20.04.2016     6
 

Сергей Каинов про Гнездовские курганы и оружие в них


sergei-kainovПоследнее время к нам часто обращались с вопросами про Гнездово. И мы решили опубликовать на сайте интервью с экспертом, которое брали в конце 2014 года для альманаха «Людота».

Наш собеседник — Сергей Каинов, хранитель отдела оружия в Государственном историческом музее (Москва).

Через его руки прошло немало оружия, которым сражались в древности. А еще он действующий сотрудник Смоленской археологической экспедиции МГУ-ГИМ.

И кому, как не ему, рассказать читателям «Людоты» про Гнездово – одно из крупнейших поселений Древней Руси эпохи становления государственности, над которым сейчас нависла угроза исчезновения.

Более тысячи курганов

Добрый день, Сергей. Расскажите, когда впервые начались исследования в Гнездово?

Здравствуйте.  Обратить внимание ученых на этот памятник «заставила» находка при строительстве Орловско-Витебской железной дороги в 1867 году так называемого Большого Гнёздовского клада. Он насчитывал несколько десятков серебряных вещей, ныне хранящихся в Государственном Эрмитаже. А уже в 1874 году, по поручению Московского археологического общества, М.Ф.Кусцинским были раскопаны 14 первых насыпей. С того времени было исследовано более 1000 курганов, которые датируются первой четвертью X — началом XI века.

Наибольшее количество (более 750) — раскопано в ходе работ экспедиции МГУ, проводящихся на памятнике с 1949 года по настоящее время, сначала под руководством Д.А.Авдусина, затем Т.А.Пушкиной.

Можно ли сказать, сколько именно славян и сколько викингов похоронено в Гнездово?

Вопрос этнического состава населения Гнёздова сложный и имеет давнюю историю, особенно в плане определения количества «норманнских» погребений. Сейчас принято считать, что скандинавы составляли значительную часть населения Гнездова.

В процентном отношении, по мнению Ю.Э. Жарнова, скандинавам принадлежало от четверти до трети гнездовских погребений. Характер скандинавских находок говорит в пользу того, что североевропейские народы были, по большей части, представлены шведами.

Остальные погребения «этнически нейтральны», большая часть из них, учитывая материалы раскопок поселения, несомненно, принадлежала славянам. Это как «местные» славяне – кривичи, так и «пришлые» — северяне, и, возможно, славяне из Великой Моравии.

Я слышал, что в Гнездовских курганах были несколько захоронений, совершенных в ладьях. Можно об этом поподробнее? Что это были за корабли?

Действительно, наличие значительного количества ладейных заклепок, служивших для соединения бортовых досок, позволяет предполагать, что в ряде курганов погребенные были сожжены вместе с «ладьями». Несомненно, это были люди, входившие в элиту гнездовского общества. Но были ли это ладьи, аналогичные ладьям из курганов Усеберг или Гокстад в Скандинавии?

Наибольшее количество заклепок, найденных в одном гнездовском захоронении, составляет 276 штук в радиусе 10 метров. Расстояние между заклепками на 23 метровой ладье из Гокстада — около 18,5 см. Самые грубые подсчеты показывают, что 276 заклепок хватит разве что на две  доски обшивки (которая на гокстадском судне состояла из 16 поясов с каждого бока). Таким образом, можно предположить, что суда, помещенные в гнездовские погребения, представляли собой небольшие лодки.

Хотя нельзя исключать, что гнездовские суда конструктивно отличались от ладей типа Гокстадской, и тогда количество заклепок – не показатель размеров судна. В сочинении византийского императора Константина Багрянородного есть упоминание о моноксилах (однодеревках), которые славяне поставляют росам. Росы, переставив со старых моноксил «весла, уключины и прочее убранство… снаряжают» новые моноксилы для плаванья вниз по Днепру.

Возможно, выдолбленные из одного ствола дерева славянские моноксилы использовались русами как основа для сборки более грузоподъёмных судов посредством набойки бортовых досок.

Некий город

Рядом с курганами в древности наверняка был какой-то город?

Сейчас большинство исследователей сходится на мнении, что Гнездовский археологический комплекс представляет собой древний Смоленск, упомянутый в русских летописях и в сочинении Константина Багрянородного «Об управлении империей». Современный Смоленск отстоит от Гнездова на 15 км, и культурного слоя с находками древнее второй половины ХI века, там пока не обнаружено.

Хотя есть находки лепной керамики и куфических дирхемов, позволяющие предполагать существование поселения на этом месте и в Х веке, а может быть и в более ранее время. Тем не менее, возможные размеры поселения на месте нынешнего Смоленска не идут ни в какое сравнение с поселением в Гнездово. Отсюда делается вывод, что в ранних письменных источниках о Смоленске упоминается именно поселение в районе Гнездова. То есть Гнездово — это раннегородской центр Руси, предшественник исторического Смоленска.

