Николай Чеботарев, специально для сайта Людота
Посреди марокканской пустыни, где на много миль вокруг не знают что такое лес, возвышается деревянная башня. Построили ее в Канаде, для съемок в историческом фильме «Царство Небесное». А затем отправили в Африку, где ее каким-то чудом еще не разобрали на доски местные жители.
В фильме наша героиня сыграла саму себя. Огромную деревянную башню, которую сарацины подкатывали к стенам Акры во время штурма города. С вершины этой башни воины десантировались на крепостные стены и сражались там с крестоносцами.
И это преимущество, которое осадная башня давала штурмующим – было весьма важным.
Вместо того, что бы карабкаться с помощью лестниц на стены, рискуя сорваться с многометровой высоты, можно было просто перекинуть с верхнего этажа башни мостик и взять стену на абордаж.
Кроме того, сама башня могла нести на себе камнеметные машины или другое порождение военного гения, а так же разместить стрелков из лука, арбалета, а также метателей копий. Позже на башне размещали и пушки – так поступил Иван Грозный в 1552 году при штурме Казани.
Еще один важный момент — башня могла прикрывать тех, кто разрушал стену с помощью тарана или делал под нее подкоп.
Египет и Ассирия
История осадных башен теряется в античности. Первое ее изображение было сделано в Фивах, в Египте и датируется XXI веком. Но только XXI веком до Рождества Христова!
Затем ассирийцы, жившие на три столетия ближе к нам, тоже упоминают осадную башню. Вот одно из рельефных ассирийских изображений, показывающих осаду некой крепости.
А теперь одна из историй, в которой осадная башня сыграла важнейшую роль. Не будь той осады — мировая культура была бы обделена. Но не будем отвлекаться, начнем.
Ярость Родоса
Почти две с половиной тысячи лет назад македонские воины осадили остров Родос, являвшийся тогда самостоятельным государством. Та осада вообще была настоящим праздником штурмовой техники – македонский царь Диметрий не зря получил прозвище «Полиоркет» — «осаждатель городов».
Для взятия города-крепости использовались тараны, установленные на лодках катапульты, зажигательные снаряды и многое другое. Родосцы мужественно сражались и осада затягивалась. Тогда Диметрий Полиоркет применил против них самое страшное оружие из своего арсенала – инженера по имени Эпимах.
Эпимах начал постройку огромной осадной башни – гелеполи. Надо сказать, что сравнительно небольшие, а потому мобильные, осадные башни с успехом применяли и прежде. С их помощью брал города предшественник Диметрия Александр Македонский. Но в этот раз Полиоркет дал Эпимаху особое задание:
Инженер создал настоящее чудовище. Только представьте: 45 метров высоты, около 20 метров ширины. Девять этажей и восемь окованных железом колес, каждое в диаметре 92 см.
Башня была способна вместить за железной и кожаной обшивкой 200 воинов. Они были не только штурмовой группой, но и своего рода бурлаками, которые катили башню к стене, упираясь руками в поперечные балки.
По словам древнегреческого писателя Плутарха, башня была достаточно устойчивой, «на ходу не шаталась и не раскачивалась, а ровно и неколебимо стояла на своей опоре, подвигаясь вперед с оглушительным скрипом и грохотом, вселяя ужас в сердца зрителей, но взорам их неся невольную радость».
Строительство такого монстра велось в открытую, и осажденные стали возводить дополнительную стену внутри своего города. Оказавшиеся на ее пути театр и другие здания, в том числе храмы, пришлось снести.
Именно эта стена и спасет Родос, когда начнется осада. Малые гелеполы просто забуксуют на обломках внешней крепостной стены и встанут. Самая же большая гелепола, построенная Эпимахом, тоже не устоит.
Осажденные выстрелами своих камнеметных машин проломят несколько железных листов, защищавших деревянные части башни от огня. Затем в дело пустят зажигательные снаряды.
Опасаясь, что гелепола сгорит, Диметрий прикажет откатить башню назад, пока она не вспыхнула. Пройдет еще немного времени и штурм города захлебнется.
