26.08.2022     0
 

Усадьбы Москвы в фотографиях XX века.


Москва ‒ это живой организм, и он меняется каждую минуту. Современные москвичи имеют возможность сравнивать облик города с фотографиями, которые были сделаны 100 лет назад и более. Прогуливаясь по окрестностям столицы, всякий пытливый ум ненароком задумывается: «А что же тут было раньше, и как это выглядело?»  

Посёлок Ленино. Одна из аллей парка «Царицыно». 1930‑е гг. Главархив Москвы 

Как раз в электронной книге Главархива «Сады и цветущие парки мою украшают Москву» можно найти некоторые ответы на подобные вопросы. Ведь здесь собраны фотографии, показывающие столицу в прошлом и настоящем. Ознакомиться с изданием можно на сайте виртуального музея «Москва ‒ с заботой об истории» в зале «1950‒2000-х гг.», далее ‒ «Медиатека» ‒ «Библиотека».  

Посёлок Ленино. В уголке парка «Царицыно». 1930–1950‑е гг. Главархив Москвы 

Столица России считается одним из самых зеленых мегаполисов мира ‒ здесь насчитывается свыше 100 особо охраняемых природных территорий: природно-исторические парки («Измайлово», «Кузьминки-Люблино», «Царицыно», «Москворецкий» и др.), ландшафтные и природные заказники («Тёплый стан», «Тропарёвский», «Воробьёвы горы» и др.), отдельные памятники природы, а также Национальный парк «Лосиный Остров».   

Беседка «Храм Цереры» в парке усадьбы Царицыно. Московская обл., пос. Ленино, 1930‑е гг. Главархив Москвы 

Сегодня в поле нашего интереса ‒ усадьбы, точнее ‒ дворцово-парковые ансамбли Москвы. Расцвет усадебной культуры пришелся на время правления Петра I. Именно тогда и появился новый тип усадьбы ‒ дворцово-парковый ансамбль, представляющий сочетание садово-паркового искусства и архитектуры. Говоря о дворцово-парковом ансамбле, первое, что вспоминается из шедевров архитектурного искусства, ‒ это Версаль. Но сегодня мы обратимся к истории наших московских усадеб ‒ не менее прекрасных!  

Беседка «Храм Цереры» в парке усадьбы Царицыно. Московская обл., пос. Ленино, 1930‑е гг. Главархив Москвы 

Начнем с одного из самых красивых дворцово-парковых ансамблей Москвы ‒ Царицыно. История усадьбы весьма богата: местность Царицыно, находящаяся на юго-востоке современной Москвы, известна с конца XVI века. Тогда она была вотчиной царицы Ирины Фёдоровны Годуновой. В XVII веке здесь находилось владение бояр Стрешневых, затем ‒ князей Голицыных. Уже позднее Петр I передал землю молдавскому князю Дмитрию Кантемирову.  Даже не верится, что территория этого произведения искусства когда-то носила название Чёрная Грязь. Но уже 13 августа 1775 года по указу Екатерины II Чёрная Грязь была переименована в Царицыно. Интересно, что прошлое и настоящее названия усадьбы созвучны с русским фразеологизмом «из грязи в князи».  

Беседка «Храм Цереры» в парке усадьбы Царицыно. Московская обл., пос. Ленино, 1930‑е гг. Главархив Москвы 

В электронной книге Главархива столицы «Сады и цветущие парки мою украшают Москву», помимо краткой истории Царицыно, можно также посмотреть фотоматериалы, которые отражают облик местности начиная с 1930-х годов и до 2007 года. Например, в 1939 году территория Царицыно вошла в рабочий посёлок Ленино, а с 1960 года этот поселок стал частью Москвы. На страницах электронного издания можно найти фотографию, где изображена одна из аллей парка «Царицыно» в 1930-х годах, будучи уже в составе посёлка Ленино. 

Дворцово‑парковый ансамбль «Царицыно». Фигурные «Виноградные» ворота и Оперный дом. 1962 г. Фото М. Редькина. Главархив Москвы 

Хочется отдельно отметить изящную беседку «Храм Цереры» на территории усадьбы, которая была построена в 1805 году по проекту архитектора Ивана Еготова. Выбор местоположения беседки имеет интересную историю: на месте, где она сейчас стоит, в 1775 году отдыхала хозяйка имения Екатерина II. Расположившись в шалаше на холме, императрица наблюдала за сельским праздником сенокоса, который для нее устроил Григорий Потемкин. Праздник проходил на соседнем поле, которое и сейчас можно увидеть из беседки. С тем событием и связано посвящение постройки древнеримской богине плодородия Церере, которая стоит с позолоченным снопом в руках (отсюда пошло и второе название ‒ «Золотой сноп»). 

Дворцово‑парковый ансамбль «Царицыно». Беседка «Храм Цереры» («Золотой сноп»). 1962 г. Фото М. Редькина.  Главархив Москвы 

В Главархиве Москвы хранятся живописные кадры беседки «Храм Цереры» в 1930-х годах. Правда, на момент создания фотографии вместо пропавшей оригинальной скульптуры на постаменте стояла статуя Цереры из подмосковной усадьбы Лукино. А вот уже на фотографии 1962 года из книги «Сады и цветущие парки мою украшают Москву» пьедестала пуст – хозяйка вновь отсутствует и вернется в новом образе лишь к 2007 году по повелению российского скульптора Александра Бурганова. 

