28.07.2015     0
 

Каролингский меч из музея Осло: рука и крест


меч из музея_000

Не так давно по Сети прокатилась волна постов про найденный норвежскими археологами меч весьма богатой наружности. Примечательно, что он очень напоминает меч из Суонтаки (Финляндия), про который мы рассказывали ранее.

Надо сказать, что практически все русскоговорящие СМИ допустили серьезный промах. Они сообщили новость о находке меча, хотя находка была сделана еще в 2011 году. На самом деле новость состоит в том, что меч расчистили и подготовили к выставке, и теперь его может увидеть каждый желающий, посетив Исторический музей в Осло.

А поскольку не все мы можем сорваться с места и посетить Норвегию, давайте рассмотрим этот меч под микроскопом «Людоты». Начнем с его имени, но нам так и не ясно, как же называть этот меч. Обычно оружие называют по месту находки или хранения. Например, скрамасакс из Темзы, фальшион из Торпа, меч из Паппиланмяки.

Но в Норвегии очень интересная география. Например, про этот меч сказано, что его нашли «in Langeid in Bygland in Setesdal» в 2011 году. То есть это может быть «меч из Лангейда», а может быть «меч из Бюгланда». Или вовсе, «меч из Сетесдаля». Но вполне возможно, для простоты, его назовут «меч из музея в Осло».

Клинок

Меч из музея в Осло датируется примерно 1030 годом. Его общая длина, от кончика навершия до кончика клинка, составляет 94 см. На данный момент его клинок представляет из себя нечто, заросшее ржавчиной. Однако понятно, что меч этот был обоюдоострым и имел широкий дол.

На клинке удалось распознать частицы дерева и кожи, что говорит о том, оружие захоронили в ножнах. Деревянные, обтянутые кожей, ножны были своего рода стандартом для средних веков.

Наконеченики ножен

Наконечники, украшавшие ножны мечей в 9-11 веках

В информации музея нет упоминания про металлические фрагменты на клинке, хотя наконечники ножен встречаются в 9-11 веках довольно часто. Из этого делаем вывод что, скорее всего, ножны были без металлической фурнитуры.

Еще момент. Обычно оружейники делали клейма на своих мечах. Например, «Ульфберт» или «Ингерли» — кликайте по ссылкам, мы про каждого из них написали по статье. Сказать же, есть ли какое-то клеймо на мече из музея в Осло пока сложно. Если и было, то вероятнее всего, в нем содержались латинские буквы.

Эфес

В отличие от клинка, эфес сохранился куда лучше. Даже деревянные щечки рукояти, которые были примотаны ко клинку серебряной проволокой, дошли до наших времен:

меч из музея_оплетка рукояти

Там, где оплетка рукояти разъезжается, можно увидеть деревянные накладки на рукоять клинка

Делались они, кстати, вот так:

rykouat

1) вырезаем две половинки 2) удостоверяемся, что они образуют удобную рукоять 3) накладываем их на клинок и фиксируем обмоткой

Однако эфес меча это не только рукоять, но еще и гарда с навершием. У меча из музея в Осло они настолько похожи с теми, что были на мече из Суонтаки, что кажется, будто вышли из одной мастерской. Ну или, как минимум, оружейник видел один из мечей, и сделал второй по памяти.

меч из музея_4

Слева — меч из музея в Осло, справа — меч из музея в Хельсинки, найденный в местечке Суонтаки

Надо сказать, что гарда этого меча соответствует мечам типа АЕ по системе Яна Петерсена. Заметьте: не весь меч, а только гарда. Это важно, ибо сам Петерсен о мечах типа АЕ пишет следующее:

«Головка навершия отсутствует; перекрестья изогнуты по всей длине, особенно сильно изо­гнуты верхний край верхнего перекрестья (вверх) и нижний край нижнего перекрестья (вниз), на концах они расширены. Боковые стороны перекрестий округлены. В продольном сече­нии перекрестья узкой эллипсоидной формы с зауженными концами. Детали руко­яти никогда не орнаментированы».

меч из музея_тип АЕ

Меч типа АЕ по Петерсену

Историк датирует такие мечи второй четвертью XI столетия. В Норвегии было найдено 16 представителей этого типа, однако видно, что навершие у нашего сегодняшнего героя отличается от прописанного Петерсеном.

Навершие

«В верхней части навершия изображена рука с крестом. Вот она на фото, взята в рамочку.
меч из музея_навершиеПо мнению исследовательницы Камиллы Сесиль Венн, рука и буквы под ней, на навершии, прямо говорят, что меч был намеренно украшен христианской символикой.

Кстати, по нижнему срезу навершия идет ряд букв, заключенный в кресты по краям. Так вот, стилистика написания очень напоминает кресты по краям фирменного клейма оружейной мастерской «Ульфберт». Вот фрагмент меча с ним:

меч из музея_клинок

Ну а мы ставим точку, надеясь, что она окажется запятой. Нам пока неизвестен ни вес меча, ни его подробные измерения, ни наличие клейма на клинке. Надеемся, что норвежские археологи еще порадуют нас результатами своих исследований и поделятся точной информацией в самое ближайшее время.

Фото: Ellen C. Holthe, Museum of Cultural History, University of Oslo 


Об авторе: Николай Чеботарев

Основатель проекта "Людота"

Подпишитесь на Proshloe
Только лучшие материалы и новости науки

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для отправки комментария, поставьте отметку. Таким образом, вы разрешаете сбор и обработку ваших персональных данных. . Политика конфиденциальности

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.