Итак, если летописные и архитектурные источники могут прямо указывать, что щит с неким конкретным изображением действительно существовал, и его носил, например, великий князь Владимирский, то иконописные источники, чаще всего, показывают щит-символ.
Изображение на нем может опираться на реальные русские щиты, но может быть и следованием древнему канону. Иначе говоря, многократно повторенным в веках представлением древнего иконописца о том, как мог выглядеть щит иноземного святого или, например, Архангела.
Боевые знамена русских князей
Получается, что исторически подтверждённых изображений на домонгольских русских щитах совсем немного. Поэтому, если необходимо достичь разнообразия при реконструкции соответствующих доспехов или при изготовлении военно-исторической миниатюры, – придётся прибегать к домыслам.
Но, так как в любой реконструкции должно быть хоть немного реконструкции, домыслы эти необходимо основывать на исторических источниках. Один источник исторически обоснованных домыслов уже упоминался – это знамёна.
Опыт польской геральдики показывает, что изображение на боевом знамени с лёгкостью переносится на рыцарский щит, следовательно, русский витязь с таким же успехом мог изобразить на своём боевом щите то же самое, что и на знамени. Это, разумеется, домысел, подкреплённый только аналогией и общей логикой использования эмблем и символов в воинском деле.
Рельефы и декор
Ещё одним источником разнообразных и подходящим образом стилизованных изображений для русских щитов могут служить рельефы тех же домонгольских соборов, декор их врат и внутреннего убранства.
Логическое построение здесь таково: мы видим щит со львом на соборе в Юрьеве-Польском. На этом же соборе и на многих других мы видим практически точно такого же льва. Это лев сопровождается изображениями львов в других позах, иных фантастических и реальных животных, а также людей и ангелов. Все эти изображения стилизованы в сходной манере.
Значит, делаем мы допущение, такие изображения можно поместить и на реконструкцию русского щита данного исторического периода.
Золотые врата суздальского собора
Подход, описанный в предыдущем абзаце, представляется более чем уместным для такого уникального источника изображений как золотые врата Богородице-Рождественского собора славного града Суздаля [3].
То есть, на суздальских вратах мы видим льва, во всём подобном тому, что изображён на щите св. Георгия в Юрьеве-Польском. Следовательно, другие подобные изображения на вратах вполне могли украшать чей-то щит в XIII веке. Интересные с геральдической точки зрения изображения встречаются как на клеймах, так и на умбонах западных и южных врат собора.
На фото — лев и гриффон, изображённые на клеймах Западных врат Богородице-Рождественского собора, г.Суздаль:
Кайма на щитах
Кроме того, орнаментальные мотивы на валиках, разделяющих клейма, могут пригодится для изображения каймы на щите. Вопрос не праздный, так как на том же рельефном изображении владимирского герба на портале Георгиевского собора в Юрьеве-Польском мы видим кайму, украшенную растительным орнаментом.
Каймы выделены и на многих щитах, изображённых на иконе «Благословенно воинство Небесного Царя», возможно, это был весьма распространённый элемент. Особо отметим, что стилизация зверей и ангелов на суздальских вратах более чем близка рельефам собора в Юрьеве-Польском.
Русский геральдический стиль
То есть, можно даже говорить о некоем своеобразном русском геральдическом стиле XII – XIII веков, бытовавшем, как минимум, во Владимиро-Суздальском княжестве.
Вероятнее всего, этот русский геральдический стиль XII – XIII вв. бытовал не только во Владимиро-Суздальском княжестве, так как в том же стиле изображены звери, например, на браслетах из Старой Рязани.
Грифон, похожий на суздальского, изображён и на печати вологощского князя Богуслава V. Рисунок этой печати, датируемый 1339 г., приводит польский исследователь Jozef Spors в своей работе «Pochodzenie nazwy Kaszuby w znaczeniu politycznym».
Грифон Богуслава – это уже более чем полноценный славянский герб ещё славянского князя ещё славянской Помории-Померании.
Масштабная эмиграция славян Южной Балтики на территории будущей России в конце первого тысячелетия нашей эры, в частности в будущее Новгородское княжество, является доказанным историческим фактом.
Поэтому связь одного из князей Помории с теми же князьями Владимирскими не представляется чем-то фантастическим, особенно если вспомнить, что одна дочь Ярослава Мудрого стала королевой Франции, а другая, возможно, была женой Эдуарда Уэссекского и даже матерью святой Маргариты Шотландской.
Ювелирные домыслы
Весьма интересным источником изображений, пригодных для перенесения на русский щит, являются ювелирные украшения. Особенно — браслеты-наручи и княжеские бармы, датируемые теми же XII – XIII веками.
К сожалению, некоторые очень красивые и лаконичные изображения, например, известный символ с браслета-наруча из Старой Рязани, – активно используются в современном политическом поле, причём, им навязаны некоторые дополнительные современные же смыслы.
Поэтому именно в реконструкции и при создании военно-исторической миниатюры их использовать, конечно, никто не может запретить. Но появится неизбежный подтекст в трактовке любого изделия с таким изображением.
В случае ювелирных украшений подход, описанный выше, дополняется ещё одним важным соображением: гербовые эмблемы как с щитами, так и без щитов в западноевропейском средневековом ювелирном искусстве хорошо известны.
Поэтому вполне реалистичным представляется и предположение, что на русские ювелирные украшения могли быть нанесены эмблемы и символы, использовавшиеся и на щитах в качестве геральдических фигур.
Особенно реалистично это предположение выглядит, если рассматривать такие украшения как княжеские бармы, то есть, по сути дела, не просто украшения, а знаки власти.
Княжеские печати
Более чем легитимными источниками геральдических изображений для древнерусского щита могут служить монеты и оттиски печатей того времени. Этот нехитрый домысел представляется настолько самоочевидным, что дополнительные обоснования к нему излишни.
Другое дело, что источники эти не столь богаты оригинальными изображениями, как хотелось бы, но, например, необычные формы процветших крестов отыскать с их помощью вполне возможно.
Примечания
- Русский православный собор XII века, ныне действующий православный храм Владимирской и Суздальской епархии, входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В западном и южном порталах собора были установлены так называемые Золотые Врата, датируемые началом XIII в. Врата представляют собой деревянные створки, оббитые медными листами, на которых изображены библейские и житийные сюжеты, а также различные животные, в частности, лев и грифон. Щели между листами прикрыты валиками, на стыках которых сделаны умбоны. Валики и умбоны также украшены изображениями святых, животных, растительным узором. Все изображения выполнены в технике горячей золотой наводки.
Материалы
Г. К. Вагнер «Декоративная система «золотых дверей» суздальского собора и вопрос о их датировке», в сокращённом виде опубликовано в журнале «Советская Археология», № 1 за 1971 г.
Jozef Spors «Pochodzenie nazwy Kaszuby w znaczeniu politycznym».
Фото Дмитрия Якушева
А что за браслет-наруч из Старой Рязани и что на нем изображено?
Так все-таки о каком браслете из Рязани идет речь, нигде не смог найти инфу по нему
«К сожалению, некоторые очень красивые и лаконичные изображения, например, известный символ с браслета-наруча из Старой Рязани, – активно используются в современном политическом поле, причём, им навязаны некоторые дополнительные современные же смыслы.»
Как показывают новейшие археологические исследования, истоки раннесредневековой геральдики чётко прослеживаются в дружинной эмблематике Северной и Восточной Европы эпохи викингов. Первым геральдическим изображением в древностях нашего континента можно теперь считать эмблему прусских дружинников, возникшую в конце 10 в. и представлявшую собой фигуру взлетающей вертикально хищной птицы