Двумя самыми характерными для XIV и начала XV веков типами защиты головы были железная шляпа — шапель и бацинет.
Бацинет был очень широко распространен на территориях Западной Европы и Англии. Бацинет повсеместно использовали как рыцари, так и незнатные солдаты из пехоты.
Существует множество хорошо сохранившихся образцов, которые хранятся в частных коллекциях и музеях Европы, а так же США.
Бацинет на барельефах
Судя по барельефам, скульптурам и прочим произведениям искусства, бацинет был, вероятно, самым популярным типом шлема в то время. Например, вот фрагмент алтаря в итальянском соборе Пистойя (около 1376 г.) — посмотрите на шлемы воинов!
А вот три рыцарских надгробия — Эдварда «Черного Принца» Вудстока (1376 г.), сэра Джона д’Эмбертона (около 1340 г.) и сэра Хью Гастингса (около 1347 г.):
Многие из барельефов XIV века — независимо от того, когда их сделали — в начале столетия или в конце, содержат изображения бацинетов вместе с большими шлемами — «топхельмами».
Надо сказать, большие шлемы, типичные для военных сражений XIII века, в XIV веке практически полностью перешли в разряд снаряжения для турниров, особенно после 1350 года.
Несмотря на то, что изображения сражений, где выясняют отношения воины в больших шлемах, весьма редки, они попадаются вплоть до начала XV века. Однако их место еще в XIV веке оказалось занято бацинетами разных мастей.
Несмотря на доступность источников и высокий интерес, изучение шлемов данного типа все еще находится на начальной стадии.
Железная матрешка
Бацинет XIV века развился из стальной каски, которую носили под большим шлемом в XIII веке. Такие каски тоже назывались бацинетами или цервельерами, хотя в литературе того времени словом «цервельер» обозначался так же и подшлемник.
В конном бою рыцарь сражался в большом шлеме, но если приходилось спешиться или просто битва оказывалась очень жаркой, толку от большого шлема было немного — слабый обзор превращал рыцаря в слепую мишень. Тогда он сбрасывал большой шлем и оставался в бацинете.
Клод Блэр, крупный специалист по оружию и доспехам, указывает, что слово «бацинет» вошло в обращение в конце XIII века и постоянно использовалось в течение XIV и после начала XV века, после чего его использование пошло на убыль.
Изначально бацинет носился либо поверх кольчужного койфа (капюшона), либо под него. Между головой и железом обязательно носили стеганный подшлемник для амортизации.
При ношении под койфом, бацинет мог придавать головам рыцарей неестественно распухший вид, что так часто можно наблюдать на изображениях и барельефах того времени.
Кольчужная шея
Около 1330 года бацинет стал крепиться к бармице – кольчужному полотну, прикрывающему шею и плечи. Небольшие петли, называемые вервеллами обеспечивали соединение бармицы с тульей бацинета.
Вервеллы располагаются по нижнему краю шлема и по бокам вокруг лица, оставляя незащищенным только лицо.
К концу XIV столетия, после 1370, вервеллы стали иногда закрывать, чтобы добавить декоративности, вероятно тканью или кожей.
С началом 15 века к некоторым бацинетам стали прикреплять пластинчатую защиту, вместо кольчужной бармицы, по прежнему весьма популярной.
Эти бацинеты послужили источником для возникновения так называемых «гранбацинетов» XV века. Вот один такой грандбацинет из собрания замка Чурбург:
Три главных формы
Форма тульи нашего с вами шлема последовательно измененялась. Заднюю и боковые части стальной каски XIII века продлили, так что она стала оканчиваться сразу за ушами.
Таким образом, бацинет получил еще больше права, что позволило воинам со временем обходиться только им. До 1350 года было 3 основные формы:
- маленький округлый: закрывал голову только чуть ниже ушей, с округлой тульей.
- глубокий конический: закрывал всю область до основания шеи, с коническим верхом.
- высокий конический: закрывал уши, обладал высокой конической тульей, завершавшейся элегантным кончиком.
Сдвиг назад и форма луковицы
Со второй половины XIV века шлем стал закрывать основание шеи и соответственно давать еще большую защиту.
Тулья была либо гладкая, либо имела центральное ребро спереди, проходившее от вершины до лицевого выреза. Вершина тульи медленно эволюционировала, сдвигаясь назад. Около 1400 года затылок бацинета практически выпрямился.
Вот два примера таких шлемов.
Слева — шлем 1385 года из арсенала в замке Чурбург, справа — шлем, который приписывают Жанне Д~Арк. Считается, что именно его она носила время осады Орлеана в 1430 году — одного из переломных моментов Столетней войны. Вмятина в районе уха , очевидно, след, который оставил на шлеме арбалетчик противника.
В Германии получила популярность так называемая стрельчатая форма или форма луковицы, хотя имеются и английские барельефы, изображающие такие же заостренные бацинеты.
На фото немецкий бацинет стрельчатой формы конца XIV столетия:
Обычно методом изготовления таких бацинетов было «вытягивание» из цельного куска металла. Вершина некоторых стрельчатых бацинетов на английских барельефах украшена тем, что представляется отдельным куском металла. Была ли у такого навершия функция помимо декоративной еще предстоит выяснить.
Вшитый подшлемник
У некоторых бацинетов Чурбургского арсенала сохранились оригинальные подшлемники.
Сделанные из шерсти или холстины, наполненной коровьим ворсом сверху они шнуровались, позволяя корректировать размер. Чаще всего они присоединялись к шлему путем пришивания через маленькие отверстия, просверленные в нижней части шлема, под креплениями бармицы.
Тулья бацинета зачастую украшалась, дабы продемонстрировать богатство и социальное положение владельца. Как правило украшением служила полоса, проходящая по кромке шлема, однако, если владелец был достаточно высокого положения, поверх бацинета помещалась корона.
Сложно сказать, из какого материала изготавливалось такое украшение, так как не известно ни об одном сохранившемся экземпляре бацинетов с короной, но можно предположить, что они изготавливались из металла, драгоценного или же нет.
В других же случаях для того что бы поддерживать большой шлем, одеваемый поверх бацинета, на бацинет одевалось кольцо из плотно скрученной ткани.
На этом мы сделаем паузу.
Окончание следует и тема второй части — защита лица на бацинетах.
Чтобы не пропустить ее, подпишитесь на нашу рассылку.
Каждую новую статью мы будем присылать вам лично!
Подписаться — http://proshloe.com/podpiska
Статья Alexi Goranov «The 14th Century Bascinet» впервые опубликована на сайте http://www.myarmoury.com/feature_spot_bascinet.html.
Перевод на русский язык — специально для интернет-журнала «Людота» — выполнила Дарья Савельева.
Материал дополнен иллюстрациями.
Здравствуйте! А почему нет статьи про сверхпопулярный шлем салад? Я сегодня внимательно посмотрел выложенный ролик с турниром в стиле середины 15 века и там были изображены схватки рыцарей в саладах, смотрел внимательно и пришел к выводу что салад(а особенно с забралом) очень ненадежный шлем в комплексе полного рыцарского доспеха… Скинуть его зацепив снизу или откинув забрало или ударив по краю сбить на глаза заставив противника потерять обзор или заехать сверху за подбородник если противник приподнял голову видится вполне простым , в общем защита не намного выше открытых шлемов с полями а уж для турниров точно не подходит и вот при всем при этом просто безумная популярность даже во время расцвета сверхнадежных арме …хотелось бы с научной точки зрения услышать почему это так.
Салад у нас в планах. Пока — из ближайшего, шлем не менее интересный — бургиньот. Подождите, и до салада дело дойдет.