И вокруг этого центра исследована тысяча курганов. Но это же очень много!

Это только исследованных. Всего же в Гнездово по подсчетам, сделанным в 1920-х годах, было примерно 4.500 курганов — что рекордно для всей территории Восточной Европы.

Подобный массив свидетельствует о большой концентрации населения, а значит, важной роли Гнездово как административного, военного и торгового центра Древней Руси. Кроме того, большое количество курганов объясняется и особой «исторической судьбой» памятника.

Например, в Киеве или Чернигове город непрерывно существовал на одном месте. Он развивался, расширялся и со временем разрушал окружающие поселение курганные могильники. В Гнездово же, в результате «переноса города» в ХI веке, поселение и могильники Х века относительно хорошо сохранились и позволяют представить структуру раннего древнерусского города.

Чем жило Гнездово – ремеслом  или торговлей?

Гнёздовский археологический комплекс, благодаря расположению на Днепре, является одним из ключевых памятников на пути «из Варяг к Греки» — основной торговой магистрали Х века на территории Древней Руси.

Именно это определило его бурное развитие. Торговая деятельность (в том числе и международная) напрямую вела и к развитию ремесленного производства.

Найденные при раскопках инструменты и производственные комплексы свидетельствуют об изготовлении в Гнездове различных ювелирных украшения из золота, серебра и бронзы, обработке железе, кости, глины.

А какие самые неожиданные предметы были найдены в Гнездово?

Мне сложно оценить «неожиданность» находок. Часть находок, действительно, не характерна для территории Древней Руси. Так в Гнездово наблюдается концентрация предметов центральноевропейского происхождения – керамика, ювелирные украшения, предметы вооружения и снаряжения всадника. Среди последних – обломок уникальной для Руси шпоры, примечательной тем, что она была полностью отлита из серебра, украшена позолотой и чернью.

Также стоит упомянуть находку светильника в виде женского лица. По всей видимости, в Гнездово он попал с территории Ирана. Иранское происхождение имеет и гемма с вырезанным изображением головы быка.

Военное дело в Гнездово

С мирным бытом и торговлей мы определились. А как обстоят дела с войной? Какое оружие было найдено в Гнездово?

Гнездово – один из немногих древнерусских памятников Х века, где представлены практически все категории и виды вооружения, распространенные в это время. Если просто перечислить, то это мечи, сабли, боевые ножи, топоры, копья, кистени, лук и стрелы, шлемы, кольчуги, пластинчатые доспехи, щиты.

Кроме того, Гнездово – самый северный пункт на территории Древней Руси, где найдены детали сабель.

Среди образцов кочевнического оружия также стоит упомянуть уникальные находки кистеня, украшенного сложной инкрустацией, а также наконечника копья-пики, долы на котором проложены латунной фольгой.

Mech iz Gnezdovo

Навершие меча из Гнездово

Среди мечей особого внимания заслуживает экземпляр, найденный при раскопках одного из курганов в 1950 году. Детали рукояти, орнаментально оформленные в готландской ювелирной традиции, отлиты из латуни и затем вызолочены. Это один из наиболее роскошно украшенных древнерусских мечей.

А доспехи?

В двух погребениях были обнаружены кольчуги. Отдельные кольца и обрывки кольчужного плетения — довольно частая находка в составе культурного слоя гнездовского поселения, что свидетельствует о довольно широком распространении этого вида доспеха. Редкой находкой являются две целые и одна фрагментированная пластины от доспехов.

Дело в том, что помимо Гнездова, на древнерусской территории известна еще только одна доспешная пластина, уверенно относящаяся к Х веку. Она была найдена в Ярославской области на селище, расположенном рядом с Сарским городищем.

Расскажите поподробнее о шлемах из Гнездово.

Всего при раскопках в Гнездово найдено два шлема. Оба — в так называемых Больших курганах, то есть насыпях огромных размеров, где, возможно, захоронены представители княжеской династии. Очень интересно, что один из шлемов находит аналогии среди материалов Великой Моравии.

Это, наряду с другими великоморавскими артефактами, найденными в Гнездово, позволяет предполагать не просто торговлю, но и передвижение в Гнездово беженцев из Великой Моравии после ее разгрома венграми.

Второй шлем демонстрирует еще один «источник» сложения как гнездовского комплекса вооружения в частности, так и всего древнерусского комплекса.  С середины — второй половины Х века все более многочисленными среди древнерусского оружия становятся предметы, аналогии которым можно найти среди степных, кочевнических древностей. Именно к таким находкам относится и упомянутый гнездовский шлем.

