03.02.2014     17
 

Откуда пошли прозвища русских князей?


Имена легендарных русских князей на слуху и сегодня, спустя многие сотни лет. Иногда они удивляют причудливыми прозвищами — например, Святополк Окаянный или Иван Калита. Почему Окаянный? Почему Калита?

А потому что… В общем, начнем по порядку, с Вещего Олега.

Князь Олег Вещий (882 — 912),

великий князь Киевский

Вещий Олег

Вопреки существующему стереотипу, слово «вещий» означает здесь не «предсказывающий будущее», а скорее «предусмотрительный, рассудительный». Надо всего лишь отбросить привычное для нас значение этого слова и принять во внимание реалии тысячелетней давности. Тогда вырисовывается довольно логичная, лишенная мистики картина.

Олега часто называют основателем Древнерусского государства. Он присоединил к Руси обширные земли, покорил и подчинил своей власти многие восточноевропейские племена, объединил северный и южный центры восточных славян, перенеся столицу в Киев, был удачлив в военных походах — всё это вызывало восхищение современников.

Прозвище, данное Олегу, вполне отражает отношение народа к своему правителю, как к рассудительному, дальновидному человеку.

 

Князь Владимир Креститель (980 – 1015)

Он же Владимир Великий, Владимир Святой, Владимир Красно Солнышко. Великий князь Киевский.

Владимир Святой

Летописи уверяют, что до принятия христианской веры «Был же Владимир побеждён похотью, и были у него жёны: Олова, Юлия, Рогнеда, Аделья и Мальфрида от которых имел он 13 сыновей и не менее 10 дочерей <…>, а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, <…>. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц».

Но желание Владимира сплотить быстро развивающееся государство с помощью единой религии с единым Богом, укрепить политические связи с Византией и повысить статус Руси на международной арене побудили князя принять христианскую веру и крестить Русь по византийскому обряду.

Значение этого события поистине велико, с появлением на Руси христианства грамотность населения начала быстро возрастать, церкви и монастыри стали центрами культурного и нравственного развития, оплотами книжного, летописного дела.

После крещения князь освободил всех наложниц, отрекся от своих языческих жен и стал вести достойную христианина праведную жизнь в браке с византийской царевной Анной.

Отношение современников к князю Владимиру хорошо отражают слова из Повести временных лет: «Удивления достойно, сколько он сотворил  добра  Русской  земле,  крестив  ее. <…> Пусть увенчает его Господь вместе с праведниками, воздаст услаждение пищей райской  и  ликование  с  Авраамом  и другими патриархами <…>. Память  о  нем  чтут  русские  люди,  вспоминая  святое   крещение».

Князь Святополк Окаянный (1015 – 1019)

Великий князь Киевский

Святополк Окаянный

В Повести временных лет Святополка называют Окаянным, то есть подобным Каину. Причиной такого страшного прозвища послужило убийство братьев Бориса и Глеба, которые позднее были причислены к лику святых и стали символами праведности и мученичества для русского народа.

Князь Святополк ещё раз оправдал свое прозвище в 1015 году, подослав убийц к своему брату Святославу, управлявшему Древлянскими землями.

Когда Ярослав Мудрый повел свою рать на Киев, князь Святополк выступил против него со своей дружиной и нанятыми печенегами.

Это считается первым случаем, когда в междоусобной борьбе один из русских князей прибегнул к помощи степняков, но в итоге сражение Святополк проиграл и был вынужден бежать.

Правление Святополка Окаянного продолжалось сравнительно недолго с 1015 по 1019, в 1019 году он был свергнут Ярославом Мудрым и не успел прославиться, как достойный правитель или воевода.

Однако, вопреки обычаю, со смертью Святополка Окаянного «плохое» имя «Святополк» не вышло из списка родовых княжеских имен вплоть до середины XII века. Некоторые исследователи считают это косвенным доказательством невиновности Святополка в убийстве братьев.

Существует версия о том, что на самом деле в смерти Бориса виновен Ярослав Мудрый, подославший к нему убийц-варягов.

И действительно, летописи повествуют о том, что из всех братьев Святополка законным киевским князем его признали только два брата – Борис и Глеб, они не оказывали никакого сопротивления и приняли смерть в молитвах. Таким образом, убийство союзников Святополком кажется совершенно нелогичным.

