22.04.2020     0
 

Учитель фехтования для рыцаря


Вадим Сеничев о фехтовальных трактатах XV в.

Зачем благородному рыцарю обучаться фехтованию? Именно с ответа на этот вопрос начинается трактат Ганса Тальхоффера, один из старейших текстов в немецкой фехтовальной традиции, дающий нам представление о боевом искусстве, практикуемом в Священной Римской Империи первой половины XV века.

Ганс Тальхоффер (ок. 1410 — ок. 1480 гг.) был не просто мастером боя. Его тексты доносят до нас не только навыки борьбы, боя кинжалом, мечом, копьем и топором, конного поединка и судебного боя на булавах, но и большое количество инженерных идей, например, складные лестницы, водолазный костюм, осадные башни, прототипы танков и мин. Идеи, которые он развивал, вероятнее всего, почерпнуты из трактата Конрада Кайсера Bellifortis, написанного в начале XV века. Также в манускриптах Тальхоффера можно встретить чертежи разных видов холодного оружия и доспехов и даже астрологический трактат о том, как определить удачный день для битвы.

Жизнь мастера фехтования в позднем Средневековье нельзя назвать легкой. Само фехтование как феномен порой выходило за рамки «рыцарского искусства» и становилось уделом наемных судебных бойцов, которые сражались на стороне того, кто не мог сам выйти на бой. Такие бойцы описаны, например, в Саксонском зерцале (Sachsenspiegel, запись правовых германских земель, осуществлённая Эйнеке фон Рековым в XIII веке), как люди бесправные и стоящие на одном уроне с артистами и осужденными:

«Наемные бойцы [в судебном поединке] и их дети, актеры и все незаконнорожденные, и воздававшие [осужденные] за кражу и грабеж или возвращавшие [награбленное] и изобличенные на суде, или которые откупаются от смертной казни или телесных наказаний [«выкупают жизнь или кожу и волосы»] – все они лишены прав».[1] 

Однако, фехтование и фехтовальные навыки были нужны не только тем, кто не мог за себя постоять, но и тем, кто собирался делать это с большей эффективностью, чем их противники. Примером тому может послужить биография мастера фехтования Фиоре деи Либери, которая повествует нам о множестве его благородных учеников, одерживавших победы на турнирах и успешно воевавших в самых разных кампаниях. Сам Фиоре, происходивший из древнего рыцарского рода, отметился участием в нескольких войнах и даже командовал артиллерийским отрядом. В честь него была названа улица в городе Премариакко, обороной которого он руководил. К концу жизни Фиоре изложил секреты своего искусство в нескольких книгах, подаренных герцогу Никколо III д’Эсте, при дворе которого он, вероятно и жил. Также вероятно, он составлял книги для других своих учеников, но на данный момент о них ничего не известно.

Другой его современник, Филиппо Бартоломео Дарди (Lippo di Bartolomeo Dardi), был профессором астрономии и математики в Болонском Университете и открыл фехтовальный зал на улице Петралата в 1412 году. К несчастью, он не оставил записанных наставлений о боевом искусстве, однако сохранилась его переписка с коммуной города, в которой обсуждалась стоимость его услуг и их польза для граждан[2].

Немного иначе складывалась судьба Ганса Тальхоффера. Первые записи о нем повествуют о службе архиепископу Зальцбургскому Иоганну II фон Рейнсбергу, для которого он выполнял официальные поручения, о чем свидетельствует письмо с личной печатью, датированное 1433 годом[3]. В следующем году Ганс упоминается как свидетель по делу о заказном убийстве: нюрнбергский купец Якоб Ауэр нанял военных, находившихся на городской службе, для убийства Вильгельма фон Вилленбаха и предлагал Тальхофферу 60 гульденов «в год до конца жизни и коня» за соучастие, о чем Ганс сообщил перед судом[4]. За Ганса поручились влиятельные люди города: рыцарь Ганс Кушлер и его жена Катарина фон Криг (Hans Kuchler und Katharina von Kreyg). Судя по завещанию, составленному в 1436 году, Кушлер оставил Тальхофферу небольшую сумму денег. Итак, человек, имевший отношение к военному делу и избежавший суда за соучастие в убийстве, попал под опеку уважаемого рыцаря. Вполне возможно, что это стало поворотным моментом в жизни Ганса и именно эти события подвигли его начать систематизировать ту область знаний, которая была ему наиболее интересна. Вероятнее всего, увлечение записями и рисованием он перенял от своего первого патрона и заступника, Ганса Кушлера. Тот был дружен с Иоганном Хартлибом, доктором, автором книг по медицине, алхимии и астрологии. Тальхоффер включил копию его труда Ueber die Erhaltung des Sieges, посвященного гаданию для определения победителя в бою, в свой первый манускрипт.

