История доколумбовой Америки: Блог Дмитрия Беляева
Оказывается мировые и отечественные СМИ вновь наполнились пугающими новостями типа «Ученые предсказали конец света». И если в зарубежном медиапространстве главными пропагандистами оказались исключительно таблоиды типа британской Sun и другие СМИ с неоднозначной репутацией (типа New York Post), а также многочисленные итальянские и латиноамериканские медиа, то в российской медиасфере о том, что «Ученый предсказал конец света 21 июня» нам сообщает, например, «Федеральное агенство новостей». Для РИА ФАН источником вообще оказался арабский интернет-портал Аль-Айн!
Все мы помним, что прошлый раз «конец света по календарю майя» должен был произойти 21 декабря 2012 года. На самом деле, конечно, это должно было быть 23 декабря, но СМИ об этом благополучно не подозревали. Что же такое подвигло очередного «ученого» на изменение этой даты?
«Следуя юлианскому календарю, мы технически находимся в 2012 году. Количество потерянных дней в году из-за перехода на григорианский календарь составляет 11 дней. За 268 лет по григорианскому календарю (1752–2020) раз 11 дней = 2948 дней. 2948 дней / 365 дней (в год) = 8 лет», — цитирует РИА ФАН запись «ученого» в Твиттере. И добавляет (опять-таки со ссылкой на «Аль-Айн», что «серию публикаций, поддерживающих теорию Тагалогина, Twitter удалил». Ясно же, что учОные скрывают!
Честно говоря, я не знаю, кто такой Паоло Тагалогин и в какой науке он ученый, но о календаре майя он точно не имеет ни малейшего представления. И приводимые СМИ его «расчеты» представляют собой полнейший бред.
Вспомним, что же у нас была за история с «концом света по календарю майя» в 2012 году.
Древние календари Мезоамерики циклические, поэтому в принципе ни начала ни конца в них не бывает. Однако на юго-востоке Мезоамерики где-то в IV в. до н. э. придумали особую хронологическую систему — так называемый «долгий счет». Он представляет собой запись даты по эре, то есть от некой выбранной начальной точки. Придумали эту запись вовсе не майя, а носители так называемой эпиольмекской культуры, процветавшей на побережье Мексиканского залива с IV в. до н. э. до III-IV вв. н. э. У эпиольмеков была своя иероглифическая письменность, очень сильно повлиявшая на письмо майя.
К сожалению, попытки дешифровать эпиольмекскскую иероглифику оказались безуспешными. Но мы неплохо разбираемся в эпиольмекском календаре и хронологии.
В качестве отправной точки «долгого счета» была выбрана не связанная с реальной историей дата, соответствующая 13 августа 3114 г. до н. э. Количество дней, прошедших от этой начальной даты, записывалось позиционным способом сверху вниз при помощи типично мезоамериканской системы «точек и палочек», где точка обозначала единицу, а палочка — «5». Самые ранние датированные эпиольмекские надписи относятся к I в. до н. э. (стела из Чьяпа-де-Корсо — 36 г. до н. э., Стела С из Трес-Сапотес — 32 г. до н. э.)
Где-то в I или II в. н. э. систему «долгого счета» заимствовали майя. Сначала они просто копировали ее — как, например, в городе Абах-Такалик на склонах гор, спускающихся к тихоокеанскому побережью Гваетмалы.
Но позже они решили прибавить в цифрам собственные знаки, записывающие циклические временные периоды.
Базовой единицей был день или кин («солнце / день»). 20 дней составляли двадцатидневный месяц, который на иероглифическом языке назывался виник или виналь (буквально «человек / 20»). 18 таких месяцев объединялись в счетный год или хааб (360 дней), продолжительность которого приблизительно соответствовала солнечному году из 365 дней. Тем самым вся система была связана с астрономическими и природными наблюдениями. В свою очередь 20 таких «годов» объединялись в двадцатилетие или винакхааб (больше известный под поздним названием катун, использовавшимся майя на севере Юкатана накануне испанского завоевания), включавший 7200 дней. 20 двадцатилетий объединялись в пик (или бактун), приблизительно соответствующий 400 годам (144000 дней).
Таким образом, любое историческое событие можно было датировать с точностью до дня. Вот например, начальная дата на стеле I из Киригуа (Гватемала).
Если прочесть дату на древнем иероглифическом языке майя, то она звчит так: болон-пик вашаклахун-винакхааб лахун-хаабаль ми-виналь ми-к’ин или «9 бактунов, 18 катунов, 10 лет, 0 месяцев и 0 дней». Специалисты записывают такую дату как 9.18.10.0.0 (как пошутил один из читателей моего ЖЖ, «всем ясно, что это айпи-адрес далекой галактики»). Это значит, что от начальной точки следует отсчитать 9 периодов по 144000 дней (1296000), а также 18 периодов по 7200 дней (129600), 10 периодов по 360 дней (3600), 0 периодов по 20 дней и 0 дней — всего 1429200 дней. Если эту сумму прибавить к 13 августа 3114 г. до н.э., то мы придем к 19 августа 800 г., когда царь Толя (древнее название Киригуа) с длинным именем Как-Холов-Чан-Йопат повелел установить этот монумент.
В 1960-е годы в научно-популярной книге, посвященной майя, американский археолог Майкл Ко обратил внимание на то, что на одном из монументов майя конца VII в., происходящем из городища Тортугеро, сообщается о конце 13-го «400-летия» (то есть большого цикла в 1872000 дней). Согласно принятой тогда системе корреляции календаря майя и европейского, эта дата должна была прийтись на 21 декабря 2012 г., ну а позднее, после уточнения, эту дату привязали к 23 декабря 2012 г.
Майкл Ко решил пошутить и написал про «запланированный Апокалипсис» древних майя. Мог ли он представить, что эта шутка обернется одной из самых масштабных фобий начала XXI века?
Те, кто внимательно следил за логикой календаря древних майя, уже наверняка поняли в чем же состоит полнейшая бредовость «расчетов» Паоло Тагалогина. Поскольку майя считали дни, то никакой связи с юлианским или григорианским календарем нет и быть не может. И никакие «потерянные дни» тут абсолютно ни при чем. Конечно же древние жители индейских городов на юге Мексики и Гватемалы не имели ни малейшего представления о «2012», «2020» или любом другом годе европейского летосчисления, так как для них не существовало Рождества Христова.
К 21 июня 2020 года 13-й период закончился уже семь лет назад. По «долгому счету» это 13.0.7.10.17, что соответствует дню 13 Кабан по ритуальному 260-дневному календарю и является началом месяца Касев (или Сек). У юкатанских майя накануне испанского завоевания в этот месяц свой профессиональный праздник справляли пасечники, ну а мы вынуждены опять читать всякую ерунду, распространяемую СМИ.