Между 1500 и 1525 годом в Венеции, которая была тогда независимой республикой, был откован полэкс, о котором наш сегодняшний рассказ.
Полэкс — это особое оружие, настоящий арсенал на длинном, в рост человека, древке. Здесь и боевой топор и молот и пика / копье, причем часто — с заточенными кромками, наподобие меча.
В зависимости от кровожадности и фантазии кузнеца, полэкс мог снабжаться крюком, шипами и прочими достопримечательностями. Существовала еще одна разновидность полэкса, в которой топор заменялся молотом — «боевой молот», но это совсем другая история.
Размеры полэкса
Наш сегодняшний герой имеет рубящую часть топора шириной в четыре ладони взрослого мужчины — 43,3 см. При этом, общая длина оружия заметно превышает человеческий рост — 196 сантиметров. Для большей сохранности оружия, вдоль древка идут металлические полосы — лангеты.
Конструктор для воина
Судя по тому, как выглядит ударная часть полэкса вблизи, она состоит из двух частей. Видимо, сперва на древко насаживался боевой топор с молотом, а затем сверху, подобно шапочке, надевался наконечник копья. Он фиксировался гвоздями, которыми лангеты прибивались к древку, а так же боковыми шипами, торчащими в стороны.
Эта сборка по частям и отличает полэкс от алебарды, которая изготавливалась цельнокованой.
Зубодробящий аргумент
Теперь обратите внимание на плоскость молота. Она вся усеяна мелкими зубцами — такая форма называется алмазной гранью. А вот для чего она нужна? Если у вас дома есть молоток для отбивки мяса, вспомните, как выглядит его поверхность!
На форумах домохозяек можно встретить о нем и такие отзывы: «Молоток имеет ребристую сторону, которой я отбиваю мясо, чтобы оно было мягче. Благодаря этой своей форме молоток, даже в моих слабых женских руках, может оставить мокрое место от внушительного куска мяса!»
Стремление к прекрасному
На плоскости топора, помимо царапин и следов ручной ковки, можно увидеть два занятных нюанса.
Первый — некое желтое пятно. На самом деле это клеймо мастера, которое схематично передает прыгающее животное, вероятно — оленя.
Второй — сквозное отверстие в форме четырехлистника или креста. Оно явно маловато, чтобы облегчить вес полэкса, и служит скорее всего просто украшением.
К слову, сквозные кресты, а так же круглые отверстия, образующие ту или иную форму, были достаточно распространены в эпоху железных лат в Европе.
Мы уже рассказывали, к примеру про австрийскую алебарду XVI века (http://proshloe.com/avstrijskaya-alebarda-xvi-veka.html) или одно из крылатых копий (http://proshloe.com/krylataya-smert-iz-severnoj-evropy.html).
С копьем вообще все очень интересно, потому что оно чуть ли не сплошь в трилистниках. Их можно разглядеть по одному на двух крыльях и по одному с каждой стороны пера, то есть той части копья, которое собственно и убивает.
Смертельный прокол
Кстати, о копьях. Давайте повнимательнее присмотримся к наконечнику полэкса.
Судя по форме, расширяющейся только от середины своей длины, всаживать оружие в противника собирались глубоко. Сперва, видимо, старались попасть в уязвимые места в доспехах, поэтому форма наконечника достаточно узкая. А уж затем, когда противник был, что называется, на крючке, вгоняли полэкс как можно глубже в рану и расширяющиеся кромки резали ее края.
Братья
Еще три подобных полэкса хранятся в бывшем арсенале Совета Десяти в Палаццо Дукале, Венеция. Этот — четвертый, хранился в частной коллекции, но не так давно был выставлен на аукцион. Считается, что все они были изготовлены для участия в пеших турнирах.
грозный
но долго ли им помашешь?
Если в поединке, то не особо долго, а в бою коли сразу не убьют, можно отойти вглубь строя и передохнуть.
Есть мнение, что насечка на молоте не только для уменьшения площади контакта(т.е. давление на рёбрах выше, чем у гладкой поверхности), но и чтобы удар не приходился вскользь.