С 1437 года Тальхоффер служил кастнером (административная должность, связанная со сбором денег и управлением хозяйством) в Хоненбурге. В счёт оплаты этих услуг за пять лет он получил от епископа дом, в котором проживал. Через тридцать лет в 1467 году мастер продал этот дом и ушёл на службу к герцогу Вюртембергскому[5]. За время жизни в Хоненбурге он создал два личных манускрипта и два адресных, посвященных конкретным патронам и заказчикам его искусства. Ещё один, последний, манускрипт написан им уже после отъезда из Хоненбурга. Ганс Тальхоффер — невероятно плодовитый для своей эпохи автор. Его наследие представляет собой 5 больших манускриптов, а также некоторое число копий, сделанных с них более поздними авторами (на данный момент известно не менее 9 копий)[6].

Самый первый из них, MS Chart.A.558, созданный около 1443 года, представляет собой личную тетрадь с зарисовками приемов борьбы и краткими подписями, а также уже упомянутый выше трактат Иоганна Хартлиба.

Следующий за ним текст, MS XIX.17-3, уже имеет конкретного адресата. Это большая книга, написанная для Литольда III фон Кёнигсекка, которого мастер готовил к поединку, который, судя по всему, так и не состоялся. О самом поединке не существует записей в хрониках и архивах, Тальхоффер не упоминает противника, к бою с которым готовился его ученик. Этот манускрипт был создан около 1450 года. В то время Литольд проживал в замке Marstetten, где его и обучал мастер Ганс.

Существует несколько версий, почему книга построена именно в таком ключе: 

Первая версия. Возможно, Литольд действительно был вызван на бой и нанял мастера, который, в процессе подготовки ученика написал для него персональный учебник. Между вызовом на судебный поединок и самим боем могло пройти немало времени. Однако, по каким-то причинам поединок не состоялся. Зато нам досталась книга о том, как Литольд готовился к бою.

Вторая версия. Возможно также, что подготовка к поединку – это всего лишь литературный сюжет, в который Тальхоффер облёк свой учебник. Логично, что героем книги был выбран Литольд, на службе у которого и находился мастер. Как и положено настоящему литературному произведению,  учебник содержит не только завязку (вызов на поединок), но и кульминацию – победу героя, после которой тот благодарит Бога и своего учителя.

После службы у фон Кёнигсекков, Тальхоффер перешел на службу к семейству фон Штайн. Братья Давид и Буппелин фон Штайны являются адресатами манускрипта MS 78.A.15, который почти в точности повторяет предыдущий манускрипт по структуре и форме подачи материала. Также книга, написанная для фон Штайнов содержит главы о кинжале, борьбе, бое шестом, бое верхом, мече и малом щите, цепе и специальном «большом щите». В отдельной главе описан судебный поединок в германской традиции, проходящий на булавах и щитах (эта традиция восходит к лангобардскому праву). Здесь также разыгрывается сюжет, в котором «герой» (один из братьев) повергает врага и благодарит мастера Тальхоффера за его учение. Однако, опять же неизвестно – имела ли место в реальной жизни описанная мастером Гансом дуэль.

Вероятно, Ганс Тальхоффер завоевал популярность в среде немецкого нобилитета как мастер, который не только готовит учеников к поединкам, но и пишет для них иллюстрированные пособия. В 1459 году мастер создает манускрипт MS Thott.290.2º. Это очень богато иллюстрированная рукопись, содержащая в том числе информацию об инженерных сооружениях, зарисовки разных видов оружия: мечи для поединков в доспехах, кинжалы, разборный топор со сменными элементами и большое количество приемов боя и борьбы. Этот манускрипт иллюстрирован для Тальхоффера Клаусом Флигером (Clauss Pflieger) и записан Михаэлем Ротвилером (Michel Rotwyler), как указано на странице 102r. Вероятно, мастер к этому времени был достаточно богат, чтобы не самому корпеть над рукописями для своих учеников, а заказывать их производство на стороне.

Последний трактат мастера был создан в 1467 году. Манускрипт Codex Icon 394a, написанный для юного графа, а впоследствии герцога Эберхарта фон Вюртемберга (1445-1496 гг.), одного из влиятельнейших людей своей эпохи, в будущем сподвижника Максимилиана I и главы Швабского союза. Герб фон Вюртемберга и дату записи текста можно видеть на странице 16v:

Благодаря герцогскому архиву, мы также знаем две очень важные подробности о жизни мастера Ганса. Одна из записей в книге расходов гласит:

Item dem Talhofer 10 gulden, 3 imi rockens, 15 imi haberns Baluburrer meß

Также заплатить Тальхофферу 10 гульденов, 3 мер ржи и 15 мер овса за его труд

Исследователи полагают, что это и было платой за его книгу или, возможно, за книгу и обучение бою.

Следующая запись выдаёт ценность труда Тальхоффера для его владельца. Это фрагмент завещания герцога Эберхарта, в котором он говорит, что его дорогой «фехтбух на пермагамене» (unnser permentin fechtbuch) должен достаться Вильгельму II, ландграфу Гессенскому. Есть все основания полагать, что имеется ввиду именно трактат Тальхоффера.