Князь Ярослав Мудрый (1019—1054)

Великий князь Киевский

Ярослав Мудрый

С правлением князя Ярослава Мудрого Русь достигла успехов во всех сферах жизни. Стремление Ярослава к становлению Руси как сплоченного централизованного государства, его желание установить порядок и законность в русских землях побудили князя укрепить систему управления страной.

В его правление был создан и введен в действие первый писаный свод законов – Русская Правда. С принятием Русской Правды распространенная повсеместно кровная месть была практически полностью замененная вирой (штрафом) размер которой зависел от того, какое положения в обществе занимал убитый.

Князь Ярослав Мудрый проявил себя и как выдающийся полководец, при котором мощь Руси многократно возросла, а границы государства расширились.

Князь Мстислав Великий (1125 – 1132)

Великий князь Киевский

Мстислав Великий

Вступив на киевский престол после смерти отца, князь Мстислав нарушил принятое еще Ярославом Мудрым правило наследования власти старшим в роду.

Это вызвало недовольство многих князей, но никто не посмел выступить против Мстислава, пользовавшегося прочной поддержкой киевской верхушки. В своем стремлении обезопасить границы Русского государства князь Мстислав сыскал славу великого и талантливого полководца.

 

Князь Андрей Боголюбский (1157—1174)

Великий князь Владимирский

Андрей Боголюбский

Хотя на счету Андрея Боголюбского и числится строительство церквей в подчиненном ему Владимиро-Суздальском княжестве, вовсе не трепетное отношение к религии послужило причиной появления такого характерного на первый взгляд прозвища.

В силу характера не пожелав жить в старинных центрах Владимиро-Суздальского княжества, Андрей Боголюбский выстроил себе новую резиденцию — белокаменный дворец близ села Боголюбово, за что и получил прозвище.

Продолжая политику отца,  князя Юрия Долгорукого, Андрей Боголюбский не признавал власти киевского великого князя.

В 1169 году он предпринял поход на Киев, в результате которого (впервые за всю историю своего существования) город был взят приступом.

Что наиболее примечательно, успеха в таком предприятии достигли не многочисленные враги Древнерусского государства – половцы, печенеги, поляки, а сами же русские.

Имя князя Андрея Боголюбского хорошо известно любителям средневекового оружия, благодаря украшенному причудливым узором боевому топору. Подробнее про него мы рассказывали в статье «Боевые топоры (1): франки, викинги, русичи».

Князь Александр Невский (1249—1263)

Князь Новгородский, Великий князь Киевский, Великий князь Владимирский.

Александр Невский

Александр Невский, внук Мстислава Удалого, смелого и решительного полководца, сыскал всемирную известность на поле брани.

Прозвище «Невский» он получил в 1240 году в знаменательном сражении со шведскими рыцарями на берегу Невы. Будучи ещё совсем юным князем, Александр сумел одержать блистательную победу над врагом и отстоять исконно русские земли.

Князь Иван Калита (1325 – 1340)

великий князь Московский

Иван Калита

Калита – древнее русское слово, обозначающее небольшой кошель или суму для денег. Есть две версии происхождения прозвища князя Ивана.

По одной из них это был щедрый, участливый к жизни и судьбе бедняков человек, который всегда охотно раздавал милостыню страждущим и тем заслужил добрую славу в народе.

По другой же князь Иван Калита накопил несметные богатства и охотно скупал и выменивал земли в разных княжествах, в том числе и Новгородских землях, где это было запрещено законами. Вполне возможно, что обе эти версии верны.

Князь Иван II Красный (1353 – 1359)

Он же Иван Кроткий, Иван Милостивый, великий князь Московский.
Князь Иван Калита — его отец.

Иван Красный

Одно из известных прозвищ Ивана II – Красный, в то время это слово понималось в значении красивый. Иначе говоря, это может свидетельствовать о незаурядной внешности князя Ивана.

Однако многие исследователи считают, что в действительности прозвище было длиннее.

По их мнению, изначально князя прозвали по времени рождения «Красная горка» –  так называлось следующее после Пасхи воскресенье.

Но со временем часть прозвища была отброшена, и в летах Иоанн II остался человеком небывалой красоты.

Кроме того во многих источниках Иоанна II именуют «Милостивый» и «Кроткий», что проливает свет на характер и моральные качества князя.

