Блог Алины Ковалёвой
В предыдущем выпуске своего блога я рассказывала, что не так с архивом императрицы Елизаветы Алексеевны, кто ответственен за его целенаправленное уничтожение, что вообще от него осталось и где хранится.
А сегодня предлагаю поговорить шире – о нарративном наследии Романовых: где сейчас находятся дневники, письма, рескрипты и другие «собственноручные» записи российских императоров и членов их семей, кто может получить к ним доступ, на каких условиях и вообще «разве они не лежат в музеях?»
Начать придется издалека: с 1763 года, когда в юго-западном ризалите Зимнего дворца Екатерина II повелела расположить свои личные покои, в том числе библиотеку и кабинет. Помещения вполне соответствовали своему назначению, в кабинете Екатерина хранила многие личные документы, в то время как административные акты перемещались достаточно свободно (скажем, собственноручный рескрипт императрицы оставался у адресата, если не было специального указания о возврате); в ноябре 1796 года, когда императрицу настиг тяжелый инсульт, оказавшийся для нее смертельным, одним из первых распоряжений нового императора Павла было опечатать кабинет со всеми бумагами. Эта же практика утвердилась во всех аналогичных случаях: со смертью императора все его бумаги опечатывались и передавались прямому наследнику.
Однако вплоть до 1837 года все романовские документы так или иначе хранились в Зимнем дворце «частным образом», без специального оформления: точно так у некоторых из нас хранятся дома письма бабушек и дедушек. Определенную роль сыграл тот факт, что на всем пространстве Зимнего дворца разные поколения хозяев постоянно перемещались; Екатерина II, а позднее Павел I квартировали в уже упомянутом юго-восточном ризалите, покои Александра I располагались вдоль западного фасада окнами на Адмиралтейство, в северо-западном ризалите проживала Елизавета Алексеевна; «по соседству» со старшим братом тоже на западной стороне поселился великий князь Николай Павлович, туда же в 1826 году въехал будущий Александр II, тогда восьмилетний мальчик. К слову, частью помещения предшественников считались «мемориальными» – в них полностью сохранялся оригинальный интерьер и там же иногда хранились вещи «старых жильцов».
Первая «централизация» романовского архива стала, в общем-то, делом случая – «случая несчастного, чуть было не ставшего для домашнего архива Романовых фатальным»!
В 1837 году случился большой пожар Зимнего дворца; личные документы как самих жильцов, так и предыдущих поколений были спасены, однако же их пришлось собирать по разным кабинетам/библиотекам.
После этой скорбной истории императорская «собственная библиотека» получила определенный статус и специальный функционал; да, по-прежнему там хранились личные книги, карты, рабочие документы действующего императора и книжные собрания его предшественников, но теперь там же находился постоянно пополняемый «секретный архив», заключавший в себе непосредственно «акты и документы императорской фамилии».
Архивом заведовал специальный чиновник, а доступ для всякого лица, даже для самих Романовых, необходимо было согласовать с первым лицом государства. Короче говоря, только император «дозволял», а чаще «не дозволял» читать и копировать семейную переписку, дневники и т.п.
Случались и курьезы: например, в 1908 году вторая (морганатическая) супруга Александра II, Екатерина Юрьевская, домогалась от своего «внука-в-законе» трех миллионов рублей (!), якобы завещанных ей покойным супругом. С разрешения Николая II В.В. Щеглов, библиотекарь Собственной Его Императорского Величества библиотеки (далее: СЕИВБ), разыскал записные, по факту дневниковые книжки Александра II и переслал в Министерство Двора для дальнейших разбирательств. Так вот: смотрел он их с разрешения императора, а пересылал уже без разрешения, и Николай категорически потребовал вернуть семейный артефакт в Зимний. А великого князя Николая Михайловича, о котором я рассказывала в предыдущем выпуске блога, современники упрекали за «семейственность»; дескать, легко заниматься историей, когда под боком – куча секретных документов; так всякий может!
Последующие сто лет показали, что далеко не каждый: некоторые труды НМ не устарели до сих пор, но, конечно, некоторую «синекуру», двоюродный внучатый племянник и по совместительству последний российский император «августейшему историку» обеспечил.
Где еще хранились документы Романовых до революции? В общем, где угодно. В большинстве частных фамильных архивов лежали собственноручные письма императоров и императриц, адресованные предкам нынешних владельцев; какие-то бумаги оседали в загородных резиденциях (чаще всего просто забытые при жизни авторов и невостребованные наследниками), некоторые хранились, что называется, «на руках» внутри семьи; скажем, отец-император мог завещать некоторые личные вещи, в том числе рисунки, альбомы, учебные тетради младшим сыновьям: в этом случае они наследовались по прямой мужской линии (или по факту дарения) и не относились к СЕИВБ.
