Несмотря на споры о происхождении слова «скьявона» (от слова «раб» / «славянка» / «наемник») эти мечи были, в первую очередь, надежным оружием. Ими вооружались балканские наемники, которых венецианские правители — дожи, охотно держали в своих войсках и личной охране.
Известны скьявоны, заточенные только с одной стороны и скьявоны обоюдоострые, длинные и короткие, с долом вдоль клинка и без него. Чтобы не уйти в дебри, мы сосредоточимся только на эфесе.
Навершие «кошачья голова» — первый признак скьявоны
Есть два способа понять, скьявона перед нами или просто меч с корзинчатой гардой. Для этого следует обратить внимание на навершие.
У некоторых образцов навершия — просто плохо обработанные куски металла, бесформенные, с нарушенной симметрией. Другие же четко проработаны и художественно оформлены, часто в виде масок, лиц или причудливых розеток.
По своим очертаниям, навершие скьявоны имеет характерную подквадратную форму с двумя уголками. Отчасти она напоминает кошачью голову. Вот навершие, которое украшает венецианскую скьявону XVII века (общая длина 111 см.):
И еще один меч с таким навершием, чтобы проследить тенденцию — тоже Венеция, тоже XVII век:
Остается добавить, что навершия выполнялись из железа, бронзы или латуни, а иногда и из чистого серебра.
Косая корзинчатая гарда — второй признак скьявоны
Помимо характерного навершия, отличительной особенностью скьявоны стал особый эфес, уникальный в мире корзинчатых гард.
У скьявоны все основные дуги, образующие корзину, крепятся к концам перекрестья. Далее, следуя диагонально, они пересекаются с дугой, прикрывающей кисть снаружи.
Получается косое, по отношению к плоскости меча, направление дуг. В других видах мечей, например на шотландских мечах, оно было параллельным клинку.
Вся корзина крепилась только к гарде, но никогда — к навершию.
Однако на некоторых образцах видно, что в навершии просверлено отверстие. Через него продета проволочная петля или кольцо, чтобы крепить его к корзинчатой гарде.
Кстати, о скьявоне, изображенной именно на этом фото, у нас была отдельная статья http://proshloe.com/skyavona-iz-venetsii-1700.html
Два типа скьявоны
Эварт Окшотт подразделяет скьявоны на два основных типа. Как видно на иллюстрациях, первый тип выглядит проще второго. Он редко имеет дополнительные украшения, хотя есть и исключения.
Несмотря на различия в размерах и способе переплетения дуг, разницы в самих корзинах было очень мало.
Это может значить, что такие, похожие друг на друга, скьявоны выдавались солдатам на службе, однако подтвердить эту версию пока невозможно.
Гарда скьявоны первого типа
Гарда первого типа образована из приплюснутых, широких пластин. Перекрестье — квадратное в сечении — как правило выгнуто наружу.
Внизу самой корзины, закрывая рикассо, находятся две пересекающиеся дуги. Они имеют заостренную форму и закреплены на концах.
Задняя часть гарды всегда было очень простой и формировала своего рода кольцо вокруг большого пальца воина:
Гарда скьявоны второго типа и ее подтипы
Гарды типа 2 – более сложные. Они состоят из дуг, которые расширяются, прежде чем загибаются вовнутрь и закачиваются. Поперечина почти всегда следует той же форме загибаясь наружу.
Именно у эфеса второго типа можно наблюдать наибольшее количество вариаций в структуре и отделке.
Верхняя часть гарды, в отличие от типа 1, сформирована не тремя плоскими пластинами, а парой диагональных дуг, соединённых между собой серией коротких перпендикулярных перемычек.
Задняя сторона всегда более сложная чем у типа 1, она имеет более полную структуру и скульптурную форму.
Типы 2а и 2б сохраняют основные черты стандартного типа 2.
Разница лишь в том, что тип 2а имеет три диагональные дуги, которые образуют два ряда прорезей, а не один.
Конструкции типа 2b еще более детализирована, там уже целых три ряда прорезей.
Пока неизвестно, какой тип эфеса возник первым и в каком порядке они произошли друг от друга. Этот вопрос является сложным и существуют теории в пользу различных вариантов.
Ввиду всего ранее сказанного, кажется разумным заключить, что разные типы эфесов существовали одновременно и вполне возможно, были разработаны в разных регионах.
Оставайтесь с нами, и подписывайтесь на новые статьи сайта по электронной почте — так вы их точно не пропустите!
Статья Натана Робинсона «Spotlight: The Schiavona and its Influences»
впервые опубликована на сайте myarmoury.com
Перевод на русский язык — специально для интернет-журнала «Людота» — выполнила Дарья Савельева.
Материал дополнен иллюстрациями.