30.12.2013     5
 

Большой шлем — символ рыцарства (часть 1)


Доспехи всегда стремились к балансу защиты и стоимости, комфорта и подвижности, которую они давали своему владельцу. Приоритетной же задачей всегда была защита головы. В конце концов, воин мог выздороветь после многих ранений рук или ног, включая их потерю, но ранения головы, чаще всего, смертельны или ведут к инвалидности.

pic_spot_ghelm01

Прекрасный пример Большого шлема, Германия, примерно 1350 год. 

В одном из наиболее классических видов доспеха — Большом шлеме, мы видим союз безопасности и элегантности. Он царствовал на поле боя свыше полутора столетий, до того как был вытеснен шлемами, дававшими лучшие обзор и подвижность, а так же не затруднявшие дыхание воина.

Однако именно Большой шлем — это первый средневековый шлем, который полностью закрывал голову.

Развитие

В самом начале развитого, «Высокого», Средневековья воинские шлемы представляли собой то, что мы видим на Гобелене из Байо – короткие, конические, с подбородочными ремнями. Большинство из них имело перекладину, уместно называемую «наносником», которая обеспечивала защиту носу и, в общем-то, большей части лица. Вообще же, перекладина и полумаска для защиты лица были в ходу еще со времен викингов и даже раньше.

pic_spot_ghelm02

pic_spot_ghelm06

Предшественники и образцы раннего развития:

В середине 12-го столетия конический шлем продолжает свое развитие. Его верхушка теперь менее заостренная. От шлема к шлему она становится все более округлой.

Мы видим это в искусстве того времени, например, в Винчестерской Библии (примерно 1170 год). Любопытно, что во многих случаях носовая пластина временно выходит из употребления.

К концу 12-го века вершина шлема окончательно становится плоской, а вместо простого наносника доспешные мастера ставят забрала — стальные или железные пластины, которые закрывали большую часть лица.

pic_spot_ghelm08

Шлем из рукописи 13-го века

В конце первой четверти 13-го века для таких шлемов с масками становится вполне обыденной защита шеи. Она получалась либо увеличением глубины шлема, либо изготавливалась в виде отдельных пластин.

В следующее десятилетие защита шеи соединилась с защитой лица и на свет появился  тот самый Большой шлем. Для облегчения дыхания его снабжали сквозными отверстиями в лицевой части.

Шлемы такой конфигурации широко представлены в искусстве того времени, включая коллекцию иллюстрированных библейских сцен, известных как Библия Мациевского (Франция, около 1250 г.).

pic_spot_ghelm07

Шлем из музея–замка Святого Ангела (Рим), также известный как топфхельм из Бользано или шлем из Бозена. Датировка —  примерно 1300 год

Развитие Большого шлема на этом не замерло, а продолжалось в течение всего 13-го века. Шлем становился глубже, что давало его обладателю еще больше защиты, а так же более круглым и часто — с коническим верхом, как у своих прародителей.

pic_spot_ghelm24

Топфхельм из Базеля, выставлен в музее кантона Базель-Ланд в городе Листаль, Швейцария. Датировка — примерно 1300 год; Топфхельм из замка Арнаас, хранится в  Государственном историческом музее в Стокгольме. Датировка — примерно 1300 год;

Без сомнения, это изменение формы позволяло превращать акцентированные удары по шлему в скользящие, куда менее опасные. Что, кстати, отлично проиллюстрировано рисунками той далекой эпохи, где большинство шлемов с плоской вершиной показаны расколотыми от сильных ударов противника.

pic_spot_ghelm26

Государственный музей Швейцарии, Цюрих, примерно 1325-1350г.г.; Hessiches Landesmuseum, Дармштадт, Германия, примерно 1350 год;

К концу 14-го века Большой шлем достиг своей зрелой формы. Достаточно длинный, опирающийся на плечи владельца, шлем обеспечивал своему носителю такой уровень защиты, какой только могло изобрести человечество.

Отныне шлем был округлой конической формы, которая сохранялась на протяжении столетия. Лицевая часть многих подобных шлемов была защищена металлической деталью в форме креста.

