Кинжалы сопровождали воинов с самых первых веков. За тысячи лет истории они много раз меняли свою форму, однако их главное назначение – убивать – оставалось неизменным.
Что касается кинжалов XI—XIII веков, то информации о них очень мало, хотя несколько экземпляров было найдено и они хорошо известны специалистам.
Гораздо больше примеров появляется, начиная с XIV века. В первую очередь это изображения и надгробные скульптуры, которые изображают погибших или умерших своей смертью рыцарей — разумеется, в полном вооружении.
Надо полагать, что в это время Европа переживала настоящий бум на кинжалы. И хотя все кинжалы разные, большинство из них можно вогнать в строгие рамки видов и типов. Их насчитывают пять.
1. Кинжал «баллок»
Про кинжал «баллок» мы подробно рассказали вот в этой статье. Не менее подробные статьи будут и об остальных видах кинжалов, так что будьте с нами!
Чтобы не пропустить наши новые статьи подпишитесь на нас по электронной почте.
Процесс подписки описан здесь
Форма подписки находится здесь.
Так вот. Оружие имеет два шаровых выступа у основания рукояти и потому называется «кинжал с яйцами» — «баллок» . В более поздние времена его могли называть «почечный кинжал», дабы не использовать «неприличную лексику» в обществе.
2. Кинжал «басселард»
Кинжал «басселард» отличался симметричной рукоятью в форме буквы «I», к которой так легко было приклепать костяные щечки.
Название за этим видом кинжалов закрепилось благодаря швейцарскому городу Базель. Именно там, как считается, они появились в конце XIII века. Примерно в XV столетии басселарды станут родоначальниками другого вида кинжалов — «гольбейн».
Ранние басселарды затачивались только с одной стороны, как ножи. С течением времени популярность приобрела двусторонняя заточка.
3. Кинжал «квилон»
Квилон очень напоминает короткий рыцарский меч романского или готического типов. Отличие только в размере.
Кстати, зачастую меч и квилон могли изготавливаться в комплекте, с одинаковыми клинками и эфесами.
Появился квилон, как и баселлард, в XIII столетии, однако несколько раньше своего коллеги. Некоторые квилоны замечены на иллюстрациях так называемой Библии Мациевского, которая была изготовлена для короля-крестоносца Людовика IX. Книга датируется 1240-1250 годами, а значит, этот вид кинжала был уже очень хорошо знаком монахам-рисовальщикам.
На фото один из таких кинжалов-квилонов, изготовленный в первой половине XV столетия. Его длина 40 см, клинок заточен с двух сторон.
4. «Ушастый» кинжал
Этот вид кинжала имел своеобразную рукоять, с двумя выступами, эдакими «ушками». Они крепились вместо навершия, сперва параллельно, а затем все с большим и большим углом друг ко другу.
Место между ушами стало точкой упора большого пальца, в случае так называемого «обратного хвата» – когда клинок выходит из кулака со стороны мизинца. Таким образом, удар с упором большого пальца становился особенно сильным — кинжал как бы вколачивали в цель.
5. Кинжал «рондель»
Рондель это вид кинжала с двумя дисками вместо навершия и гарды. Эти-то диски и дали название оружию. Надо сказать, «рондель» это просто диск, а вовсе не обязательно часть кинжала. Например, ронделем принято называть круглую деталь наплечника рыцарских лат, которая бережет подмышку воина.
Разумеется, это не исчерпывающая классификация, но на нее вполне можно опираться. А если хотите подробностей – читайте «Людоту». Скоро будет 😉
Фото — Niels Provos
Было бы интересно, если бы автор высказал своё мнение по поводу формы и других кинжалов, помимо «ушастого»: почему она именно такая.
а это, я надеюсь, будет в подробных статьях )))
По ронделю(он же «шайбендольх») мнение такое: дисковидный упор и навершие позволяли надёжно удерживать кинжал как при ударе, так и при извлечении. Причём дисковая гарда (термин упор корректнее, конечно) давала большую площадь опоры пальцам, а по навершию можно было стукнуть сверху кулаком, чтобы вбить клинок ещё глубже. Конечно, не слишком длинная рукоять, зажатая между двумя дисками, ограничивала положения кинжала в руке — такой кинжал «фехтовальным» хватом держать не удобно, НО в 13-15 веках кинжал преимущественно применяли обратным хватом на предельно короткой дистанции, когда надёжность удержания была важнее вариативности. Кинжалом не фехтовали, а докалывали сбитого с ног противника, либо били накоротке, придерживая свободной рукой. Вообще на старых миниатюрах кинжал прямым хватом держат редко. А фехтовать им стали уже в эпоху шпаги, впрочем то были уже не рондели.
При такой классификации куда определить т.н. «Мизерекордию»?
Хохо! Я ждал этого вопроса)))
Мизерикордия — это в дословном переводе «кинжал милосердия», верно? Так вот, проявить милосердие можно было в принципе любым кинжалом, проявление это скорее функция, чем экстерьер.
а вот — рондель
и таких примеров — масса!