Гнездово сейчас

Что мы узнали мы о войне и мире тысячу лет назад благодаря Гнездово?

Безусловно, это процесс сложения древнерусского комплекса вооружения. В его состав вошли как предметы, связанные с носителями традиции пешего боя (скандинавские, славянские), так и предметы, более характерные для кочевнических народов, практиковавших конный бой. В результате взаимодействия этих традиций и складывается оригинальный древнерусский комплекс вооружения.

Если отвлечься от военной тематики, то недавно в Гнездово были обнаружены так называемые портовые зоны, расположенные около воды. Именно там осуществлялась вы грузка/погрузка, хранение товаров, а также ремонт судов.

Кроме того, археологи обнаружили в слоях конца Х — начала XI вв. два инструмента для письма по воску — «писала». Эти находки подтверждают раннее распространение письменности на территории Древней Руси.

Уточню, что в последние 10 лет, раскопки в Гнездово больше сосредоточены на поселении. Это объясняется, как научными задачами, так и с задачами по сохранению памятника.

А что происходит?

На рубеже 1990-2000 годов памятник подвергся нашествию «кладоискателей». В результате их деятельности были разрушены десятки курганов, из культурного слоя поселения были браконьерски извлечены сотни древних предметов.

Есть информация о находке «кладоискателями», по крайней мере, двух кладов. Все это нанесло непоправимый урон изучению, как самого памятника, так и в целом древнерусской археологии.

Сейчас деятельность «черных археологов» в Гнёздове пошла на спад, но возникла новая проблема. Дело в том, что значительная часть памятника находится на территории поселков, жители  которых ведут активную строительную деятельность, разрушая и курганы и культурный слой поселения.

К сожалению, этот процесс набирает обороты. Ни деятельность учреждений охраны памятников, ни действия правоохранительных органов не могут остановить или хотя бы  приостановить этот процесс.

Если не принять срочные меры, то Центральная курганная группа, западные части Лесной и Глущенковской курганных групп, а также северная часть поселения будут потеряны для науки и Русской Истории. Скоро, целиком и безвозвратно

————————————

Сергей Каинов приглашает всех желающих на сайт Смоленской археологической экспедиции. Там выложены полевые дневники раскопок, начиная с 2011 года а также пополняемая библиотека с очень большим набором литературы по Гнёздову. http://www.gnezdovo.com/


Об авторе: Николай Чеботарев

Основатель проекта "Людота"

Подпишитесь на Proshloe
Только лучшие материалы и новости науки
Обсуждение: 6 комментариев
  1. Павел:

    «Сейчас принято считать, что скандинавы составляли значительную часть населения Гнездова.

    В процентном отношении, по мнению Ю.Э. Жарнова, скандинавам принадлежало от четверти до трети гнездовских погребений. »

    Интересно, с каких пор четверть или даже треть, это большинство?

    Ответить
    1. Сергей:

      Павел, а с каких пор «значительная часть» = «большинству» ?

      Ответить
      1. Сергей:

        Павел, в прошлом году был в Гнездово, разговаривал с Зозуля Сергеем, так он сказал, что четверть это все скандинавские погребения в Гнездово, из них половина женских, из оставшихся 12 процентов часть детских, таким образом можно сделать вывод о том, что взрослых мужских погребений в Гнездово примерно 7-5 %, при этом относящихся к дружинной культуре еще меньше, так что таки дела! 🙂

  2. «…значительная часть памятника находится на территории поселков, жители которых ведут активную строительную деятельность, разрушая и курганы и культурный слой поселения.»

    Нежели никакие суды не дают постановления на запрет? Если да, то сажать нафиг «строителей» (не рабочих, разумеется, а заказчиков)

    Вот как охранять «водоохранную зону», так находятся средства. Люди штрафуются даже за мангалы у реки. А как уничтожать наследие древности, так некому… Печально всё это.

    Но должен же быть какой-то контрольный орган? Наверняка же есть какие-то законы, способные защитить курганы и вообще территорию с такой исторической ценностью…

    Ответить
    1. да,говорят есть такая организация. Называется «Белая стрела»)))

      Ответить
  3. Подобные раскопки и позволяют нам заглянуть назад в историю. Культурная и историческая ценность Гнездовских курганов бесценна. И прискорбно конечно слышать о том, что банально разворовывают памятник федерального значения.

    Ответить

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для отправки комментария, поставьте отметку. Таким образом, вы разрешаете сбор и обработку ваших персональных данных. . Политика конфиденциальности

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.