Фрагмент светодинамического фонтана на Среднем Царицынском пруду. Снимок из серии «Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник “Царицыно”». 2007 г. Фото В. Мариньо. Главархив Москвы 

Усадьба «Кусково», бывшее имение графов Шереметевых, тоже упоминается в книге Главархива. На протяжении нескольких десятилетий XVIII века там формировался архитектурно-парковый ансамбль, который сейчас располагается на востоке Москвы на территории района Вешняки. В соответствии с модой того времени в усадьбе появился английский сад (или ландшафтный парк), украшением которого стали «природные» эффекты (как будто они появились естественно, без помощи человека) – ручьи, пруды, водопады, чащи, живописные горы и овраги.  

Музей-заповедник «Царицыно». Фигурные «Виноградные» ворота и Оперный дом. 2017 г. Фото С. Губачёва. Главархив Москвы 

Основные памятники ландшафтного искусства возникли в Кусково в 1780-е годы. Аллеи с аккуратно подстриженными деревьями, цветочными коврами и ровными газонами стали своеобразным лабиринтом: некоторые из них заканчивались зеркальными тупиками или нарисованными перспективами-обманками, скрывающими реальное пространство. В XVIII веке усадьбу даже прозвали Версалем из-за схожести с резиденцией французских королей. 

Цветочная аллея. Снимок из серии «Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник “Царицыно”». 2007 г. Фото В. Мариньо. Главархив Москвы 

В электронной книге Главархива столицы «Сады и цветущие парки мою украшают Москву» есть фотографии кусковской усадьбы. Например, кадр с французским регулярным парком, сделанный в 1930–1950‑е годы. Кстати, на сегодняшний день парк в Кусково — это единственный сохранившийся в Москве пример французского регулярного парка. 

Усадьба Кусково. Французский регулярный парк. 1930–1950‑е гг. Главархив Москвы

Важно упомянуть про скульптурный облик усадьбы в Кусково, ведь именно там сохранилась чрезвычайно ценная коллекция парковой скульптуры в Москве. Это искусно выполненные фигуры античных богов, доставленные из недр итальянских мастерских. Изначально их было 64, до сегодняшнего дня сохранились 58 – безусловно, не минуя реставрации. В книге Главархива запечатлены некоторые скульптуры. Например, на фотографии 1930–1950‑х годов запечатлена статуя божества реки Скамандр, которая является украшением главной клумбы на центральной оси регулярного парка усадьбы Кусково. Или фотография 1993 года с видом через партер регулярного парка на Большую каменную оранжерею.  

Статуя божества реки Скамандр – украшение главной клумбы на центральной оси регулярного парка усадьбы Кусково. 1930–1950‑е гг. Главархив Москвы

И третьей усадьбой, которую мы рассмотрим через призму книги Главархива, стало старинное дворцовое село Коломенское. В свое время там любили отдыхать русские цари, среди них – Иван IV, Алексей Михайлович и другие. Несмотря на то, что в начале XVIII века столицей стал молодой Санкт-Петербург, государи все же продолжали останавливаться в Коломенском во время поездок в Москву, а их двор регулярно достраивался.  

Усадьба Кусково. Вид через партер регулярного парка на Большую каменную оранжерею. 1993 г. Фото В. Мариньо. Главархив Москвы

Книга Главархива «Сады и цветущие парки мою украшают Москву» не изобилует фотографиями территории Коломенской усадьбы, но все же есть несколько интересных кадров. Например, на снимке 1956 года изображен сам парк Коломенское с видом на Москву-реку, а на фотографии усадьбы в 1998 году зафиксирован облик надвратной башни ворот Николо-Корельского монастыря на искусственно созданной земляной насыпи, представляющей собой земляной вал. Кстати, на момент съемки усадьба уже имела статус государственного историко-архитектурного заповедника «Коломенское». 

Парк «Коломенское». Вид на Москву-реку. 1956 г. Фото М. Озёрского. Главархив Москвы

В 1923 году по инициативе архитектора-реставратора Петра  Барановского в Коломенском был создан музей архитектурных памятников под открытым небом. В 1966 году усадьба стала музеем-заповедником, а в 1971 году приобрела самостоятельный статус и сегодня включает в себя обширную парковую зону, расположенную на правом берегу Москвы-реки. 

Государственный историко-архитектурный заповедник «Коломенское». Надвратная башня ворот Николо-Корельского монастыря на искусственно созданной земляной насыпи, представляющей собой земляной вал. 1998 г. Фото С. Поминова. Главархив Москвы


Об авторе: Редакция

Подпишитесь на Proshloe
Только лучшие материалы и новости науки

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для отправки комментария, поставьте отметку. Таким образом, вы разрешаете сбор и обработку ваших персональных данных. . Политика конфиденциальности

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.