небесного Царя», которую в советской традиции принято было называть «Церковь воинствующая» [2].

На этой иконе представлены не только известные святые, но и, например, сам царь Иван Грозный. Возможно, что показаны на ней и другие исторические личности, по крайней мере, на этой иконе немало воинов, щиты которых украшены неплохо прорисованными самобытными эмблемами.

Церковь воинствующая

И эти изображения вполне можно назвать гербами, ведь то, что можно разглядеть, более чем удовлетворяет правилам геральдики. Другое дело, что очень немногие изображения можно понять однозначно, однако отметим, что среди различимых эмблем можно при желании разглядеть и кресты.

Окончание следует…

Примечания

  1. Речь идёт об иконе середины – второй половины XV века, написанной в Новгороде. Дерево (липа), паволока, левкас; темпера, 165 x 119,5.

Находилась, вероятно, в церкви Святого Димитрия в Кожевниках; в XIX веке перенесена в часовню Святого Варлаама Хутынского, а позднее – в церковь Николы Кочанова.

Поступила в Новгородское епархиальное древлехранилище в 1912 году. Реставрирована в 1913 году в Новгороде П.И. Юкиным; в 1957 году в ГЦХРМ А.Н. Рябининой. Хранится в Новгородском государственном объединённом музее-заповеднике (НГОМЗ).

  1. Икона «Благословенно воинство Небесного Царя» написана в 1550-х годах по заказу Ивана Грозного в память о его Казанском походе 1552 года. Дерево, паволока, левкас; яичная темпера. 144 × 396 см.

Икона находилась у южных врат кафедрального Успенского собора Московского Кремля возле царского места. В начале XX века находилась в мироваренной палате Кремля, а в 1919 году поступила в собрание Государственной Третьяковской галереи, где хранится и сейчас.

Фото

  • Валентина Феофилактова,
  • Википедия


Подпишитесь на Proshloe
Только лучшие материалы и новости науки

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для отправки комментария, поставьте отметку. Таким образом, вы разрешаете сбор и обработку ваших персональных данных. . Политика конфиденциальности

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.