В сети довольно часто попадается коллаж из фотографии артефакта называемого Cerveliere (cap worn under mail) из музея Метрополитан и, прилагаемых к нему как изоисточник, фрагментов Страстей из Карлсруе.
Сам по себе, этот элемент снаряжения не имеет какого-то определенного термина. Мы назовем его «веревочным сервильером», в честь железной каски — сервильера — которую носили воины в Средние века.
Он показался нам интересен, как довольно необычный в возможном применении и крайне бюджетный в изготовлении доспех для головы. А отсутствие каких-либо доступных и — главное — авторитетных материалов по данному наголовью толкнуло нас на дальнейшее исследование.
Нет исследований
Помимо Карслруйский страстей, изображений и текстовых упоминаний подобных европейских головных уборов найдено не было. Имеется некоторое количество научных работ о защитном снаряжении на период высокого средневековья из Азии — в основном, за авторством исследователей Л.А. Боброва и Ю.С. Худякова.
Они весьма подробно рассматривают доспехи из органических материалов, в том числе, льна, пеньки, конского волоса, но, ни один из них не похож ни на артефакт из Метрополитен, ни на наголовья с алтаря Карлсруе.
Карлсруйские страсти
Разберем изображение головных уборов с Карлсруйских страстей. Если внимательно присмотреться к изображению наголовья на «Пленении Иисуса Христа», то окажется, что по текстуре оно больше всего напоминает солому:
Для этого стоит рассмотреть и сравнить текстуру веревки, которой связан Иисус, и пучки горящей соломы в руках солдат. На этой и еще двух других сценах Страстей (изображение 2-4) головной убор каждый раз одет на разных людей в разных сценах.
Эти люди явно являются солдатами (римлянами в библейском сюжете), о чем говорит одетое на них военное снаряжение.
Условности, фантазии и плетеный улей
Что же это могло быть? Вот что пишет российский историк Клим Жуков: «Исследователям известна практика ренессансных авторов сознательно удревнять снаряжение солдат библейских сюжетов. В ход шли разные приемы: условная «реконструкция» античного вооружения, прямые фантазии и изображение старых, относительно времени написания картины, предметов».
Возможно, мастер Хирц, создававший эти рисунки, одел солдат в подобный головной убор для создания более яркого и драматического образа. Ведь больше всего подобный «сервильер» напоминает плетеный соломенный улей — сапетку.
Улей в христианстве является символом сплоченной религиозной общины, а желтый цвет соломы – зачастую, весьма негативный цвет в европейском Средневековье. На изображениях «Страстей Христовых» от других мастеров, написанных примерно в то же время и в тех же краях подобных головных уборов не встречается.
Три изображения плетеной шапки. Или железного шлема?
Есть, конечно, изображения, на первый взгляд, похожие. Вот, например, алтарь Mediascher из Трансильвании:
А это изображение на алтаре Гамбургского кунстхалле, показывающее нам «Мученичество святого Фомы Кентерберийского»:
И наконец — миниатюра, повествующая нам о казни Яна Гуса:
Но, при детальном рассмотрении видно, что в первом и втором случаях это металлические чешуйчатые шлемы, о чем свидетельствуют:
- металлический блеск на трансильванском изображении
- толщина и общая «металлическая» текстура на «Мученичестве св. Фомы»;
- а на третьем изображении – матерчатый головной убор с подвернутыми полями.
Артефакт из музея Метрополитан
Теперь рассмотрим артефакт из музея Метрополитан.
Датируемый XIV-XV веками, относящийся к германской культуре высокого средневековья, сервильер из веревки, именуемый «cap worn under mail» (изображение 9-12), буквально, «подложка под кольчугу», довольно похож, на первый взгляд, на соломенные наголовья мастера Хирца.
Сервильер изготовлен из пеньковой веревки двойного кручения посредством сшивания витков веревки между собой. Изображения подобного есть у знаменитого художника и фехтовальщика Альбрехта Дюрера. Гравюра, которую мы сейчас посмотрим, называется Bath House — в переводе на русский «Баня» (это к разговорам о том, что люди в Европе не мылись):
На ней, казалось бы, видны слои и кручение веревки. Вот только присутствует «cap worn under mail» здесь в виде купальной шапочки, в ситуации, достаточно далекой от военных дел. И, возможно, это не подшлемник из пеньки, а вязанная шерстяная шапочка, тем более, что круговое вязание спицами из толстой нити дает визуальный эффект крученой веревки.
Мой эксперимент
Что бы разобраться, что это все-таки, головной убор для отдыха и повседневности или же элемент военного снаряжения, мною была изготовлена реплика артефакта.
При изготовлении использовался пеньковый канат двойного кручения диаметром 10 мм. Витки сшивались промеж собой посредством пеньковой нити, выплетенной из тела каната.
Получившийся головной убор имеет отличные термоизоляционные и амортизационные свойства, но для постоянного ношения в бытовых условиях, материал изготовления несколько жестковат и колюч.
Возможно, на гравюре Дюрера купальные шапочки имеют подложки из смягчающего материала, но визуально этого не зафиксировать. На артефакте из Метрополитан никакой подложки не присутствует.
На наш взгляд, носить его во время отдыха человеку, материальное состояние которого позволяет посещать купальни, не имеет смысла. Да, уточним — посещать купальни за деньги и ежедневно мыться в быту — понятия не взаимоисключающие.
И что из этого?
Иначе говоря, какие практические выводы можно сделать из вышеуказанных изысканий?
- Выборки по подобным элементам просто не существует. Есть алтарные изображения, работы Ханса Хирца, есть веревочный сервильер из Метрополитан, есть присутствие подобного на гравюрах Дюрера.
Датировка указанных источников разнится минимум в пятьдесят лет. Поэтому, нет никаких гарантий, что исходное, самое древнее изображение из Карлсруе, имеет под собой реальную подоплеку. Скорее всего, на алтаре изображен некий фантастический объект.
- Скорее всего, артефакт их музея Метрополитан является тем, чем и считается — то есть бюджетной версией подшлемника. Есть шанс, что в силу свойств материала он мог носиться и без шлема, наравне с чешуйчатыми сервильерами.
Но здесь мы не можем ничего доказать — ни изобразительных ни устных источников, подтверждающих применение подобных элементов снаряжения нет. Поэтому использовать такие наголовья в военной реконструкции XV века крайне сомнительно.
Но, при этом, не стоит боятся экспериментировать с экзотическими элементами снаряжения и заниматься их детальным исследованием.
Литература
- Л.А.Бобров, Ю.С.Худяков «Использование панцирей, изготовленных из органических материалов, воинами государств Центральной, Средней и Восточной Азии в периоды позднего Средневековья и Нового Времени»,
- Л.А.Бобров, Ю.С.Худяков «Защитное вооружение среднеазиатского воина эпохи позднего средневековья.
Существуют, вроде бы, источники на вязаные из толстой верёвки прибалтийские поддоспешники…
Отличная статья,искренне благодарю за проделанный труд. Работа с источниками и особенно реконструкция «подшлемника» выше всяких похвал. Низкий поклон от меня и всех, с кем я поделюсь ссылкой на статью.
Пожалуйста. Очень приятно, что проделанная работа оказалась кому-то важна.