Видео Екатерины Бузурнюк
Сведения об авторе:
Бузурнюк Екатерина Николаевна
Студентка I курса магистратуры исторического факультета
Государственного академического университета гуманитарных наук
(ГАУГН),
обучающаяся по программе
46.04.01 История «Модели всемирной истории»
Екатерина Бузурнюк о своей работе
Видео посвящено новому направлению в исторической науке – женской истории – и применению её методов для изучения истории Древней Греции и конкретных исторических источников (трёх комедий Аристофана).
Обращение к женской и гендерной истории имеет актуальное социальное звучание. В обществе активно обсуждаются темы равенства и толерантности. Большую роль в этой дискуссии играют СМИ и социальные сети, преподносящие феминистическую повестку с разных точек зрения. В связи с этим возникает опасность, что исторические источники и литературные тексты будут трактоваться тенденциозно, а факты будут представляться аудитории выборочно и без контекста.
Обращение к Аристофану кажется особенно необходимым, поскольку в 2018 г. русскоязычному читателю стало доступно издание «Аристофан. Лисистрата и другие пьесы»[i]. Под одной обложкой собраны три «женские комедии» Аристофана, созвучные современному феминистическому дискурсу. При этом текстам комедий предшествует вступительная статья О. Разумовской, но она достаточно лаконична и сосредотачивается не столько на комедиях, сколько на положение женщины в древнегреческом обществе. Книга адресована широкой аудитории. Для правильного понимания содержания и посыла пьес необходим комментарий профессионального историка, поскольку древнегреческие комедии представляют собой очень сложные и неоднозначные памятники.
Моей целью при подготовке данного ролика стало следующее: сформировать у зрителя представление о том, что толкование и понимание источника по античной истории не сводится к дословному пересказу написанного, а требует вдумчивого включения источника в исторический, социальный и литературный контекст. Для достижения этой цели был решён ряд задач: 1) краткое освещение причин и процесса возникновения женской истории как нового направления; 2) очерчивание специфики решения вопросов женской истории для древнегреческого материала и обозначение круга источников по женскому вопросу; 3) рассмотрение примера об ошибочном дословном понимании и толковании сведений исторического источника на примере жанра комедии и трёх «женских» комедий Аристофана («Лисистрата», «Женщины на празднике Фесмофорий», «Женщины в Народном собрании»).
Работа: видео
Сергей Георгиевич Карпюк – д.и.н., ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, профессор РГГУ
Мнение специалиста
Посмотрел, послушал, восхитился. Видео сделано на твёрдую пятёрку: хорошо подобран материал, с исторической точки зрения всё верно, правда есть пара неточных ударений в древнегреческом, но в них и сами учёные-античники ошибаются. Пара небольших возражений/ пожеланий: Бузескула уже не стоит рассматривать как авторитетного автора, его сочинения сильно устарели. Столь приниженное положение женщины было характерно именно для классического периода истории Греции, и в меньшей степени – для архаики и эллинизма. Ещё, пожалуй, я отметил бы преизбыток информации для столь короткого видео. Но это, скорее, придирки. Молодец!
[i] Аристофан. Лисистрата и другие пьесы / Аристофан ; [пер. с др.-греч. Н. Корнилова, А. Пиотровского; вступ. ст. О. Разумовской]. – М. : РИПОЛ классик, 2018. – 448 с. – (Librarium).