Этот меч прямо-таки притягивает взгляд: красивое, прекрасно сохранившееся, дорогое оружие. И история у него любопытная.
В 1975 году студенты под руководством молодого археолога Вячеслава Молодина вела раскопки в Барабе, на правом берегу реки Оми.
Место оказалось интересным: для непосвященного — обычная березовая роща, край надпойменной террасы. А для археолога — курганы разных эпох и культур, кротовское поселение и андроновский могильник, относящиеся к бронзовому веку.
Ненадолго оставшись без руководителя, студенты размахнулись – и раскоп оказался на пару метров длиннее, чем требовалось, его край уперся в огромную березу.
И надо же такому случиться — именно под ее корнями в 3-5 см от поверхности обнаружился меч! Сегодня он хранится в фондах института археологии и этнографии СО РАН в Новосибирске.
Размеры сибирского меча
Несмотря на условия — без ножен и на небольшой глубине – оружие прекрасно сохранилось. Общая длина меча – 96 см, на клинок приходится 81,4 см. Его ширина у рукояти доходит до 4,8 см, причем треть занимает глубокий дол, который заканчивается в 11 см от острия.
Судя по форме, сибирский меч был эффективен и при колющих, и при рубящих ударах. Рукоять длиной 14,6 см дополнена нешироким прямым перекрестьем – чуть больше 8 см – и популярным трехчастным навершием в 6 см.
От серебряной насечки на этих деталях остались только следы, а раньше по ним вился плетеный орнамент с петлями-восьмерками.
Надписи на клинке
В глубоких долах, по обоим плоскостям клинка, сохранились латинские буквы, инкрустированные серебром. Специалистам удалось их расшифровать.
Если вам станет интересна тема надписей на мечах, обратитесь к одной из наших статей вот по этой ссылке — http://proshloe.com/istoriya-mecha-4-3-romanskij-meh-na-rusi.html
А мы расскажем про буквы на сибирском мече. Вот они, кстати:
Надписи NMStEtDSE и «CtusJhChristus» это сокращения.
Полностью они читаются так.
«Nomine Matris Salvatoris Eterni Domini Salvatoris Eterni» значит «Во имя матери нашего Спасителя вечного, Господа Спасителя вечного». А «Christus Jhetsus Christus» это, как можно догадаться по звучанию фразы, «Христос Иисус Христос».
На противоположной плоскости сибирского меча (первая из двух фото, надпись внизу) написано «NOMENe», что расшифровывается как «Nomine Omnipotitis Mater Eterni Nomine», и переводится «Во имя Всемогущего. Богоматерь. Во имя Вечного».
Типология и происхождение сибирского меча
По системе академика Анатолия Кирпичникова меч относится к типу II. Датируется такое оружие второй половиной XI — XIII вв. Вероятна их генетическая связь с более ранними каролингскими мечами типа S.
Происхождение клинка – наверняка западноевропейское: такие аббревиатуры-посвящения на латыни были популярны в эпоху первых крестовых походов конца XI–XII вв.
Сборку же меча из клинка и частей эфеса могли произвести где-то в Северной Европе — в материковой Швеции или на острове Готланд.
Подробности этой истории, по всей вероятности, навсегда останутся неизвестны любопытным потомкам.
Но, согласитесь, меч без ножен, лежащий вне поселения – это, скорее всего, потерянное в бою оружие, которое не заметили или не успели подобрать.
Скорее всего, его последний владелец недолго прожил после того, как клинок выбили из рук. Но откуда же взялся в лесостепи Центральной Барабы этот меч?
Торговля
Первый вариант ответа, предложенный В. И. Молодиным (его дополнили Д. А. Дубоглав и А. Н. Кирпичников), очень прост: наторговали.
В 1130-1150 годах исламский богослов и философ Абу Хамид ал-Гарани путешествовал по Руси. Как любой приличный арабский путешественник, он составлял путевые заметки, где замечал, что восточные клинки завозились купцами в северную Югру.
Дело в том, что путь из Варяг в Греки не был единственным торговым путем в Средние века. Была еще так называемая Зырянской дорога, она же — Русский Тес. По ней и проходил древний путь из Руси в Приобье.
Путь этот действовал в XII веке. Его определили по археологическим находкам, сопутствующим торговле — монетам, товарам и так далее. Остается, впрочем, одно маленькое «но»: от Нижнего и даже Среднего Приобья путь в Барабинскую степь был неблизкий. Сотни километров.