Сохранившиеся экземпляры, а также изображения показывают, что это укрепление не обязательно было латунным, как мы чаще всего видим на современных репликах и в кино, а железным или стальным.

На рисунках начала 14-го века появляются Большие шлемы с подвижным, съемным и/или вращающимся забралом. Одно из самых ясных описаний большого шлема с забралом можно увидеть на резной панели во Флоренции, во Дворце Барджелло.

Однако, эти шлема навсегда останутся только на рисунках – в то время подвижные забрала еще не пользовались популярностью, все было впереди.

pic_spot_ghelm27

Шлем Николаса Хавберга, 1407 год, Церковь Cobham Шлем из Шлосберга, недалеко от деревни Дарген, Померания, Германия, 2-я половина 13-го века.

К 1350-му году Большой шлем уже потерял свою популярность. Считается, что к этому времени он уже достиг своего расцвета как защита на поле боя.

На смену ему пришел другой тип быстро развивавшегося шлема – бацинет. Возможности доспешного ремесла 14-го века сделали его легче, подвижнее и удобнее чем любой из Больших шлемов.

pic_spot_ghelm10

Шлем сэра Ричарда Пембриджа, середина 14-го века

Несмотря на снижение популярности мы все еще видим великолепные примеры Большого шлема, такие как шлем Черного Принца и сэра Ричарда Пембриджа, которые всё также использовали на поле брани.

Окончание следует…


Автор статьи — Chad Arnow, перевод сделан Натальей Клементьевой, специально для сайта «Людота». Ознакомиться с оригиналом статьи вы можете здесь.


Об авторе: Наталья Клементьева

Основная сфера интересов Натальи Клементьевой - Великобритания и ее замки.

Подпишитесь на Proshloe
Только лучшие материалы и новости науки
Обсуждение: 5 комментариев
  1. Подпись к фотографии: «Шлем из музея–замка Святого Анджело (Рим), примерно 1300 год» — наверное все-таки из замка Святого Ангела. Спасибо за статью. очень интересно!

    Ответить
    1. Точно! Спасибо за комментарий, сейчас поправим. У нас кстати и продолжение готово, только мы его сразу не опубликуем ))). Но до Рождества вы его точно прочитаете

      Ответить
  2. Олег Баранов:

    вот тебе и ведро! Оказывается, эттт шлем всегда такойираный! Интересно, а 2 одинаковых шлемов вообще никогда не бывало?

    Ответить
    1. Илья:

      Как это не было?…Если верить старинным изображениям основные черты менялись медленно прогрессируя от десятилетия к десятилетию и менялись лишь виды украшения но поскольку у многих рыцарей могли быть в ходу шлемы их отцов или по бедности купленные б,у то иногда может создастся впечатление что всегда было много разного одновременно но исторические иллюстрации чаще показывают много типовых шлемов одновременно. Можно представить картину примерно так: если на поле боя были небольшие группы феодалов высокого ранга то скорее всего на них были самые актуальные на данный момент истории и похожие шлемы(время бессмысленных понтов и изысков по части вооружения со стороны владельцев и оружейников пришло позже , пока лишь соревновались во внешнем украшательстве всякими лентами, рогами, фигурами и прочим)А если битва была масштабной и включала в себя весь срез феодальных фракций то тогда возможно было видеть и устаревшее вооружение и самое новое но все я думаю не больше полувековой давности. Наука уже точно разработала повременную хронологию последовательной смены типов вооружения. Она подчиняется определенным законам. Да и просто новое оружие это престиж и мода в любом случае а не только утилитарность.

      Ответить
  3. Илья:

    Рыцарь в большом шлеме с забралом на резной панели во Флоренции, во Дворце Барджелло оказался увы фальсификацией. Там где-то есть менее заметный оригинал на котором к сожалению изображен тот же шлем но совершенно без признаков забрала. 🙁

    Ответить

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для отправки комментария, поставьте отметку. Таким образом, вы разрешаете сбор и обработку ваших персональных данных. . Политика конфиденциальности

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.