Но наступила революция и семейный архив Романовых практически целиком «национализировали»; та же участь постигла уцелевшие фамильные дворянские архивы. Новой власти потребовались новые институты, в том числе институт хранения и учета архивного наследия. Так в 1920 году появился ГА РСФСР – Государственный архив. Не буду мучить вас подробностями, в общем после ряда слияний, переименований и т.п. ГА РСФСР превратился в Государственный архив Российской федерации (ГАРФ). Именно здесь хранится в настоящий момент основная коллекция романовских нарративов; и если вам вдруг срочно понадобятся письма Екатерины IIили дневники Николая I,начинайте искать в коллекции фондов личного происхождения (Романовы) или фонде 728 (Коллекция документов рукописного отделения библиотеки Зимнего дворца).
Это что же: все документы Романовых тут хранятся? Нет. Абсолютной централизации романовского архивного наследия ни в XX, ни в XXI веке не случилось, поэтому документы с императорской подписью (и не только подписью) можно обнаружить практически в любом крупном федеральном архиве. Не говоря уже о том, что некоторые из них были украдены или утеряны (сравнительно недавно удалось буквально чудом вернуть юношеский дневник великого князя Александра Александровича, будущего Александра III – перекупщик принес его продавать в обычный антикварный магазин), а некоторые, возможно, не атрибутированы или атрибутированы неверно, и лежат сейчас где-нибудь под грифом «письма неизвестного мужчины 1830 – 1840-х гг.». Но не будем о грустном…
Вот, предположим, вы хотите поработать с архивными документами семьи Романовых. Что дальше? Как попасть в архив? Неужели документы с императорскими автографами выдают обычным смертным? Прямо в читальный зал? А если какой-нибудь сумасшедший их порвет или котика нарисует? Эти вопросы я слышу чуть менее чем ежедневно в своем историко-архивном инстаблоге.
Хорошая новость: чтобы стать читателем федерального архива, не нужно ничего кроме паспорта.Вы обращаетесь в бюро пропусков и спрашиваете, как оформить читательский билет независимому исследователю. Как правило, вас просят написать формальное заявление на имя директора архива, которое затем так же формально удовлетворяется. И всё – вы читатель! Дальше нужно выбрать дела, с которыми будете работать: для этого существуют архивные описи фондов и путеводители по фондам. Сейчас уже многие архивы переходят на оцифровку описей, так что в идеальных условиях (как, например, в случае с нашими друзьями-Романовыми) вы можете искать и заказывать дела из любой точки света – по электронной почте.
Плохая новость: фонды Романовых практически целиком и полностью микрофильмированы. Так что в руки вам дадут не коленкоровую папку с ценнейшими раритетами, а коробочку с диафильмами (собственно, в архивном деле принято говорить «микрофильмы», но никакой принципиальной разницы нет). Смотрели диафильмы в детстве? Лично я – да, и это отчасти подготовило меня к профессии.
Потом вы сядете за специальный прибор, диапроектор, заправите в него пленку и будете пытаться прочитать то, что он вам покажет. Технология с 1970-х годов неизменна (техника зачастую тоже). Разбирать микрофильмированные документы ненавидят, наверное, все историки: чисто технически это значительно труднее, чем работать с подлинниками – нет возможности покрутить документ, посмотреть под разными углами, на просвет и т.п. В случае текста плохой сохранности это может быть критично. Отдельная проблема – это то, что нередко плохой сохранностью отличаются сами пленки! В то же время, думаю, не нужно объяснять, почему оригиналы документов двух-трехсотлетней давности, иногда написанные карандашом или светочувствительными чернилами, нельзя выдавать на руки каждый раз, когда они кому-то потребуются.
Подлинные документы Романовых исследователь может получить в совершенно исключительных случаях и по специальному запросу: выдавать или нет решает заведующий архивными фондами. Кстати, отсюда же, из фондов ГАРФ, они отправляются время от времени в витрины музеев – на временные выставки.
А теперь самое интересное: может показаться, что фонды Романовых вообще изучены вдоль и поперек: ведь у каждого императора или императрицы, по меньшей мере, по два десятка биографий; у кого-то (например, у неоднократно упоминавшейся Елизаветы Алексеевны) – меньше, но у некоторых – значительно больше! Значит, историки уже все изучили и прочитали?
Вы не поверите, но нет.
Не то что «не все прочитали», а даже не все нашли. И в следующем выпуске блога я расскажу о совершенно уникальном документе из личного наследия Александра I, над которым сейчас работаю, и который возможно удастся расшифровать и впервые ввести в научный оборот.