Вот живой пример того, как кратко и емко – всего в нескольких словах — может быть охарактеризована личность правителя.

Об именах средневековых королей Западной Европы читайте здесь.

И, кстати, о прозвищах каких еще древнерусских князей вы хотите узнать?
Пишите в комментариях!

Фото

В оформлении статьи использованы военно-исторические оловянные миниатюры. Скульпторы — Виктор Грачев и Талант Сооданбегов, художники — Евгения Филимонова, Юлия Мошура, Светлана Новикова, Любовь Калагина. Иллюстрации взяты с сайта компании «Русский витязь», а вот небольшой репортаж о ней.


Об авторе: Полина Скрыпник

"После фразы "я не люблю читать", всё, что говорит человек, я слышу как "алалалалаяумственноотсталый"

Подпишитесь на Proshloe
Только лучшие материалы и новости науки
Обсуждение: 17 комментариев
  1. Георгий Татосян:

    Ну что ж.. Придется немного позанудствовать..
    1.Олег. Настоящее имя Хельги означает «священный», » вещий». То есть прозвище просто повторяет имя. Кстати в летописи по-моему его нет.
    2. Владимир Святой. Все прозвища позднейшие. И мы в любом случае не знаем мнения современников. Так как мы, читая летопись, общаемся с летописцем, а не с его героями. Напомню, что протограф ПВЛ это где-то 1110-1112 год (по Шахматову). А Так что это все славословия монаха-летописца, для которого крещение естественно было ключевым событием.
    3. Ярослав Мудрый. «мудрым» стал в XIX веке стараниями русских историков. До того его величали по имени отчеству. Что не умаляет его достоинств как правителя.
    4.Александр Невский. Невским при жизни не был. А стал им позднее при чем не один а с несколькими сыновьями. Причем не из-за битвы, не упомянутой ни в одном шведском источнике,. а из-за того что то сыновья и, видимо, он сам имели на Неве земельные владения.. ( по Данилевскому).

    Ответить
    1. Ярик:

      С большим интересом всегда читаю Вас, Георгий. Согласен с Вами, особенно по поводу ПВЛ Нестора, который, по мнению историка Татищева «о старых русских князех не добре сведом бе» — мало того, что не знал о них ничего, да ещё и наврал.
      1. По поводу Олега моя версия велиречивая во франкской традиции: «тот, которому была ВЕСТЬ», тот, кого известили, предсказали, в смысле гибель.
      Где-то я встречал рядом с когноменом Олега — Вещий, сочетание Игорь (Рюрикович, его подопечный) СТАРЫЙ. Не нахожу объяснения.
      2. По поводу Ярослава, чьё имя ношу. Со временем сделал вывод, что «мудрый» значило в старорусской традиции вовсе не дальновидный и опытный, но «хитрый». В сказках — «премудрая лиса», «Василиса Премудрая» и т.д., и все эти пресонажи не пожилые, опытные личности, раздающие советы, но ловкие хитрецы. В современной мне русской деревне (Воронежская обл.) «мудрый» отнюдь не положительное качество человека, а скорее синоним жулика. Про ловкача и проныру скажут: «ну, мудЁр». Ярослав Мудрый братьев Борю и Глеба убил, а свалил на Святополка, да ещё и Окаянным его назвали наверняка с подачи Ярослава — пример древней инфо.войны. Таким образом, двух конкурентов на княжеский стол устранил «руками» или «именем» третьего. Не думаю, что широкие массы Руси этого со временем не узнали, вот и дали прозвище, значение которого со временем изменилось в положительную сторону к удаче коньюнктурщиков 19 в. «жадною толпой стоящиХ у трона». Дочерей Ярослав тоже выгодно сплавил замуж в такие дальние края, что вряд ли он виделся когда-нибудь не то что с внуками, а и с зятьями-то.
      3. Считаю истолкованным в свою пользу православной церковью (Нестором) факт крещения якобы Владимиром Руси. Думаю, корректно писать примерно так: «В 980 году, который РПЦ считает годом принятия православной веры на Руси, христианская церковь ещё не разделилась на православную и католическую (а раскол произошёл в 1054 г.). Впоследствии…..и вот теперь одной из самых больших конфессий в России являются православные христиане, которых католики называют «ортодоксы».
      4. Всё указывает на то, что Нестор — The Ghost Writer, писатель-призрак перевравший всю историю Руси, на службе одиозного политика В.В. Мономаха (1053-1125 г.г.), выводящего свою родословную и обосновавшего своё право правления. Пора историкам это признать и все ссылки на ПВЛ считать нецензурными :-).
      С уважением