…Уставший от осады и понимающий, что нужен на других войнах, которые велись им одновременно с осадой Родоса, Диметрий согласится на мирные переговоры.
Покидая остров, он подарит его жителям одну или несколько своих осадных башен. С одной стороны это был широкий жест — как символ его грандиозных работ и памятник мужеству родосцев. С другой – ему не пришлось обременять себя вывозом громоздкой техники.
Потом жители продадут подарок и на вырученные деньги наймут скульптора. Он изваяет им статую Гелиоса — древнегреческого бога Солнца, высотой 36 метров. Ее нарекут Колоссом Родосским, и он по праву станет считаться одним из Чудес Света.
Правда Колосс не долго простоит на своих ногах, но это уже другая история. А мы, напомню, говорим сегодня про осадные башни и взятие крепостей.
Устойчивость и практичность
Надо сказать, что «осадные башни» название собирательное — в каждой стране они назывались по-своему. В средневековой Европе их знали как берфруа или фала, а на Руси – гуляй-город (причем это название относилось не только к башням, но и другим штурмовым установкам). Другие названия, под которыми их знали наши предки — тура или турус.
Несмотря на различия в названиях, чаще всего средневековые осадные башни очень похожи друг на друга.
На фото — музей осадной техники, размещенный во дворе польского замка Мальборк, служившего резиденцией рыцарей Тевтонского ордена.
Основное требование к осадной башне — широкое основание, постепенно сужавшееся вверх. Оно было необходимо для большей устойчивости башни. Ведь все то время, что она медленно приближалась к осажденной крепости, противник обстреливал ее из требюше в надежде поджечь или опрокинуть.
Иногда это случалось и по воле природы. Так, осадная башня рыцарей ордена Меченосцев опрокинулась просто от сильного прибалтийского ветра.
Второе условие — небольшая высота, максимум этажей пять и метров тридцать. Повторюсь, это было справедливо в Средние века (античность с гигантскими гелеполами это отдельный разговор).
Основная причина пятиэтажного строительства – ресурсы. Создание большой осадной башни требовало значительных средств, большого числа рабочих и сведущего архитектора. Посему далеко не каждый военачальник Средневековья располагал осадными башнями.
Понятно, что при таком хлопотном строительстве, которое могло затягиваться до нескольких месяцев, осадные башни старались беречь. В отличие от тех же камнеметов–требюше, которые часто собирали прямо перед осажденной крепостью.
Но и перевозка их была не менее хлопотным занятием. В разгар Столетней войны одну осадную башню перевезли на 26 повозках. А король Англии Эдуард I в 13 веке перевозил осадную башню в Стерлинг на 30 повозках.
С бычьей силой
Башня, которая была готова к бою, двигалась за счет тягловой силы. Это могли быть как сами воины, прятавшиеся внутри от стрел и камней, так и скот
Первым из полководцев — так по крайней мере говорят древние хроники, быков для перемещения осадной башни запрягли в армии персидского царя Кира. Произошло это две тысячи семьсот лет назад. За теменью веков не совсем ясна судьба животных — остались ли они живы или нет мы не знаем.
Схожий эпизод, но только с другой развязкой, произошел в годы варварского завоевания Рима. Готы двинули к стенам Вечного города свою осадную башню, но запряженные в нее быки были расстреляны еще на подходе. После чего башня остановилась на полпути, а готы сменили тактику.
Существовало и более мудрое решение, хотя при этом куда более сложное. Нужно было закрепить под стенами крепости столбы, перебросить через них веревку и с ее помощью тащить осадную башню к стене. То есть все кажется идеальным: с каждым шагом быки все более и более удаляются от стены, а башня, наоборот, к ней приближается.
Главный плюс – быки останутся целы и выполнят свою работу на пять с плюсом.
Главный минус – мало подобраться к стенам осажденного города чтобы вкопать там столбы. Надо суметь их вкопать так, чтобы остаться живым. И по возможности — успеть вернуться в свой лагерь целым.