Трофей
Можно предположить, что меч не был привезен нарочно «под заказ» или для вероятных покупателей, а попал сюда случайно — в результате обмена между степным и таежным населением или как военный трофей.
При этом трудно представить кочевника, который с упоением орудовал этим мечом: степняки традиционно предпочитали однолезвийное оружие.
Тюркские народности, кочевавшие в XI–XIII вв. в степях Южного Зауралья и лесостепях Центральной Барабы, были родственны друг другу и составляли восточную окраину Дешт-и-Кипчака — огромного аморфного объединения половецких племен.
С 1055 г., после окончательного завоевания ими степей Восточной Европы, и до монгольского нашествия 1230–1240-х гг. кипчаки были активным, постоянно действующим элементом истории русских княжеств, Волжской Булгарии, Венгрии, Дунайской Болгарии, Византии, Грузии.
При всех этих активных военных контактах европейские и русские мечи половцам были не нужны. Они придерживались иной тактики — конного маневренного боя с помощью лука, стрел и сабли. Это, кстати, было традиционной тактикой для всех евразийских кочевников.
Поэтому-то половцы и предпочитали однолезвийные палаши и сабли. За доказательствами далеко ходить не нужно: в кипчакских воинских погребениях Южного Урала и Западной Сибири обнаружены только образцы однолезвийного клинкового оружия.
В многочисленных курганах «черных клобуков» XI–XIII вв. тоже находят исключительно сабли.
Эти противоречия и были, вероятно, одной из причин появления еще одного предположения, весьма фантастичного.
Подарок Ивана Грозного Ермаку
Версия такова: атаман Иван Кольцо, привезший Ермаку знаменитый доспех от Ивана Грозного, мог привезти из Москвы и меч. Предполагаемые места гибели обоих атаманов находятся примерно в этих краях.
Правда, заодно придется приписать Ивану Васильевичу весьма оригинальный подход к подаркам, а Ермаку и его сподвижникам – любовь к антикварным мечам, давно вышедшим из употребления. Разумеется, представить себе такое оружие в руках казака конца XVI в. просто невозможно.
Но соблазн связать любой интересный факт с легендарной фигурой всегда велик. А тут еще и журналисты подогревают тему, прозвав меч «сибирским Экскалибуром». Интересно, почему именно им?
Материалы:
- Зыков А. П. Находки европейских средневековых мечей восточнее Уральских гор. Уральский исторический вестник №1 (30) 2011
- Кирпичников А. Н. Древнерусское оружие. Вып. 1: Мечи и сабли IX–XIII вв. М., 1966.
- В. И. Молодин. Меч Каролингов. Наука из первых рук, 2003 г.
Фото — oursociety.ru, соц. сеть «ВКонтакте»
Интересная статья. Копание лопатой без разрешения и находка меча,напомнило мне рассказ моей учительнице истории. Она вместе с другими студентами выехали на археологические раскопки одного из степных курганов. Профессор и руководитель экспедиции куда то уехал по делам и студенты , что бы сократить время и раскопать по больше в нарушении всех инструкций начали копать лопатами. В результате нашли череп, который приняли за что то очень древнее. Отвезли этот череп в милицию для экспертизы. Те проверели и обнаружили, что череп не древний,а довольно новый. Мало того он принадлежал трупу неизвестного мужчины,тело которого было найдено лет так десять до раскопок.
Тут вспоминается находка на Райковецком городище позднесредневекового меча. Просто совпали разгромленная монголами застава и место, где ушел в землю «меч из будущего»
Копали как раз с открытым листом, просто окончательные границы раскопа разметили без начальника. Раскопки велись уже при нем. Другой вопрос, что в этом месте друг друга перекрывали могильник и поселение бронзового века, относящиеся к разным культурам, а находка каролинга стала большой неожиданностью)
очень похож на ульфберт… но ето наверно в то время как сегоденя АК47 или М16 …такая брендовая штуковина войны
В смысле, «похож на Ульфберт»?
Ульфберт это же просто надпись на металле.
Просто торговая марка, производитель каролингских мечей, а вовсе не особый тип оружия.
По внешнему виду они не отличались от мечей с другими клеймами. Отличия были в составе металла клинка, но внешне разницу не уловишь.