      Ответить
      1. Георгий Татосян:

        Во многом с Вами согласен Ярослав. Что касается церкви на X век реальные различия и конфликты уже были. Хотя формальный раскол еще не состоялся. Но мы читаем тест несколько раз отредактированный и более поздний. Что касается ПВЛ, то еще ученик Шахматова историк Приселков признавал что она источник крайне не надежный. Но как говорил Иосиф Виссарионович — «других писателей у меня для вас нет.» 🙂 Вышла книга очень сильного украинского историка Алексея Петровича Толочко «Очерки начальной Руси», где он насколько я слышал пытается по возможности обходится без «Повести временных лет». Он кстати поставил точки над «и» с Татищевым и поставил под сомнения «Русскую Правду». Многие с ним, конечно спорят, но в целом наука развивается, многое уточняется, картинки становятся все менее красивыми, зато несколько более научными. Я кстати тексты Толочко младшего сам еще не смотрел — все-таки Русь не совсем моя епархия.

  2. Z-z-z:

    В целом статейка на 3-.
    Можно было бы 2 или кол поставить, но человек же старался, выпячивал свою религиозность — надо отдать должное 🙂

    Ответить
  3. Георгий Татосян:

    Ничего особо религиозного не заметил

    Ответить
  4. Вячеслав Кулагин:

    Есть старая поговорка—любой труд в почете. Не знаю как вам господа ,а мне статья понравилась. Я например этого не знал, и прочитал с интересом. Ну а что касается комментариев—то сколько людей—столько мнений. А за интересную статью спасибо.

    Ответить
  5. Андрей:

    А с какого рожна Александр Ярославич Невский вдруг стал внуком Мстислава Удалого? Его дедом по отцу был Всеволод Большое гнездо. Мать его происходиоа из Черниговских князей и с Удалым не имела ни чего общего, кроме того, что на Черниговском столе сидел её двоюродный брат, которого, как и Галицкого князя звали Мстиславом.

    Ответить
    1. Цитирую вики:

      Алекса́ндр Яросла́вич Не́вский. Второй сын переяславского князя (позже великого князя киевского и владимирского) Ярослава Всеволодовича и Ростиславы (Феодосии) Мстиславны, торопецкой княжны, дочери князя новгородского и галицкого Мстислава Удатного[3] Родился в Переяславле-Залесском в мае 1221 года[4].

      Ответить
  6. илья:

    см 4-/3

    Ответить
  7. Анна:

    кто автор этих замечательных скульптур? где можно посмотреть еще? и меня смущают года жизни князей, есть существенные ошибки

    Ответить
    1. Уточните, пожалуйста, по датам, что вы имели в виду. Что касается автора, то специально после вашего комментария мы добавили в самый конец статьи видео про него)))

      Ответить
      1. Ⰿⱃⰺⰰ:

        насчет существенных ошибок в датах — произошел пересчет, началась новая эра, вместо отсчета от Рода, начало сместилось к дате рождения Иисуса Христа. Далее — переход от неизвестной ныне языческой системой счисления на кириллическую (она же глаголическая), совсем не идентичную арабской и весьма образную ( чего только стоят числа «тьма» и «тьма тем»), и в конце концов — на арабскую. О каких таких датах может идти речь? хорошо хоть определиться с началом и концом определенного века, уже благо великое.

      2. Ⰿⱃⰺⰰ:

        насчет Нестора, летописей и крещения Руси…
        Зачем сразу видеть во всем злой умысел. Подумайте, юный отрок, выросший в монастыре, возможно не выходивший ранее за пределы крепостных стен, оказался в чужой стране, среди людей, говорящих и мыслящих иначе. Очевидно, что писал он со слов, сам не проверял и принимал на веру слова людей, кажущихся ему достойными. А достойные люди были в походах, заняты делами и вообще красноречием редко обладали. кто остается? Трусы, плетущие интриги? Кто еще будет беседовать с никому не известным инородцем, да еще и в ратном деле не сведующем? Помножаем все это на великую образность и иносказательность мышления, свойственную вчерашним язычникам. И получается эффект «вавилонской башни»…,