Медленно и неотступно
Теперь следующая проблема – скорость. Осадная башня это весьма громоздкая постройка на собственных колесах, и скоростью она совсем не блещет. Специально для того, что бы выжать из осадной башни максимум быстроходности, дорогу, по которой она шла к стенам крепости, расчищали и выравнивали.
Одним из самых изобретательных в этом отношении монархов стал Хайме I Арагонский, живший в 13-14 веках. Он приказал не просто подготовить дорогу для своей осадной башни, но еще и смазать ее жиром. В итоге башня пошла к стенам как по маслу, но военной удачи ему это — увы — не принесло.
Морской десант
Надо сказать, многие крепости строили возле воды, чтобы усложнить задачу штурмующим. Иногда стены со стороны воды делались из соображения экономии, ниже, чем со стороны суши. Поэтому плавучие осадные башни были делом не таким уж и невиданным.
Делались они так. Сначала два грузовых судна соединяли бортами, а затем на получившийся катамаран устанавливали осадную башню. Впрочем море есть море, и если в штиль такая башня была полезна, то в непогоду все усилия смывало на морское дно.
Конечно, с этой проблемой боролись, снабжали суда специальными укосинами и утяжелителями. Это были, наверное, самые первые предки гироскопа. Они позволяли осадной башне даже при большом крене кораблей оставаться перпендикулярной уровню моря.
Но основные сражения кипели все-таки на твердой земле. Про то, как это происходило мы расскажем в следующей статье.
А пока предлагаем посмотреть небольшой ролик от телеканала «Дискавери».
Вторую часть статьи «Взятие крепости: осадная башня» читайте в следующей статье.
———————
Фото
Lorenzo Francolino, сайт «Кнопоиск» и социальная сеть «ВКонтакте»
really awesome read! too bad the Google translator isn’t more precise and I don’t know Russian 🙁 still highly informative and not over-bearingly scholarly.
Thank you! It’s great that the site is read across the ocean. Surprisingly, very nice))
Весьма сомнительно, чтобы такие башни существовали в действительности. В Средние века, а тем более в античности не существовало материала для осей колес, способных выдержать вес башни, тем более с воинами, таранами и проч. Далее, тот десяток солдат, что укрывались в основании башни не в состоянии двигать многотонную махину по пересеченной местности, да еще под обстрелом. Кроме того, в месте атаки такой башни противник сосредотачивал бы большое количество стрелков и при открытии перекидного мостика весь десант уничтожался бы. Скорее всего, осадные башни — выдумки 19 века, когда средневековье вошло в моду. Что касается штурма, то вместо башни надежнее сделать примет: проще, строительным материалом может быть простая земля, его труднее разрушить, не возможно сжечь, большее количество войск может участвовать в атаке.
Ну возможно конечно, только пока у нас есть свидетельство современника этих башен, и ни одного.
Например, с одного такого упоминания начинается вторая часть статьи.
Если почитать современных авторов, то мы и в глубокий космос летаем, и в будущее-прошлое регулярно наведываемся. А сколько упырей-вампиров-волшебников среди нас? Быть может лет через тысячу историки на полном серьезе будут утверждать, что в начале 21 века воевали фотонными лазерами из Андромеды прямо в прошлое путем заклинаний из Хогвардса.
I remember from my literature and art history courses that, yes indeed, the Dark Ages were romanticized a lot! I was wondering if perhaps during that period, IF a city under siege DID see a siege tower coming towards their walls, perhaps that moment of panic might last long enough to give the opposing army some edge? it wouldn’t last long and word would spread FAST about the siege tower, though? I read a terrific biopic about Cyrus as well, though what I remember most from it was the scheming and politics (and that none too well, since it’s been a couple years since I read it). we know for sure, from archaeological evidence that the Romans at least had military installations in the British Isles (as well as many other places). the truly sad thing is (or good thing, depending on how big a «footprint» you want to leave in history) that wooden structures, unless well cared for and built to last, don’t leave archaeological evidence in abundance. 🙁 thus the multitude of questions surrounding massive works like wood henge and stone henge (yes, STONE henge wasn’t made of wood, but it evolved out of those previous wood structures, like wood henge).