  • Выписка из книги расходов, ок. 1470
  • Фрагмент завещания Эберхарта фон Вюртемберга, 1492

Теперь же обратимся к тому, что сам Тальхоффер говорит нам о ситуации, в которой благородный человек будет нуждаться в мастере фехтования. Перед нами вступительное слово манускрипта MS XIX.17-3, датированного 1446-1450 годами:

Итак, заметь, что если благородного человека спровоцировали на дуэль и он согласился на нее, то ему следует обратиться к мастеру, который бы обучил его искусству (kunst) боя и передал секреты, известные ему одному и никому другому.

Так, юный господин (Junckher) должен быть осторожен среди других людей и никому не открывать секретов, которым он обучается, чтобы никто не предал его. Каждый день он должен вставать рано и идти на мессу, а затем идти домой, съедать кусок Johanisbrot и два часа заниматься с усердием, после чего не есть жирного. Затем после полудня заниматься еще два часа и два часа перед сном. На ужин съесть черного хлеба, вымоченного в холодной воде. Он помогает легче дышать и расправляет грудь.

Если дело будет происходить в городе, который готов предоставить ему протекцию, то пусть он отправится в тот город и пребывает в нем. Чтобы попасть в город, пусть возьмет с собой эскорт из друзей.

Мастер фехтования (schirm maister) должен отвести юного господина, которому предстоит дуэль, в уединенное место, и там, встав на колени, просить Господа даровать ему удачу и победу в этот час.

Далее следует краткая поэма с моральным наставлением и напоминанием о навыках, необходимых рыцарю:

Юноша, помни о том:
люби Господа и почитай дам
добрым словом их поминай.

Будь смел, как подобно мужу,
берегись лжи и обмана.

Будь честен,
борись за добро,
и рыцарский помни урок:

Камни метай и толкай,
танцуй и прыгай,
фехтуй и борись,
сразись на турнире,
дам прекрасных обольщай.

Будь легок и добр в душе:
фехтование требует отваги,
и если легко тебя напугать,
тебе не научиться сему.
Потеряно будет учение,
коль гром ударов и
тяжесть напора,
сердце твое устрашают.

Проявляй отвагу
против любого, кто оскорбил тебя
если хочешь сохранить честь,
защищай правоту.
Стерегись злых людей
кто не держит слова.
Если понял мой совет,
то с добром победишь.
И отличишь тогда
полезное от злого.
Так говорит Тальхоффер,
что знает искусство:
прежде думай хорошо,
если желаешь фехтовать или бороться,
храни секреты мастерства
и никому не доверяй.
Стой твердо подобно медведю,
не качайся вперед и назад.

Это держи в уме,
и всю силу пускай
только в нужной мере.
Хорошо заучи искусство
и с книгой советуйся,
в которой все изложено.

Теперь Литольд фон Кёнигсегг будет учиться поединку у Тальхоффера. И да сбережет его Бог.


Вывод 

Фехтование уже в конце XIV века стало модным и крайне распространенным явлением, которым были охвачены, без сомнения, все общественные слои. Необходимость в обучении фехтованию, как описывает её мастер Ганс Тальхоффер, могла непосредственно коснуться любого человека. Но он особо указывает на то, что это случается с благородными человеком (bÿder man или Junckher), и, очевидно, его востребованность в этой среде как мастера своего дела была заметна и высоко ценима. Тальхоффер в первую очередь остается в исторической памяти как представитель тех мастеров боя, в которых активно проявился интерес к систематизации знаний и передаче их языком философии и науки своего времени. Подобно тому, как Фиоре приравнивал годы своего обучения мастерству боя к докторской степени в других науках, Тальхоффер демонстрирует прогрессию своего стиля боя на протяжении десятков лет и развивает его за пределы судебного поединка. Тальхоффер оставляет нам уникальную группу источников, не только демонстрирующих передовые наработки в боевом искусстве своего времени, но и отвечающие на вопрос, зачем же рыцарю нанимать учителя фехтования. Вероятно, его труды – лишь верхушка айсберга из не дошедшей до нас мудрости многочисленных мастеров, обучавших не только дворян, но и широкие массы бюргерства, способного оплатить подобные занятия.

Сноски
Манускрипты

Автор выражает благодарность за помощь в подготовке статьи:
Алимову Алексею, Асламову Николаю, Камозину Эдуарду


Об авторе: Вадим Сеничев

История воинской культуры средневековья, взаимоотношения человека, общества и оружия. Переводит исландские саги и средневековые трактаты по боевым искусствам.

Подпишитесь на Proshloe
Только лучшие материалы и новости науки

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для отправки комментария, поставьте отметку. Таким образом, вы разрешаете сбор и обработку ваших персональных данных. . Политика конфиденциальности

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.