  8. Ⰿⱃⰺⰰ:

    крещение Руси… Разве так важно, под эгидой христианства или православия проходило это насаждаемое огнем и мечом моровое поветрие? тут совсем ни при чем ни Бог-Отец, Царь Славы, ни Сын Его, Бог Любви и всепрощения, и уж тем более, Дух Святый, Бог осознания бытия. тут место гнусной политике и интригам, страха Византии перед непредсказуемыми варварами и желанию ими управлять, если не поработить. Огромная ведь разница между ничего не прощающими, не ценящими тленное Ветхими Богами с их судным кругом и раскаленной в кузнице на огне истиной и, нет, не христианским Богом, а его служителями? зачем жечь свою ладонь, если можно вложить золото в ладонь неправедного судии? тридцать серебрянников за билетик в рай

    Ответить
  9. Ⰿⱃⰺⰰ:

    Кстати, некоторые, не бесспорные, конечно, источники, донесли имя и прозвище некоего летописца ранней Руси — Упырь Лихой, упоминаемый также как Эпир, ранее рунорезец Уппланда.. искрометное прозвище, не так ли? Упырь, я думаю, является поздней переделкой неоязычников, так как в лексиконе само слово в те времена не существовало, ночные кровососущие существа не воспринимались ратниками в серьез… а вот Лихой — вполне подобно правде. и слово это родственно далеко не храбрости и силе духа, быстрее — это производное прилагательное от слова «лихо», означающее массовую, пандемическую беду, такую как моровое поветрие (чуму), глад, братоубийственную бесславную войну. Что то неподвластное прогнозированию, и страшное именно этим, однако не несущее в себе кривды. То есть определение из древней поговорки — та простота, которая хуже воровства. Да еще без Царя в голове, а точнее — каждый день с новым ( рунорезец должен был быть допущен волхвом к нанесению священных у воинов Отца битв, не только взалкавшего и вкусившего мудрости, но также вовремя втрое оплатившего ее. Летописец для переписки богослужебных текстов должен был быть испытан и благословлен подле алтаря. Два стула и одни чресла?)

    Ответить
  10. Ⰿⱃⰺⰰ:

    грешна конечно, но не могу удержаться: «z-z-z, вопрос вам персонально, вы наверное, когда пьете чай, мизинец в сторону отставляете непременно, при этом ложечку в чашке оставив, и слово «отнюдь» вельми чато произносите?»

    Ответить
  11. Ⰿⱃⰺⰰ:

    и, переходя от словоблудия к теме статьи, интересен уже сам список. Почему незаслуженно забыт Рюрик?
    в источниках недостоверных, принадлежащим перу летописцев, и в источниках иноземных хранителей времени, можно вывести общее, некто Рюрик, с братьями Трувором и Синеусом, воинами, а также с личностью загадочной, профессии неопознанной, Олегом, и прочей дружиной на полностью укомплектованном человечискими кадрами драккаре прибыл по вызову на правление. И основал столицу в Ладоге.
    почему он Рюрик? Вы помните имена и прозвища других скандинавов? разве хоть одно из них было бессмысленным? У кого то еще было в имени сразу два(!!!) смягченных гласных звука?
    далее, до нас дошел герб Рюрика! Некоторые вызывающие у меня оторопь источники сравнивают изображение на гербе с трезубцем (какие ассоциации могут быть у доблестных мужей с трезубцем? полет фантазии достойный зависти!) и проводят параллель с Боспорским государством, которое находилось вот даже не близко к Скандинавии, а в районе Керченского пролива и закончило свое довольно бесславное существование до рождения Рюрика.
    при этом я вот явственно вижу в гербе силует пикирующего сокола, уже готового схватить добычу, точного и необоримого. И как же отметился сокол в скандинавской мифологии? Кто бы мог подумать, именем Ророг. Но это все косвенные доказательства. конечно, Керчинский пролив, имя Рерих, Рорик и т.д. — более подходят событиям. Однако для меня начало отсчета Руси — гордый Ророг, вождь-сокол

    Ответить

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для отправки комментария, поставьте отметку. Таким образом, вы разрешаете сбор и обработку ваших персональных данных. . Политика конфиденциальности

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.